Решение Федеральной антимонопольной службы
N 05/9850/14 (опубликовано 25 марта 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "28" февраля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "18" марта 2014 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по рассмотрению дела N 1 10/105-12 о нарушении антимонопольного законодательства <>
рассмотрев дело N 1 10/105-12 по признакам нарушения ОАО "Сатурн-Газовые турбины" (ул. Толбухина, д. 16, г. Рыбинск, 152914) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в части злоупотребления доминирующим положением путем необоснованного увеличения (установления) стоимости работ по капитальному ремонту газотурбинных двигателей серии ГТД-6РМ, произведенных ОАО "НПО "Сатурн" (далее - Капитальный ремонт газотурбинных двигателей ГТД-6РМ), установила:
I. Существо рассматриваемого дела.
В рамках полномочий по государственному контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства ФАС России были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Сатурн-Газовые турбины", входящего в группу лиц ОАО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация" (далее - ОАО "УК "ОДК"), в части установления монопольно высокой цены на услуги по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ, что послужило основанием для возбуждения дела N 1 10/105-12 о нарушении антимонопольного законодательства.
Из материалов, представленных по запросам ФАС России, следует, что ОАО "Сатурн-Газовые турбины" является головной компанией группы лиц ОАО "УК"ОДК" по производству газотурбинных энергетических агрегатов и газоперекачивающих комплексов гражданского назначения.
ОАО "Сатурн-Газовые турбины" (ул. Толбухина, д. 16, г. Рыбинск, Ярославская обл., 152914) осуществляет свою хозяйственную деятельность в области проектирования и производства энергетических установок и газоперекачивающих агрегатов, строительства газотурбинных электростанций, а также обслуживания энергообъектов.
Газотурбинные энергетические агрегаты и газоперекачивающие комплексы гражданского назначения производства ОАО "Сатурн-Газовые турбины" комплектуются силовыми установками (газотурбинными двигателями), поставка и производство которых осуществляется ОАО "НПО "Сатурн", которое также входит в одну группу лиц с ОАО "УК"ОДК".
ОАО "НПО "Сатурн" (местонахождение: пр. Ленина, 163, г. Рыбинск, Ярославская область, 152903) осуществляет свою хозяйственную деятельность в области разработки и производства газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации и судов военно-морского флота, двигателей для газоперекачивающих агрегатов и электростанций, в том числе газотурбинных двигателей серии ГТД-6РМ.
ОАО "НПО "Сатурн" является единственной организацией, обладающей технологической возможностью осуществления Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ.
Капитальный ремонт газотурбинных двигателей ГТД-6РМ предусматривает полную разборку, дефектацию комплектующих и их последующую наладку, а также послеремонтные испытания на стенде.
Для каждого газотурбинного двигателя серии ГТД-6РМ установлен межремонтный ресурс, определяемый изготовителем двигателя, по истечении которого потребитель такого двигателя должен прекратить его эксплуатацию и направить на капитальный ремонт в адрес производителя - ОАО "НПО "Сатурн".
ФАС России установлено, что в период с 22.04.2009 по 12.10.2012 произошло увеличение стоимости Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ для конечных потребителей (генерирующих компаний) в среднем от 10% - 37%, что свидетельствовало о наличии признаков установления ОАО "Сатурн-Газовые турбины" монопольно высокой цены.
По результатам рассмотрения документов и сведений, принимая во внимание указанные обстоятельства, ФАС России было возбуждено дело N 1 10/105-12 (приказ ФАС России от 12.10.2012 N 630) в отношении ОАО "НПО "Сатурн-Газовые турбины" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услуги по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ.
II. Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по ремонту газотурбинных двигателей серии ГТД-6РМ.
В соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок проведения анализа рынка), в рамках рассмотрения настоящего дела, проведено исследование товарного рынка Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ в период с 01.01.2009 по 01.01.2012.
В качестве товара рассматривается оказание услуг по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ, используемых генерирующими компаниями на территории Российской Федерации.
Производителем и разработчиком газотурбинных двигателей ГТД-6РМ, а также собственником и держателем конструкторской документации на нее является ОАО "НПО "Сатурн".
Для осуществления ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ в составе комплекса ГТА-6РМ, ремонтная организация должна обладать необходимой оснасткой и оборудованием, а также ремонтной документацией и соответствующим штатом рабочего персонала.
Согласно результатам исследования рынка, принимая во внимание, что заключение договоров на оказание услуг по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ, в соответствии с Решениями ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" и ООО "УК "ОДК", с потребителями осуществлялось от
имени ОАО "Сатурн-Газовые турбины", а также что указанные организации, в том числе ОАО "НПО "Сатурн", на основании статьи 9 Закона о защите конкуренции, входят в одну группу лиц, доля ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на рынке Капитального ремонта газотурбинных двигателей серии ГТД-6РМ составила 100%.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого (которой) на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Учитывая результаты проведенного исследования товарного рынка Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ и руководствуясь положением пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила, что ОАО "Сатурн-Газовые турбины", входящее в группу лиц ОАО "УК "ОДК", в период с 01.01.2009 по 01.01.2012 занимало доминирующее положение.
Рынков, сопоставимых с рынком Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ, ФАС России не выявлено.
III. Анализ сбытовой политики и практики ценообразования группы лиц ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на рынке услуг Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ.
1. В соответствии с решением ОАО НПО "Сатурн" и ОАО "Сатурн-Газовые турбины" от 22.04.2009 N 464/001-002 "О разделении полномочий между ОАО НПО "Сатурн" и ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в части обслуживания ГТД и ГТА?", решением ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" о формировании пэкиджа только на ОАО "Сатурн-Газовые турбины" (протокол N 4 заседания Проектного комитета ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" от 20.10.2009), приказом ОАО "УК "ОДК" от 13.01.2010 N 1, а также письмом ОАО "УК "ОДК" от 14.01.2010 N ОДК/1-7, ОАО "Сатурн-Газовые турбины" определено генеральным исполнителем группы лиц ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" в части проведения определенного типа работ, в том числе работ по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ (далее - Решения).
Решения по наделению ОАО "Сатурн-Газовые турбины" статусом генерального исполнителя группы компаний ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" в части проведения определенного типа работ, в том числе по обеспечению монтажа, пусконаладочных работ, сервисного обслуживания и ремонта парка газотурбинных двигателей, а также единого сервисного центра (далее - ЕСЦ), распространялись на всю группу лиц, в которую входит, в том числе ОАО "НПО "Сатурн".
Указанные Решения были разосланы всем потребителям услуг, которые, в свою очередь, начали заключать договоры с ОАО "Сатурн-Газовые турбины".
В развитие Решений, ОАО "УК "ОДК" издало приказ от 23.04.2012 N 52, которым был введен в действие временный регламент "О взаимодействии единого сервисного центра ОАО "УК "ОДК" и заводов-изготовителей при организации капитальных и гарантийных ремонтов газотурбинных двигателей наземного применения. В соответствии с приказом определялся порядок организации работы с потребителями услуг по капитальному ремонту газотурбинных двигателей, в том числе, серии ГТД-6РМ". Функции ЕСЦ, на основании приказа ОАО "УК "ОДК" от 23.04.2012 N 52, были возложены на ОАО "Сатурн-Газовые турбины", деятельность которого заключалась в организации работ по капитальному ремонту ГТД и ГТА и заключению соответствующих договоров с конечными потребителями таких услуг.
Письмом управляющего директора ОАО "УК "ОДК" Масалова В.Е. от 19.09.2012 N ОДК/11-2283 действие приказа ОАО "УК "ОДК" от 23.04.2012 N 52 было приостановлено.
Документов, подтверждающих приостановление либо отмену Решений ОАО "УК "ОДК", определяющих ОАО "Сатурн-Газовые турбины" генеральным исполнителем группы компаний ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" в части Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ, антимонопольным органом выявлено не было.
2. Исполнение Решений, указанных в пункте 1 раздела III, подтверждается фактическим поведением ОАО НПО "Сатурн" и ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на рынке Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ. Так, письмом от 06.05.2009 N 368/008-153/09, направленным ОАО НПО "Сатурн" в адрес ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция", общество сообщает, что расторгает заключенный договор от 11.01.2009 N 368/012-12/2008 в связи с принятием решения от 22.04.2009 N 464/001-002 "О разделении полномочий между ОАО НПО "Сатурн" и ОАО "Сатурн-Газовые
2
При расчете суммы, которую конечные потребители фактически переплачивали по каждому исследованному договору, рассчитывалась разница стоимости работ выполненных ОАО "НПО "Сатурн" и работ выполненных ОАО "Сатурн-Газовые турбины" с учетом НДС, а также в процентном соотношении.
турбины".
Таким образом, Комиссией ФАС России установлено, что в период с 22.04.2009 по 28.02.2014, ОАО "Сатурн-Газовые турбины" имело преимущественное право по предоставлению услуг на капитальный ремонт газотурбинных двигателей, в том числе двигателей серии ГТД-6РМ.
3. ОАО "Сатурн-Газовые турбины", осуществляя реализацию услуг по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ, которые фактически и в полном объеме выполнялись ОАО "НПО "Сатурн", при формировании цены для конечных потребителей включало в стоимость услуги наценку, размер которой экономически и технологически не обоснован.
Так, в период с 22.04.2009 по 12.10.2012 выявлены следующие договоры, заключенные ОАО "Сатурн-Газовые турбины" с хозяйствующими субъектами, предметом которых являлись услуги по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ?
1) Договор от 14.05.2009 N 464/005-239, заключенный с ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция".
Стоимость работ по договору составила - 21 209 202 руб. (с НДС).
Статьи затрат, включенные ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в себестоимость работ по капитальному ремонту:
соисполнители (ОАО "НПО "Сатурн") - 15 276 549,15 руб. (без НДС);
коммерческие расходы - 195 539,83 руб.
Прибыль ОАО "Сатурн-Газовые турбины" составила - 2 501 811,02 руб.
Себестоимость капитального ремонта двигателя, произведенного ОАО "НПО "Сатурн" на собственных производственных мощностях, составила - 14 132 790 руб. (без НДС).
Стоимость работ ОАО "НПО "Сатурн", по капитальному ремонту газотурбинного двигателя ГТД-6РМ, составила - 18 026 328 руб. (с НДС).
Прибыль ОАО "НПО "Сатурн" составила - 1 132 790 руб.
Рентабельность ОАО "НПО "Сатурн" составила - 8,1%.
Таким образом, стоимость капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ для конечного потребителя увеличена ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на 3 182 874 руб., что составляет 17.6% от стоимости работ, выполненных ОАО "НПО "Сатурн".
Соотношение полученной прибыли и понесенных ОАО "Сатурн-Газовые турбины" затрат составило - 1280%.
2) Договор от 28.06.2010 N 464/005-295, заключенный с ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция".
Стоимость работ по договору составила - 21 209 202 руб. (с НДС).
Статьи затрат, включенные ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в себестоимость работ по капитальному ремонту:
соисполнители (ОАО "НПО "Сатурн") - 15 276 549,15 руб. (без НДС);
коммерческие расходы - 195 539,83 руб.
Прибыль ОАО "Сатурн-Газовые турбины" составила - 2 501 811,02 руб.
Себестоимость капитального ремонта двигателя, произведенного ОАО "НПО "Сатурн" на собственных производственных мощностях, составила - 14 132 790 руб. (без НДС).
Стоимость работ ОАО "НПО "Сатурн", по капитальному ремонту газотурбинного двигателя ГТД-6РМ, составила - 18 026 328 руб. (с НДС).
Прибыль ОАО "НПО "Сатурн" составила - 1 132 790 руб.
Рентабельность ОАО "НПО "Сатурн" составила - 8,1%.
Таким образом, стоимость капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ для конечного потребителя увеличена ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на 3 182 874 руб., что составляет 17.6% от стоимости работ, выполненных ОАО "НПО "Сатурн".
Соотношение полученной прибыли и понесенных ОАО "Сатурн-Газовые турбины" затрат составило - 1280%.
3) Договор от 14.01.2010 N 464/005-257, заключенный с ОАО "МОЭК" филиал N5.
Стоимость работ по договору составила - 23 565 780 руб. (с НДС).
Статьи затрат, включенные ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в себестоимость работ по капитальному ремонту:
соисполнители (ОАО "НПО "Сатурн") - 14 635 000 руб. (без НДС);
коммерческие расходы - 210 744,00 руб.
Прибыль ОАО "Сатурн-Газовые турбины" составила - 5 125 256 руб.
Стоимость работ ОАО "НПО "Сатурн" по капитальному ремонту газотурбинного двигателя ГТД-6РМ составила - 17 269 300 руб. (с НДС).
Себестоимость капитального ремонта двигателя, произведенного ОАО "НПО "Сатурн" на собственных производственных мощностях, составила - 12 317 791 руб. (без НДС).
Прибыль ОАО "НПО "Сатурн" составила - 2 317 209 руб.
Рентабельность ОАО "НПО "Сатурн" составила - 18,8 %.
Таким образом, стоимость капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ для конечного потребителя увеличена ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на 6 294 480 руб., что составляет 36,5% от стоимости работ, выполненных ОАО "НПО "Сатурн".
Соотношение полученной прибыли и понесенных ОАО "Сатурн-Газовые турбины" затрат составило - 2432%.
4) Договор от 15.03.2010 N ЛСУ-95/10, заключенный с ООО "Лукойл Энергосети".
Стоимость работ по договору составила - 23 565 780 руб. (с НДС).
Статьи затрат, включенные ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в себестоимость работ по капитальному ремонту:
соисполнители (ОАО "НПО "Сатурн") - 14 635 000 руб. (без НДС);
командировочные расходы - 42 153,78 руб.;
коммерческие расходы -192 270,71 руб.
Прибыль ОАО "Сатурн-Газовые турбины" составила - 5 101 575,51 руб.
Стоимость работ ОАО "НПО "Сатурн" по капитальному ремонту газотурбинного двигателя ГТД-6РМ составила - 17 269 300 руб. (с НДС).
Себестоимость капитального ремонта двигателя, произведенного ОАО "НПО "Сатурн" на собственных производственных мощностях, составила 12 317 791 руб. (без НДС).
Прибыль ОАО "НПО "Сатурн" составила - 3 588 396 руб.
Рентабельность ОАО "НПО "Сатурн" составила - 29,1 %.
Таким образом, стоимость капитального ремонта для конечного потребителя увеличена ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на 6 296 480 руб., что составляет 25,5% от стоимости работ, выполненных ОАО "НПО "Сатурн".
Соотношение полученной прибыли и понесенных ОАО "Сатурн-Газовые турбины" затрат составило - 2176%.
5) Договор от 01.02.2010 N 70-10/464/005-258, заключенный с ОАО "МОЭК" филиал N9.
Стоимость работ по договору составила - 23 591 195,49 руб. (с НДС).
Статьи затрат, включенные ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в себестоимость работ по капитальному ремонту:
соисполнители - 15 529 572,53 руб. (ОАО "НПО "Сатурн");
командировочные расходы -21 538,49 руб.;
коммерческие расходы - 200 331,49 руб.
Прибыль ОАО "Сатурн-Газовые турбины" составила - 4 241 095,98 руб.
Стоимость работ ОАО "НПО "Сатурн" по капитальному ремонту газотурбинного двигателя ГТД-6РМ составила - 18 324 896 руб. (с НДС).
Себестоимость капитального ремонта двигателя, произведенного ОАО "НПО "Сатурн" на собственных производственных мощностях, составила - 12 866 505 руб. (без НДС).
Прибыль ОАО "НПО "Сатурн" составила - 2 663 068 руб.
Рентабельность ОАО "НПО "Сатурн" составила - 20,7 %.
Таким образом, стоимость капитального ремонта для конечного потребителя увеличена ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на 5 266 230 руб., что составляет 28.7% от стоимости работ, выполненных ОАО "НПО "Сатурн".
Соотношение полученной прибыли и понесенных ОАО "Сатурн-Газовые турбины" затрат составило - 1912%.
6) Договор от 01.04.2010 N 464/005-286, заключенный с ОАО "МОЭК" филиал N10.
Стоимость работ по договору составила - 23 580 434,59 руб. (с НДС).
Статьи затрат, включенные ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в себестоимость работ по капитальному ремонту:
соисполнители (ОАО "НПО "Сатурн") - 15 529 572,53 руб. (без НДС).
командировочные расходы - 23 712,17 руб.;
коммерческие расходы - 200 637,37 руб.
Прибыль ОАО "Сатурн-Газовые турбины" составила - 4 229 497,07 руб.
Стоимость работ ОАО "НПО "Сатурн" по капитальному ремонту газотурбинного двигателя ГТД-6РМ составила - 18 324 895,58 руб. (с НДС).
Себестоимость капитального ремонта двигателя, произведенного ОАО "НПО "Сатурн" на собственных производственных мощностях, составила - 12 866 505 руб. (без НДС).
Прибыль ОАО "НПО "Сатурн" составила - 2 663 068 руб.
Рентабельность ОАО "НПО "Сатурн" составила - 20,7 %.
Таким образом, стоимость капитального ремонта для конечного потребителя увеличена ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на 5 255 539 руб., что составляет 28,7% от стоимости работ, выполненных ОАО "НПО "Сатурн".
Соотношение полученной прибыли и понесенных ОАО "Сатурн-Газовые турбины" затрат составило - 1885%.
7) Договор от 31.03.2011 N ЛСУ-65/11, заключенный с ООО "Лукойл-энергосети".
Стоимость работ по договору составила - 24 610 552 руб. (с НДС).
Статьи затрат, включенные ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в себестоимость работ по капитальному ремонту:
соисполнители (ОАО "НПО "Сатурн") - 17 000 000 руб. (без НДС);
коммерческие расходы - 210 800 руб.
Прибыль ОАО "Сатурн-Газовые турбины" составила - 3 645 600 руб.
Стоимость работ ОАО "НПО "Сатурн" по капитальному ремонту газотурбинного двигателя ГТД-6РМ составила - 20 060 000 руб. (с НДС).
Себестоимость капитального ремонта двигателя, произведенного ОАО "НПО "Сатурн" на собственных производственных мощностях, составила - 14 132 789,47 руб.
Прибыль ОАО "НПО "Сатурн" составила - 2 826 557,89 руб.
Рентабельность ОАО "НПО "Сатурн" составила - 20%.
Таким образом, стоимость капитального ремонта для конечного потребителя увеличена ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на 4 550 552 руб., что составляет 22,7% от стоимости работ, выполненных ОАО "НПО "Сатурн".
Соотношение полученной прибыли и понесенных ОАО "Сатурн-Газовые турбины" затрат составило - 1729%.
8) Договор от 01.02.2012 N ЛСУ-43/12, заключенный с ООО "Лукойл-энергосети".
Стоимость работ по договору составила - 26 560 271,89 руб. (с НДС).
Статьи затрат, включенные ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в себестоимость работ по капитальному ремонту:
соисполнители (ОАО "НПО "Сатурн") - 20 593 220,34 руб. (без НДС);
коммерческие расходы - 543 661,02 руб.
Прибыль ОАО "Сатурн-Газовые турбины" составила - 1 371 823,63 руб.
Стоимость работ ОАО "НПО "Сатурн" по капитальному ремонту газотурбинного двигателя ГТД-6РМ составила - 24 300 000 руб. (с НДС).
Таким образом, стоимость капитального ремонта для конечного потребителя увеличена ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на 2 260 271,89 руб., что составляет 9,3% от стоимости работ, выполненных ОАО "НПО "Сатурн".
Соотношение полученной прибыли и понесенных ОАО "Сатурн-Газовые турбины" затрат составило - 252%.
Факты увеличения ОАО "Сатурн-Газовые турбины" стоимости Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ выявленные Комиссией в период с 01.01.2009 по 28.02.2011, в силу положений статьи 41.1 Закона о защите конкуренции, не могут являться предметом рассмотрения дела о нарушении ОАО "Сатурн-Газовые турбины" антимонопольного законодательства.
Таким образом, для целей установления в действиях ОАО "Сатурн-Газовые турбины" фактов нарушения антимонопольного законодательства могут быть приняты во внимание только договоры, заключенные в период с 28.02.2011 по 28.02.2014.
Анализ практики ценообразования группы лиц ОАО "Сатурн-Газовые турбины" на рынке услуг Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ позволяет сделать вывод о том, что установленные ОАО "Сатурн-Газовые турбины" цены на капитальный ремонт превышают сумму расходов и прибыли, необходимых для оказания таких услуг.
Прибыль, получаемая ОАО "Сатурн-Газовые турбины" при заключении договоров на оказание услуг Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ с конечными потребителями, существенно превышала прибыль ОАО "НПО "Сатурн", которое выполняет весь объем работ по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ. При этом, соотношение полученной прибыли и понесенных ОАО "Сатурн-Газовые турбины" затрат в зависимости от договора варьировалось от 252 до 2432%, тогда как рентабельность ОАО НПО "Сатурн" составила от 8 до 29%.
Экономического и (или) технологического обоснования включения ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в стоимость работ по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ наценки, существенно превышающей сумму понесенных обществом расходов, Комиссии ФАС России представлено не было.
По мнению Комиссии ФАС России, изложенные обстоятельства свидетельствует о злоупотреблении ОАО "Сатурн-Газовые турбины" доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на работы по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ.
IV. Выводы Комиссии ФАС России:
1. Согласно результатам исследования рынка Капитального ремонта газотурбинных двигателей серии ГТД-6РМ, ОАО "НПО "Сатурн" занимает на нем доминирующее положение с долей 100%;
2. ОАО "Сатурн-Газовые турбины", которое входит в одну группу лиц с ОАО "НПО "Сатурн", в период с 22.04.2009 по 28.02.2014, получило преимущественное право на заключение договоров по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ в соответствии с Решениями, принятыми в рамках группы лиц;
3. ОАО "Сатурн-Газовые турбины" устанавливало цены услуг по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ на уровне, существенно превышающем сумму расходов и прибыли, необходимых для оказания таких услуг:
3.1. ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в период с 14.05.2009 по 15.03.2010 были заключены договоры от 14.05.2009 N 464/005-239 и от 28.06.2010 N464/005-295 с ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция", от 14.01.2010 N 464/005-257 с ОАО "МОЭК" филиал N5, от 01.01.2010 N 70-10/464/005-258 с ОАО "МОЭК" филиал N9, от 01.04.2010 N 464/005-286 с ОАО "МОЭК" филиал N 10, от 15.03.2010 N ЛСУ-95/10 с ООО "Лукойл-Энергосети". На момент возбуждения дела N 1 10/105-12 о нарушении антимонопольного законодательства указанные договоры содержали признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на работы по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ. Комиссией ФАС России установлено, что при заключении указанных договоров ОАО "Сатурн-Газовые турбины" устанавливало монопольно высокую цену на Капитальный ремонт газотурбинных двигателей ГТД-6РМ, включая в стоимость услуг экономически и иным образом необоснованную наценку, превышающую сумму расходов и прибыли, необходимых для оказания таких услуг. Вместе с тем, на основании статьи 41.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела в отношении ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в части злоупотребления доминирующим положением при заключении указанных договоров подлежит прекращению.
3.2. В действиях ОАО "Сатурн-Газовые турбины", при заключении договора от 01.02.2012 N ЛСУ-43/12 с ООО "Лукойл-Энергосети" на услуги по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ, Комиссия ФАС России не установила факта нарушения антимонопольного законодательства;
3.3. Действия ОАО "Сатурн-Газовые турбины", при заключении договора от 31.03.2011 N ЛСУ-65/11 с ООО "Лукойл-Энергосети", нарушают антимонопольное законодательство в части установлении монопольно высокой цены на услуги по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей серии ГТД-6РМ.
4. Действия ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в части установления монопольно высокой цены на услуги по Капитальному ремонту газотурбинных двигателей ГТД-6РМ не привели к ограничению или устранению конкуренции на смежном товарном рынке, вместе с тем, указанные действия привели к ущемлению интересов потребителей услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действие (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о Защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Учитывая изложенное, проанализировав представленные материалы, заслушав позиции сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия ФАС России решила:
1. На основании статьи 41.1 Закона о защите конкуренции, прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО "Сатурн-Газовые турбины" (ул. Толбухина, д. 16, г. Рыбинск, 152914) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены на Капитальный ремонт газотурбинных двигателей ГТД-6РМ при заключении договоров от 14.05.2009 N 464/005-239 и от 28.06.2010 N464/005-295 с ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция", договора от 14.01.2010 N 464/005-257 с ОАО "МОЭК" филиал N5, договора от 01.01.2010 N 70-10/464/005-258 с ОАО "МОЭК" филиал N9, договора от 01.04.2010 N 464/005-286 с ОАО "МОЭК" филиал N 10, договора от 15.03.2010 N ЛСУ-95/10 с ООО "Лукойл-Энергосети" в связи с истечением сроков давности.
2. Признать ОАО "Сатурн-Газовые турбины" (ул. Толбухина, д. 16, г. Рыбинск, 152914) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены на Капитальный ремонт газотурбинных двигателей ГТД-6РМ при заключении и реализации договора от 31.03.2011 года N ЛСУ-65/11 с ООО "Лукойл-Энергосети".
3. Выдать ОАО "Сатурн-Газовые турбины" (ул. Толбухина, д. 16, г. Рыбинск, 152914) предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1 10/105-12
о нарушении антимонопольного законодательства
"18" марта 2014 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по рассмотрению дела N 1 10/105-12 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия ФАС России) в составе: Председатель Комиссии: М.А. Овчинников - начальник Управления контроля промышленности и оборонного комплекса; Члены Комиссии: Д.М. Брыкин - заместитель начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, В.А. Хоменко - заместитель начальника отдела машиностроения Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Д.В. Огневская - начальник отдела судебной работы Правового управления, А.С. Овчинникова - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы Правового управления,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 35-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. ОАО "Сатурн-Газовые турбины" в течение 5 лет с момента выдачи настоящего предписания надлежит представлять в антимонопольный орган информацию об отдельных показателях хозяйственной деятельности, в части реализации услуг по капитальному ремонту газотурбинных двигателей серии ГТД-6РМ.
2. Информацию надлежит представлять один раз в год (в течение 30 календарных дней после окончания отчетного периода), по форме таблицы, приведенной в приложении к настоящему предписанию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы N 05/9850/14 (опубликовано 25 марта 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016