Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Лизуновой А.Б.,
начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления по контролю размещения государственного заказа Костроминой А.В.,
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Строгановой Д.А.,
главного специалиста-эксперта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Чагиной О.А.,
при участии представителей:
ОАО "РЖД" Тимофеевой Н.М., действующей на основании доверенности от 25.02.2015 147-ДП, Индриксона А.Л., действующего на основании доверенности от 25.02.2015 N 149-ДП,
ООО "Экологическое предприятие "Очистные сооружения" Фадеевой Л.Б., действующей на основании доверенности от 13.08.2015 б/н,
рассмотрев жалобу ООО "Экологическое предприятие "Очистные сооружения" от 05.08.2015 N 78 на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 6226/ОАЭ-ЦДТВ/15 на право заключения договора на выполнение пусконаладочных работ канализационных очистных сооружений (извещение N 31502579562) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее
- Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Экологическое предприятие "Очистные сооружения" (далее - Заявитель) от 05.08.2015 N 78 (вх. от 06.08.2015 N 80293/15) на действия (бездействие) ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона N 6226/ОАЭ-ЦДТВ/15 на право заключения договора на выполнение пусконаладочных работ канализационных очистных сооружений (извещение N 31502579562) (далее - Аукцион).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров от 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее
- Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
17.07.2015 Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы, пояснений представителя Заявителя, представленных на заседании Комиссии, следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:
1. Документацией не установлен объем закупаемых работ;
2. В разделе 4 Документации "Заключение и исполнение договора" предусмотрено изменение цены договора в пределах 30% без НДС. В проекте договора подряда в пункте 2.2 указано, что "Сумма является твердой и изменению не подлежит". Таким образом, Заказчиком в Документации не указан механизм изменения цены, а пункт 2.2 проекта договора противоречит разделу 4 Документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Документации, Положения о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Пунктами 3.1.1, 3.1.3, 3.1.4 Документации установлены требования к работам, перечень и объем выполняемых работ.
При этом, представителем Заявителя не представлено доказательств о том, что требования Документации не позволяют подать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с разделом 4 Документации в процессе исполнения допускается "Изменение предусмотренного договором объема работ при изменении потребности в услугах, на оказание которых заключен договор, допускается в пределах 30 % от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС".
Также, представитель Заказчика пояснил, что при заключении договора цена договора является твердой и изменению не подлежит (пункт 2.2 проекта договора), при этом, при исполнении договора, согласно положениям Документации, может меняться объем работ.
Таким образом, довод Заявителя о том, что раздел 4 Документации противоречит пункту 2.2 проекта договора, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения "_при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки".
При этом согласно пункту 5.4.1 Документации участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 6.7.3 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе, в том числе, в случаях:
- непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
- несоответствия участника Аукциона предусмотренным Документацией требованиям.
В соответствии с Приложением N 4 Документации для участников закупки установлен следующий перечень банков, приемлемых для обеспечения аукционной заявки:
1. ОАО "Сбербанк России"
2. АО "Банк ГПБ"
3. ОАО "Банк ВТБ"
4. ПАО "Банк ВТБ 24"
5. ОАО АКБ "Банк Москвы"
6. ОАО АКБ "РОСБАНК"
7. ОАО "Россельхозбанк"
8. АО "Альфа-Банк"
9. ЗАО "ЮниКредитБанк"
10. ОАО АКБ "Абсолют Банк"
11. ЗАО КБ "Ситибанк"ОАО
12. ООО "Дойче Банк"ЗАО
13. ЗАО "Райффайзенбанк"
14. АО "Нордеа Банк"
15. "ИНГ Банк (Евразия)"
16. Банк "ФК Открытие"
17. ОАО "Московский Кредитный Банк"
18. ЗАО "Миллениум Банк"
19. ЗАО "Королевский банк Шотландии"
20. ПАО "Ханты-Мансийский Банк Открытие"
21. ОАО "АК БАРС" Банк
22. ОАО "УРАЛСИБ"
23. ОАО "БИНБАНК"
24. ОАО "МДМ Банк"
25. ЗАО "БНП Париба"
26. ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)"
27. ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
28. ЗАО АКБ "ТПБК" (Москва)
29. ПАО АКБ "Связь-Банк"
30. АО АКБ "НОВИКОМБАНК"
31. ПАО "Банк Зенит"
32. ПАО Банк "Возрождение"
33. ЗАО "Креди Агриколь КИБ"
34. ОАО "СКБ-БАНК"
35. ОАО "НОТА-Банк"
36. ЗАО "СНГБ"
37. ОАО АКБ "РосЕвроБанк"
38. ОАО АКБ "АВАНГАРД"
39. ОАО Банк "Петрокоммерц"
40. ООО "Чайна Констракшн Банк"
41. ЗАО "КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)"
42. ОАО "ТКБ".
43. ОАО "РГС Банк"
44. ОАО "МБСП"
45. ЗАО "Банк Кредит Свисс (Москва)"
46. ЗАО "ГЛОБЭКСБАНК"
47. ОАО АБ "РОССИЯ"
48. ЗАО КБ "ЛОКО-Банк"
49. ООО "Унифондбанк"
50. ОАО "ВБРР"
51. ОАО АКБ "Банк Китая (ЭЛОС)"*
Приложением N 6 к Документации для участников закупки установлен перечень банков, приемлемых, для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору поставки, который включает:
1. ОАО "Сбербанк России"
2. ОАО "Банк ВТБ"
3. ОАО "Газпромбанк"
4. ПАО "Банк ВТБ 24"
5. ПАО АКБ "РОСБАНК"
6. ЗАО "ЮниКредитБанк"
7. ОАО АКБ "Банк Москвы"
8. ОАО "Альфа-Банк"
9. ОАО "Россельхозбанк"
10. АКБ "Абсолют Банк".
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Аукциона, либо на качество исполнения таких обязательств.
Также, в соответствии с пунктом 3.2.2.2 Документации установлено, что работы должны выполнятся собственными силами подрядчика, привлечение субподрядных организаций возможно только с письменного разрешения заказчика.
Аналогичные требования к участникам Аукциона установлены пунктом 4.1.4 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации, в соответствии с которым, "при выполнении работ привлечение субподрядных организаций возможно только с письменного разрешения заказчика".
Таким образом, вышеуказанные требования Документации к обеспечению аукционной заявки, обеспечению надлежащего исполнения обязательств по договору, а также требование о предоставлении письменного разрешения Заказчика о привлечении субподрядных организаций противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Экологическое предприятие "Очистные сооружения" от 05.08.2015 N 78 на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 6226/ОАЭ-ЦДТВ/15 на право заключения договора на выполнение пусконаладочных работ канализационных очистных сооружений (извещение N 31502579562) необоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 августа 2015 г. N 17/43436/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016