Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.3-544/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО "ВымпелКом" (юридический адрес: ул. 8 Марта, д. 10, стр. 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636; ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации 28.07.1993), установил:
В ФАС России поступило заявление ООО "Т2 Мобайл" (бренд Теле2) о признаках нарушения законодательства о рекламе в рекламе услуг доступа в Интернет 4G сети "БиЛайн" (ПАО "ВымпелКом"), распространявшейся осенью 2014 года на федеральных телеканалах.
В рекламном ролике продолжительностью 30 секунд был приведен диалог следующего содержания:
- Уважаемый, такси! Куда ехать
- Подвезти
- А сколько
- Да ни сколько!
- Помедленнее!
- Чем быстрее - тем бесплатнее!
Только для абонентов Билайн быстрый 4G интернет безлимитно и бесплатно. Подключайтесь к Билайн!
- Правда бесплатно
- Бесплатно, даром, no money, за дармо!
- Как,
- За так!
Билайн. Просто. Удобно. Для тебя!
Представленный аудиоряд в совокупности с видеорядом воспринимается как гарантия того, что "БиЛайн" предоставляет своим абонентам услугу доступа в Интернет 4G бесплатно и безлимитно.
Однако в дисклеймерах к ролику в течение короткого времени, не более 5 секунд, с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводятся дополнительные условия доступа к 4G Интернету:
1. Для тарифов с включенным интернет-трафиком или опциями ("Все!", "Хайвей" и др.);
2. Для абонентов Московского региона с 01.10.2014 по 15.01.2015 интернет-трафик, включенный в тариф или предоставленный в рамках опции, не расходуется при нахождении абонента в сети 4G; использование услуги в сети 4G не ограничено;
3. Подробнее об условиях акции и ее доступности - на beeline.ru.
Вместе с тем указанный текст в дисклеймерах не представляется возможным прочесть за 5 секунд, в виду достаточно мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное предложение информацию.
Таким образом, в рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении "4G безлимитно и бесплатно", и содержание рекламного ролика дает потребителям основание полагать, что данная услуга предоставляется бесплатно без каких-либо ограничений и условий.
На сайте ПАО "ВымпелКом" http://moskva.beeline.ru/customers/help/mobile/mobilnyy-internet/4g/ размещена информация об услуге доступа в Интернет 4G.
Для того, чтобы подключить данную услугу необходимо приобрести мобильное устройство с поддержкой 4G в случае его отсутствия, получить USIM-карту с поддержкой 4G (предоставляется бесплатно с сохранением номера) и подключить тариф "ВСЁ" или опцию "Хайвей".
Согласно условиям опции "Хайвей", размещенным на сайте http://moskva.beeline.ru/customers/products/mobile/services/details/highw ay-3gb-plata-vsutki/, абонентская плата за пользование составляет 13 руб. в сутки, интернет-трафик на месяц предоставляется в объеме 3 ГБ, и при исчерпании лимита предусмотрено:
1. При исчерпании скоростного трафика услуга доступа в интернет будет предоставляться на скорости до 64 Кбит/с до начала следующего расчетного периода;
2. На тарифах предоплатной системы расчетов при исчерпании пакета автоматически подключаются добавочные пакеты скоростного трафика стоимостью 20 руб. за каждые 150 Мб;
3. Если при исчерпании скоростного трафика средств для подключения дополнительного пакета будет недостаточно, скорость может быть снижена до 64 Кбит/с;
4. Чтобы отключить автоматическое подключение добавочных пакетов ("Автопродление скорости"), наберите номер 06747177780 или команду *115*230#.
По условиям тарифов семейства "ВСЁ!" стоимость тарифа состоит из абонентской платы, и абоненту в месяц выделяется без доплат объем интернет-трафика от 1 ГБ до 10 ГБ в зависимости от выбранного тарифа. Когда установленный лимит закончится, абоненту автоматически подключается услуга "Автопродление скорости" - каждые 150 МБ дополнительного интернета будут стоить 20 рублей.
Таким образом, использование потребителями бесплатного мобильного интернет-трафика в месяц при нахождении в сети 4G возможно только в объеме, включенном в тариф, с последующей оплатой трафика при превышении установленного лимита, и только для абонентов Московского региона с 01.10.2014 по 15.01.2015 использование услуги в сети 4G было не ограничено.
Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и мелким шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию - 4G безлимитно и бесплатно, которое указано крупным, хорошо читаемым шрифтом.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (4G безлимитно и бесплатно).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях использования услуги, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Вместе с тем информация о необходимости соответствующей оплаты трафика при превышении лимита, установленного тарифами, является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно действительной стоимости услуг доступа в Интернет 4G сети "Билайн".
Таким образом, реклама услуг доступа в Интернет 4G сети "Билайн", распространявшаяся осенью 2014 года на федеральных телеканалах, нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ПАО "ВымпелКом" (юридический адрес: ул. 8 Марта, д. 10, стр. 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636; ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации 28.07.1993).
Согласно сведениям о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенном на сайте ФНС России (http://egrul.nalog.ru/), ОАО "ВымпелКом" внесло изменения в название организационно-правовой формы общества. С 19.06.2015 наименование юридического лица - ПАО "ВымпелКом".
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ПАО "ВымпелКом" имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ПАО "ВымпелКом" в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы услуг доступа в Интернет 4G сети "БиЛайн" (ПАО "ВымпелКом"), распространявшейся осенью 2014 года на федеральных телеканалах.
Руководствуясь частью 7 статьи 5, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Применить к ПАО "ВымпелКом" меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу г. Москва
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 45380000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 21 июля 2015 г. N АК/37378/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016