Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Некоммерческого партнерства Содействия развитию и совершенствованию уровня образования граждан "Дирекция экспертного обеспечения образовательных процессов и технологий "ДОТ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на совершенствование и апробацию механизмов общественного контроля в процедурах федерального государственного контроля (надзора) за образовательными организациями (номер извещения 0173100003113000087) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно включены в предмет торгов работы по проведению контрольно-надзорных мероприятий.
2. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства об аккредитации в качестве экспертной организации в сфере образования.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса в редакции, актуальной на дату рассмотрения жалобы Заявителя, размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.01.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 40 000 000 рублей;
3) дата срока окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.02.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Конкурса осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
1. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В пункте 2 раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации установлено, что в предмет контракта включены, в том числе работы по проведению контрольно-надзорных мероприятий.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно включены в предмет торгов работы по проведению контрольно-надзорных мероприятий в связи с тем, что у Заказчика отсутствует ежегодный план проверок на 2015 год и не размещен в составе Конкурсной документации.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что работы по проведению контрольно-надзорных мероприятий включены в последний этап выполнения работ по контракту в 2015 году. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Следовательно, соответствующие документы не могут быть представлены в составе Конкурсной документации.
Кроме того, согласно письменным возражениям Заказчика, Заказчиком проводятся, в том числе внеплановые проверки, соответствующие распорядительные акты к которым готовятся непосредственно перед проведением проверки.
При этом представители Заказчика на заседание Комиссии представили сведения, подтверждающие, что работы по проведению контрольно-надзорных мероприятий связаны с предметом торгов "Совершенствование и апробацию механизмов общественного контроля в процедурах федерального государственного контроля (надзора) за образовательными организациями" и не могут быть выделены в отдельный лот.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно включены в предмет торгов работы по проведению контрольно-надзорных мероприятий.
Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
Пунктом 15.2 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что участник размещения заказа должен представить в составе заявки на участие в Конкурсе документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся предметом торгов, а именно свидетельство об аккредитации в качестве экспертной организации в сфере образования.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" эксперты, экспертные организации - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Следовательно, выполнять работы по проведению контрольно-надзорных мероприятий может исключительно лицо, имеющее свидетельство об аккредитации в качестве экспертной организации в сфере образования.
На заседании Комиссии установлено, что в предмет контракта для выполнения контрольно-надзорных мероприятий включены работы по привлечению общественных наблюдателей, общественных организаций и гражданских институтов, которые должны обладать соответствующим свидетельством аккредитации.
Вместе с тем, в случае если в предмет торгов включены работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующего свидетельства и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующим свидетельством, то установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии такого свидетельства является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Таким образом, установление Заказчиком требования к участникам размещения заказа о наличии свидетельства об аккредитации в качестве экспертной организации в сфере образования, указанной в пункте 15.2 Информационной карты Конкурсной документации, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Некоммерческого партнерства Содействия развитию и совершенствованию уровня образования граждан "Дирекция экспертного обеспечения образовательных процессов и технологий "ДОТ" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком требования к участникам размещения заказа о наличии свидетельства об аккредитации в качестве экспертной организации в сфере образования.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы от 14.02.2014 по делу N К-282/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N К-282/14 об устранении
нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
14.02.2014 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании решения от 14.02.2014 по делу N К-282/14, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы Некоммерческого партнерства Содействия развитию и совершенствованию уровня образования граждан "Дирекция экспертного обеспечения образовательных процессов и технологий "ДОТ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения контракта на совершенствование и апробацию механизмов общественного контроля в процедурах федерального государственного контроля (надзора) за образовательными организациями (номер извещения 0173100003113000087) (далее - Конкурс), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о Контрактной системе), предписывает:
1. Заказчику вернуть участникам размещения заказа ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 14.02.2014 по делу N К - 282/14, а также разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить на Официальном сайте информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на Официальном сайте соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 20 дней.
4. Заказчику в срок до 28.02.2014 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 254-8300(499) 254-8300, а также электронной почте cibylskaya@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Позвонить
Отправить SMS
Добавить в Skype
Call with Skype creditsБЕСПЛАТНО в Skype
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 февраля 2014 г. N К-282/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016