Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.3-554/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "РОЛЬФ" (адрес: Ленинградское шоссе, владение 21, г. Химки, Московская область, 141408, ИНН 5047059383, ОГРН 1045009553577, КПП 504701001, дата регистрации: 29.03.2004), установил:
На основании приказа N 182/15 от 24.03.2015 руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. была проведена выездная плановая проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РОЛЬФ".
В ходе проверки выявлено, что в марте 2015 г. посредством рекламных конструкций, размещенных по адресам: МКАД 34,1 км внешнее кольцо (щит 4х12) и Варшавское шоссе, д. 127, сторона А (щит 3х6) распространялась реклама автосалона "Звезда Столицы Варшавка" ООО "Рольф" с предложением к продаже автомобиля "Мерседес-Бенц" на специальных условиях кредитования по ставке 9,9 % годовых.
В рекламе крупным шрифтом сообщалось:
"Волшебство весны в "Мерседес-Бенц"! Уникальная ставка по кредиту на A-, B-, C-, CLA-, GLA-,GLK-,E-Классы. 9,9 % годовых*
ЗВЕЗДА СТОЛИЦЫ ВАРШАВКА (495) 974-22-22 www.mercedes-zs.ru".
В рекламе крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о величине процентной ставки по кредиту 9,9% годовых* (ставка отмечена знаком сноски).
В сноске мелким нечитаемым шрифтом на площади менее 1/15 от площади рекламного щита в нижней его части указаны иные условия, влияющие на стоимость кредита и возможность его получения:
"*Специальная программа кредитования "Мерседес-Бенц Банк Рус" ООО (лицензия Банка России N 3473 от 05.062012, далее - "Банк"). Для автомобилей "Мерседесс-Бенц" A-, B-, C-, CLA-, GLA-,GLK-,E-Классов кредит предоставляется по ставке 9,9% при сроке кредита 12 мес. Минимальный первоначальный взнос для A-, C-, CLA-, GLA-,GLK-,E-Классов - 30 % от цены автомобиля, для B-класса - 50%. Валюта кредита: Рубли РФ. Сумма кредита: от 100 000 до 10 000 000 руб. Возврат кредита: ежемесячные аннуитетные платежи. Обеспечение возврата кредита: залог приобретаемого автомобиля. Страхование автомобиля по договору КАСКО на полную стоимость автомобиля (по рискам: "Повреждение", "Угон" ("Хищение"), "Полная конструктивная гибель") в течение всего срока кредитования в любых страховых организациях, выбранных Заемщиком и соответствие которых требованиям Банка уже подтверждено. Полную стоимость кредита определяют сумма кредита, проценты по кредиту, страховая премия по договору страхования жизни Заемщика в пользу Банка (если Вы решите застраховать свою жизнь), единовременное вознаграждение за оказание услуг по дистанционному предоставлению кредита (если вы решите получить кредит вне места нахождения Банка). Договор действует с 1 по 31 марта 2015 года".
Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федерального закона "О рекламе") не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения о кредите не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.
Указание в рекламе лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме расхода, который понесут лица, воспользовавшиеся услугой специального кредитования при покупке автомобилей "Мерседесс-Бенц" A-, B-, C-, CLA-, GLA-,GLK-,E-Классов.
Кроме того, в рекламе формально присутствует наименование лица, оказывающего услуги кредитования, однако фактически данная информация отсутствует, поскольку также представлена мелким нечитаемым шрифтом в сноске, и соответственно не доводится до потребителя.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе". реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Таким образом, реклама автосалона "Звезда Столицы Варшавка" ООО "Рольф" с предложением к продаже автомобиля "Мерседес-Бенц" на специальных условиях кредитования по ставке 9,9 % годовых, распространявшаяся в марте 2015 г. посредством рекламных конструкций, размещенных по адресам: МКАД 34,1 км внешнее кольцо (щит 4х12) и Варшавское шоссе, д. 127, сторона А (щит 3х6), нарушает часть 7 статьи 5, части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 28 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "РОЛЬФ" (адрес: Ленинградское шоссе, владение 21, г. Химки, Московская область, 141408, ИНН 5047059383, ОГРН 1045009553577, КПП 504701001, дата регистрации: 29.03.2004).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ООО "РОЛЬФ" имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ООО "РОЛЬФ" в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламе автосалона "Звезда Столицы Варшавка" ООО "Рольф" с предложением к продаже автомобиля "Мерседес-Бенц" на специальных условиях кредитования по ставке 9,9 % годовых, распространявшейся в марте 2015 г. посредством рекламных конструкций, размещенных по адресам: МКАД 34,1 км внешнее кольцо (щит 4х12) и Варшавское шоссе, д. 127, сторона А (щит 3х6).
Руководствуясь частью 7 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 28, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Применить к ООО "РОЛЬФ" меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу г. Москва
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 45380000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 29 июля 2015 г. N АК/38425/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016