Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе (далее - Комиссия ФАС России):
<>,
при участии представителей:
ОАО "РЖД": <> - доверенность от 25.02.2015 N 150-ДП, <> - доверенность от 23.04.2015 N 77 АБ 6794782, <> - доверенность от 28.10.2015 N77 АБ 8090089;
ОАО "Кировский завод": <> - выписка N 1 из протокола заседания Совета директоров ОАО "Кировский завод" от 30.12.2015 N 1, <> - доверенность от 11.03.2016 N 17, <> - доверенность от 11.03.2016 N 16,
рассмотрев жалобу ОАО "Кировский завод" от 17.02.2016 N 08-174 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса N 2117/ОК-РЖДС/15 на поставку запасных частей тягового подвижного состава для нужд ОАО "РЖД" (извещение N 31503180761), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции", установила:
В ФАС России поступила жалоба ОАО "Кировский завод"
(далее - Заявитель) от 17.02.2016 N 08-174 (вх. от 03.03.2016 N 28278/16) на действия (бездействие) ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса N 2117/ОК-РЖДС/15 на поставку запасных частей тягового подвижного состава для нужд ОАО "РЖД" (извещение N 31503180761) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным советом директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке). В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
30.12.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок - 01.02.2016 в 17:00 ;
дата и время вскрытия заявок - 02.02.2016 в 10:45 ;
дата и время рассмотрения заявок - 08.02.2016 в 15:00 ;
дата и время подведения итогов - 09.02.2016 в 16:00;
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Конкурса несостоявшимся. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. Согласно Протоколу от 08.02.2016 N 2117/ОК-РЖДС/15/1 совместного заседания экспертной группы и организатора на участие в Конкурсе подано 2 заявки, к участию в Конкурсе допущен только один участник. Пунктом 256 Положения о закупке и пунктом 7.11.3 Документации установленно, что если открытый конкурс признан несостоявшимся вследствие поступления конкурсной заявки от одного участника закупки, с таким участником при условии, что он будет допущен к участию в конкурсе и его конкурсная заявка соответствует требованиям, изложенным в конкурсной документации, а также с единственным допущенным к конкурсу участником может быть заключен договор в порядке, установленном нормативными документами заказчика. Кроме того, пунктом 7.11.2 Документации установлено, что Конкурс признается несостоявшимся, если по итогам рассмотрения конкурсных заявок к участию в конкурсе допущен один участник.
Таким образом, довод Заявителя о том, что принято неправомерное решение о призанании Конкурса несостоявшимся, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частями 12, 13 пункта 10 статьи 4 в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 161 Положения о закупке установлены критерии оценки:
1) цена договора;
2) качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг;
3) квалификация участников закупки;
4) расходы на эксплуатацию товаров;
5) стоимость жизненного цикла;
6) расходы на техническое обслуживание товаров;
7) сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
8) срок предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг;
9) объем предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг;
наличие системы менеджмента качества (оценка по этому критерию осуществляется в обязательном порядке в случае закупки продукции, подлежащей инспекционному и приемочному контролю);
отрицательный/положительный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для заказчика.
Согласно пункту 7.8.3.1 Документации: "Участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае: непредставления определенных конкурсной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности". В соответствии с пунктом 8.1.8.6. Документации в конкурсной заявки должны быть представлены документы, подтверждающие соответствие участников конкурса, предлагаемых ими товаров, работ, услуг установленным требованиям конкурсной документации и условиям допуска к участию в конкурсе, в частности, перечисленным в пунктах 2, 3.2, 6.4.3.1 конкурсной документации. Подпунктом 2.2 пункта 2 Документации установлено, что у участника должна иметься собственная или сертифицированная система менеджмента качества применительно к производству или поставке продукции, входящей в лоты, или документальное подтверждение процедуры ее прохождения. В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса участник в составе заявки представляет:
- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы. На заседании Комиссией ФАС России установлено, что данное требование является подтверждением опыта и установление данного опыта в качестве допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением круга участников.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса и отказ в допуске участникам Конкурса в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, согласно подпункту 4.1 пункта 4 Документации наличие у участника системы менеджмента качества деятельности является также критерием оценки за который участнику присваивается максимальное количество баллов (10 % от количества присвоенных баллов по критерию N 1 - наличие сертификата системы менеджмента качества производства товара, сертифицированной на соответствие требованиям ISO; 5 % от количества присвоенных баллов по критерию N 1 - наличие собственной системы менеджмента качества производства товара). Установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию наличия системы менеджмента качества не позволяет объективно присвоить заявке максимальное количество баллов. Подпунктом 4.1 пункта 4 Документации установлен критерий оценки "Право поставки, подтвержденное производителем". На заседании Комиссия ФАС России установила, что Положением о закупке не предусмотрен данный критерий оценки. Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление данного критерия оценки противоречит пункут 161 Положения о закупке. Таким образом установление вышеуказанных критериев нарушает требования пункта 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в Документации установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
"- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации (пункт 6.4.3.6);
-отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (пункт 6.4.3.7);
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (пункт 6.4.3.8)". Вместе с тем, пунктом 2.1 Документации установлено: "Участник должен являться производителем продукции, предлагаемой к поставке, либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем. В подтверждение того, что участник является производителем продукции либо обладает правом поставки товаров, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:
документ, подтверждающий, что участник является производителем; или - информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров; или - договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора, с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем". Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса и отказ в допуске участникам Конкурса в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ОАО "Кировский завод" от 17.02.2016 N 08-174
(вх. от 03.03.2016 N 28278/16) на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса N 2117/ОК-РЖДС/15 на поставку запасных частей тягового подвижного состава для нужд ОАО "РЖД" (извещение
N 31503180761) необоснованной. 2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.03.2016 N 223-ФЗ-88/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что Конкурс признан несостоявшимся, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 марта 2016 г. N 17/16126/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016