Решение Федеральной антимонопольной службы
от 21 августа 2015 г. N АК/44733/15
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б.- заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Никитина Т.Е. - Заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Дегтярева А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев материалы по факту распространении ПАО "МегаФон" рекламы "МегаФон - Все включено S" на федеральных телеканалах, в том числе "Первый канал", "Перец", "РБК", в мае 2015 года,
в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ПАО "Мегафон" (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002) - Горбенковой Ю.А., установила:
В ФАС России поступило заявление гражданина с претензией к рекламе тарифа "МегаФон - Все включено S".
Указанная реклама распространялась в мае 2015 года в эфире телеканалов, в том числе "Первый канал", "Перец", "РБК",.
В рекламе тарифа "МегаФон - Все включено S" ПАО "Мегафон" указывалось на абонентскую плату в размере 190 руб./мес. (в форме текста).
В нижней части рекламы указывались иные условия тарифа:
на первом дисклеймере - "190 рублей - размер абонентской платы за 1 й месяц пользования тарифным планом "МегаФон - Все включено S"";
на втором дисклеймере "Размер абонентской платы за 2-й и последующие месяцы зависит от филиала подключения. Подробнее - www.megafon.ru. Предложение действительно до 31.05.2015" (рекламный видеоролик).
Текст с данными условиями выполнен мелким шрифтом и размещался в рекламном видеоролике на 1/9 площади кадра, продолжительность первого дисклеймера составляет 8 секунд, второго дисклеймера - 4 секунды.
Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 8 и 4 секунды, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.
Согласно условиям тарифного плана "МегаФон - Все включено S", размещенных на официальном сайте ПАО "Мегафон" http://moscow.megafon.ru/, абонентская плата 190 рублей предусмотрена только за 1-й месяц пользования услугой и со 2-го месяца увеличивается в размере, зависящем от региона подключения.
Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию - абонентской плате в размере 190 руб./мес., которое указано крупным хорошо читаемым шрифтом.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (абонентская плата 190 руб./мес.).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации - способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федерального закона "О рекламе") не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях стоимости тарифа, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Вместе с тем информация об изменении размера абонентской платы со 2-го месяца пользования тарифом и ее зависимость от региона подключения является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости услуги по тарифному плану "МегаФон - Все включено S".
Таким образом, в рекламе тарифа "МегаФон - Все включено S", распространявшейся в мае 2015 года в эфире телеканалов, в том числе "Первый канал", "Перец", "РБК", усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ПАО "Мегафон" (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002).
На основании части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в мае 2015 года на федеральных телеканалах, в том числе "Первый канал", "Перец", "РБК", рекламу "МегаФон - Все включено S", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях тарифа.
2. Выдать ПАО "Мегафон" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО "Мегафон".
Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 августа 2015 г. N АК/44733/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016