Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В,
членов Комиссии:
начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Набатовой Е.Д.,
заместителя отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Строгановой Д.А.,
главного специалиста-эксперта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Авхименя Ю.В. (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Ростелеком": Феоктистовой Н.В. - доверенность N 01/29/1059-14 от 20.11.2014;
ООО "Роcгосстрах": Проценко К.Ю. - доверенность N 1485-Дхк от 25.08.2014, Антонова Н.Н. - доверенность N 1485-Дхк от 25.08.2014, Анашкина Д.В. - доверенность N 517-Дхк от 24.02.2015;
рассмотрев жалобу ООО "Роcгосстрах" от 03.08.2015 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Ростелеком" при проведении открытого запроса предложений на право организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (извещение N 31502551722) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Роcгосстрах" (далее - Заявитель) от 03.08.2015 б/н (вх. N 78451/15 от 03.08.2015) на действия (безедйствие) заказчика ПАО "Ростелеком" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (извещение N 31502551722) (далее - Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Ростелеком", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Ростелеком" (протокол от 11 июня 2015 г. N 50) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
09.07.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы, пояснений представителя Заявителя, представленных на заседании Комиссии ФАС России, следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя в части установления критериев и порядка оценки коллективной заявки участников Запроса предложений, ограничивающих круг участников Запроса предложений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 15 Информационной карты Документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок участников Запроса предложений.
Согласно критерию "Квалификация участника" закупочной комиссией оцениваются следующие показатели участника: ".1. Размер страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни на 31.12.2014;
2. Размер чистой прибыли на 31.12.2014; 3. Размер уставного капитала; 4. Рейтинги финансовой устойчивости (при оценке учитываются значение рейтинга, а также количество и статус (международный/национальный) рейтинговых агентств.". Рейтинг заявки каждого участника на участие в Запросе предложений определяется по формуле.
В соответствии с пунктом 14 Информационной карты Документации в случае если на стороне Претендента/Участника выступают несколько лиц, то Общим требованиям должны соответствовать все лица. Соответствие Дополнительным требованиям и Специальным требованиям считается соблюденным, если им соответствует хотя бы одно лицо, из выступающих на стороне Претендента, если иное прямо не следует из условий настоящей Документации.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.
Согласно пояснениям представителя Заявителя в адрес Заказчика направлен запрос разъяснения Документации о порядке оценки коллективной заявки (далее - Запрос).
В соответствии с ответом Заказчика на Запрос, размещенным на официальном сайте ".в подпункте 9 пункта 28 Информационной карты Документации о закупке установлено, что в случае, если на стороне одного претендента выступает несколько физических/юридических лиц, то заявка должна содержать соглашение таких лиц, содержащее ряд обязательных условий, указанных в данном пункте. Если на стороне одного участника будет выступать несколько физических/юридических лиц, то общим требованиям, указанным в пункте 14 Информационной карты Документации о закупке, должны будут соответствовать все лица, указанные в заявке. Для целей оценки и сопоставления заявок в этом случае будут использоваться сведения только заявки того участника, который подал заявку от имени нескольких физических/юридических лиц".
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу от 28.07.2015 N 31502551722/2 закупочной комиссией проведена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.
Учитывая изложенное, проведение оценки и сопоставление заявок противоречит нормам части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 31 Информационной карты Документации по результатам рассмотрения Заявок Закупочная комиссия имеет право не допустить Претендента к участию в Запросе предложений в том числе, в случае:
а) несоответствия Претендента требованиям, установленным пунктом 14 раздела II "Информационная карта" Документации;
б) непредставления требуемых согласно настоящей Документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о Претенденте или о предлагаемых товарах, работах, услугах;
в) несоответствия Заявки (в том числе представленного технико-коммерческого предложения) требованиям Документации;
г) цена Технического решения, предложенного Участником по результатам второго этапа Закупки превышает начальную (максимальную) цену Технического решения, установленную для второго этапа Закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услуга, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам.
Таким образом, установленные в Документации условия допуска к участию в Запросе предложений нарушает часть 6 статьи 3 Закона о Закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно требованиям пункта 31 Информационной карты Документации отказано в допуске к участию в Запросе предложений закупочной комиссией не было.
На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Роcгосстрах" от 03.08.2015 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Ростелеком" при проведении открытого запроса предложений на право организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (извещение N 31502551722) обоснованной.
Признать ПАО "Ростелеком" нарушившим часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 12.08.2015 N 223-ФЗ-194/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Выдать ПАО "Ростелеком" обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения от 12.08.2015 N 223-ФЗ-194/15.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 августа 2015 г. N 17/43217/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016