Решение Федеральной антимонопольной службы
от 24 августа 2015 г. N АК/47935/15
Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы жалобы (вх.
от 27.05.2015 N 52811/15) на постановление от 09.02.2015 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 02-09-007/2015 в отношении
ОО ХСТО "Волна" (место нахождения: 628412, г. Сургут, в/г "Подводник"; дата регистрации в качестве юридического лица - 13.02.1996;
ИНН 8602162660; ОГРН 1038605500031; КПП 860201001) (далее - Жалоба), в присутствии законного представителя ОО ХСТО "Волна" Рыбкина В.А., которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило обращение
ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - "ТЭК") на действия
ОО ХСТО "Волна" (вх. от 15.04.2013 N 650-0), в части незаконной перепродажи электрической энергии подключенным к его сетям потребителям.
В адрес ОАО "ТЭК" 04.12.2013 обратился ИП Семеняга Н.А. с заявлением о заключении договора энергоснабжения, указав на наличие технологического присоединения принадлежащих ему объектов, представив в качестве доказательства квитанции об оплате потребленной электрической энергии.
В соответствии с пунктом 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии мощности с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства, которго в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства.
ОАО "ТЭК" являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии оформило договор энергоснабжения с ИП Семенягой Н.А.
С 10.04.2014 ОО ХСТО "Волна" прекратило подачу электрической энергии ИП Семеняга Н.А. и другим потребителям ОАО "ТЭК".
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредовано присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
В адрес ОО ХСТО "Волна" 06.05.2014 было направлено предупреждение (исх. от 06.05.2014 N 02/ВП - 1891/519) о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в котором антимонопольный орган указывал ОО ХСТО "Волна" на необходимость прекращения действий, по перепродаже электроэнергии подключенным к сетям общества коммерческим потребителям, путем передачи данных потребителей на прямое сбытовое обслуживание гарантирующему поставщику.
ОО ХСТО "Волна" не исполнило предупреждение антимонопольного органа в установленный срок.
Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 20.06.2014 N 647 в отношении ОО ХСТО "Волна" было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-06-121/2014 установлено следующее.
ОО ХСТО "Волна" в письменных и устных пояснениях указывало, что для обеспечения своей деятельности, ОО ХСТО "Волна" владеет на праве собственности энергопринимающими устройствами - воздушными и кабельными линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями 10/04 кВ, с использованием которых обеспечивает энергоснабжение участников гаражного комплекса, покупая электрическую энергию у ОАО "ТЭК" в соответствии с договором от 01.01.2012 N 29.
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-06-121/2014, ОО ХСТО "Волна" в своих пояснениях по делу факт владения воздушными и кабельными линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями 10-04 кВ, с использованием которых обеспечивает энергоснабжение участков гаражного комплекса, не отрицало.
В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) ОО ХСТО "Волна" присоединено к электрической сети (ПС-110 кВ "Энергетик" с оформлением акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 30.01.2014 N Т7/1/381).
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России расценила наличие у ИП Семеняга Н.А., квитанции об оплате потребленной электрической энергии как подтверждение факта наличия технологического присоединения к объектам, находящимся в ведении ОО ХСТО "Волна".
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтвержден факт опосредованного подключения ИП Семеняги Н.А. к электрическим сетям ОО ХСТО "Волна" и факт того, что с 10.04.2014 ОО ХСТО "Волна" систематически осуществляет прекращение подачи электрической энергии ИП Семеняге Н.А., подключенному к его электрическим сетям, который в течении данного промежутка времени вынужден нести убытки, вызванные простоем в работе, в связи отсутствием энергоснабжения, чем ущемляет экономические интересы потребителя электрической энергии, а также создает препятствия ОАО "ТЭК" для доступа на товарный рынок по реализации электрической энергии.
Имея в наличии электросетевое оборудование (хозяйство), через которое опосредованно подключены потребители ОАО "ТЭК", ОО ХСТО "Волна" препятствует осуществлению продажи (поставки) электрической энергии ОАО "ТЭК".
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России решением от 24.09.2014 (исх. от 24.09.2014 N 02/ВП-6975-1255) по делу N 02-06-121/2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Решение), действия ОО ХСТО "Волна", выразившиеся в отключении потребителя ИП Семеняги Н.А., а также в создании препятствий ОАО "ТЭК" доступу на товарный рынок реализации электрической энергии, признала нарушением частей 5 и 9 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено следующее:
ОО ХСТО "Волна" является потребителем энергии по договору энергоснабжения от 01.01.2012 N 29, заключенному с ОАО "ТЭК", в соответствии с условиями которого, производится оплата поставленной электрической энергии. Указанным договором также установлено, что местом взаимного исполнения обязательств является граница балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности, оформленная соответствующим актом от 30.01.2014 N Т7/1/381, составленным между ОО ХСТО "Волна" и ОАО "ТЭК". На границе разграничения балансовой принадлежности установлен прибор учета, по показаниям которого производятся расчеты за поставленную электрическую энергию.
ИП Семеняга Н.А. в качестве документов, подтверждающих право собственности и наличие технологического присоединения представил квитанции об оплате электрической энергии ОО ХСТО "Волна"
При этом согласно пункту 36 Правил технологического присоединения сетевая организация по обращению лиц, заинтересованных в перераспределении в свою пользу максимальной мощности других лиц, энергопринимающие устройства которых присоединены в установленном порядке к электрическим сетям, в течение 30 дней обязана направить этим лицам в письменном виде информацию, содержащую расчет стоимости технологического присоединения для лиц, желающих осуществить технологическое присоединение путем перераспределения максимальной мощности энергопринимающих устройств других лиц.
В то же время, в соответствии с пунктом 32 Основных положений гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами, указанными в абзаце втором данного пункта.
Согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа, опосредованное присоединение к электрической сети - присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим лицом в сроки, установленные Правилами технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения процедура технологического присоединения включает в себя следующие стадии:
- подача заявки юридическим или физическим лицом которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
- заключение договора;
- выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
- получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя,
- составление акта об осуществлении технологического присоединения.
У ИП Семеняга Н.А. отсутствует документальное подтверждение совершения действий, указанных в пункте 7 Правил технологического присоединения, таким образом технологическое присоединение, в том числе опосредованное, энергопринимающих устройств ИП Семеняга Н.А. не осуществлялось.
ОАО "ТЭК" 05.12.2013 заключило с ИП Семеняга Н.А. договор энергоснабжения N 70, признав ОО ХСТО "Волна" сетевой организацией, которой оно в силу несоответствия требованиям критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, не является.
Договор энергоснабжения N 70 заключен в нарушение требований действующего законодательства в виду того, что при заключении договора энергоснабжения необходимо представить сбытовой компании документы, перечень которых закреплен в пункте 34 Основных положений, в частности - документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора (предоставляются только потребителем, когда он выступает заявителем).
ИП Семеняга Н.А. не владел энергопринимающим устройством, которое находится на территории ООО ХСТО "Волна".
Следовательно, ограничения и ущемления прав и интересов ИП Семеняга Н.А., в данном случае нет. Нарушение антимонопольного законодательства в действиях ОО ХСТО "Волна", выразившиеся в прекращении сетевой организацией предоставления услуг по передаче электрической энергии
ИП Семеняга Н.А. отсутствует.
С учетом изложенного, при рассмотрении Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении N 02-09-007/2015 установлено отсутствие события административного правонарушения в действиях ОО ХСТО "Волна".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП, решил:
Постановление от от 09.02.2015 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 02-09-007/2015 в отношении ОО ХСТО "Волна" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 августа 2015 г. N АК/47935/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016