Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.3-690/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (адрес: 109147, Россия, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ОГРН 1027809169585, ИНН 7740000076, КПП 770901001, дата создания 01.03.2000), установил:
В ФАС России поступило обращение ООО "Скартел" с претензией к рекламе услуг связи МТС с утверждением "Мы отменили роуминг в России!", распространяемой в июне 2015 года в эфире федеральных телеканалов.
Из рекламного ролика следует, что для абонентов МТС отменен роуминг на территории Российской Федерации:
"Для тебя. Мы отменили роуминг в России! *808# МТС. Ты знаешь, что можешь!"
При этом в дисклеймерах к ролику в течение 5 секунд с использованием мелкого шрифта белого цвета приводится информация о тарифных планах, на которых действует отмена роуминга, и способе подключения тарифной опции "Единая страна" на различных тарифных планах:
Домашние тарифы действуют в сети МТС по всей России на тарифных планах Smart, Smart+, Smart Top, ULTRA, по условиям тарифного плана Smart=Смарт, Smart+=Смарт+, Smart Top=Смарт Топ, ULTRA=УЛЬТРА
На других тарифных планах в сети МТС по всей России 0 руб. - входящие вызовы при подключении бесплатной опции "Единая страна" (подключение *808# [вызов]), исходящие вызовы, SMS, интернет - по тарифам в поездках по России. Перечень тарифных планов может отличаться в зависимости от региона. Подробности на www.mts.ru.
Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 5 секунд, ввиду мелкого шрифта и непродолжительного времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации N 1342 "О утверждении правил оказания услуг телефонной связи" под роумингом понимается предоставление возможности пользоваться услугами связи, оказываемыми другими операторами связи, с применением выделенного абоненту идентификационного модуля (SIM-карты).
Заявление ПАО "МТС" об отмене роуминга в России буквально означает, что ПАО "МТС" прекращает оказание услуг роуминга, и абоненты МТС не смогут осуществлять исходящие вызовы на телефоны всех абонентов, находящихся в роуминге, и наоборот, все абоненты, находящиеся в роуминге, не смогут осуществлять исходящие вызовы на телефоны абонентов МТС.
При этом визуальный ряд рекламы не изменяет буквального понимания рекламного заявления и не раскрывает его переносного значения, поскольку реклама, демонстрируя всего лишь возможность потребителей общаться по телефону при поездках по России, завершается заявлением "Мы отменили роуминг в России!"
Однако рекламное заявление ПАО "МТС" не соответствует действительности.
Согласно информации, размещенной на сайте ПАО "МТС" www.mts.ru и в дисклеймерах, отмена роуминга в России предполагает то, что "теперь все абоненты МТС могут бесплатно и без ограничений общаться по мобильному телефону в поездках по России".
Следовательно, ПАО "МТС" продолжает оказывать своим абонентам услуги связи в полном объеме.
При этом ПАО "МТС" не располагает собственной сетью связи на территории Республики Крым и г. Севастополе, и абоненты МТС при нахождении в данных субъектах Российской Федерации будут находиться в сети иных операторов связи и пользоваться услугами связи других операторов, т.е. будут находиться в роуминге.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Таким образом, в рекламе услуг связи ПАО "МТС" с утверждением "Мы отменили роуминг в России!" содержатся не соответствующие действительности сведения о потребительских свойствах услуги.
С учетом изложенного, реклама услуг связи ПАО "МТС" с утверждением "Мы отменили роуминг в России!", распространявшаяся в июне 2015 г. на федеральных каналах, нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении "Мы отменили роуминг в России!", которое доводится до потребителя в текстовом сообщении и озвучивается актером.
Данное утверждение, в его переносном смысле, дает основание полагать, что независимо от того, в каком месте на территории Российской Федерации будет находиться абонент МТС, оплата услуг связи ПАО "МТС" будет производится в соответствии с тарифом домашней сети, к которому подключен абонент МТС.
Вместе с тем по условиям тарифной опции "Единая страна", размещенным на сайте ПАО "МТС" www.mts.ru, предусматриваются только бесплатные входящие звонки на территории России при нахождении абонентов в роуминге, все остальные услуги связи (исходящие вызовы, SMS, интернет и пр.) оказываются абонентам МТС при путешествиях по России по базовым роуминговым тарифам, а не по тарифам домашней сети.
Таким образом, тарифная опция "Единая страна" частично изменяет условия оплаты услуг связи в роуминге для абонентов МТС и абонентов других операторов связи, получивших входящий вызов абонента МТС, а именно: плата за входящие вызовы в роуминге более не взимается, однако плата за исходящие вызовы, SMS, интернет и пр. услуги в роуминге остается без изменений и не становится равной плате за данные услуги в домашней сети.
Вместе с тем после просмотра рекламного ролика абоненты МТС будут полагать, что при путешествии по России они получат все условия и цены своего домашнего тарифа.
Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и в форме, затрудняющей ее восприятие потребителями, в противоположность наиболее привлекательному условию - отмена роуминга, которое сообщается актером в рекламном ролике и дополнительно указано крупным хорошо читаемым шрифтом.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях тарифной опции "Единая страна", форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Вместе с тем информация о новых условиях оплаты роуминга при переходе на тарифную опцию "Единая страна" является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рассматриваемой рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости услуг роуминга.
Таким образом, реклама услуг связи ПАО "МТС" с утверждением "Мы отменили роуминг в России!", распространявшаяся в июне 2015 г. на федеральных каналах, нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьёй 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ОГРН 1027700149124; ИНН 7740000076, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в распространении рекламы услуг связи ПАО "МТС" с утверждением "Мы отменили роуминг в России!", распространявшейся в июне 2015 г. на федеральных каналах.
Кроме того, рекламная компания услуг связи ПАО "МТС" с утверждением "Мы отменили роуминг в России!" осуществлялась на территории Российской Федерации иными способами, такими как наружная реклама в Москве и регионах, размещение в метрополитене Москвы, Екатеринбурга и Новосибирска, размещение в интернет-ресурсах, а также на режимных объектах (аэророрты).
Руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Применить к ПАО "Мобильные ТелеСистемы" меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу г. Москва
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 45380000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 21 августа 2015 г. N АК/44006/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016