Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД": <> - доверенность N 150-ДП от 25.02.2015, <> - доверенность N146-ДП от 25.02.2015, <> - доверенность N77АБ 1883063 от 13.03.2014, <> - доверенность N311-Дов15 от 25.06.2015,
представители ООО "ИЦ ЭАК": <> - доверенность N 275-2/15 от 16.06.2015, <> - доверенность N280/15 от 23.06.2015,
рассмотрев жалобу ООО "Инженерный центр "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ" от 17.06.2015 N 2238 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 647/ОКЭ-ЭЭ/15 на право заключения договора на выполнение работ по метрологическому обеспечению коммерческого учета электрической энергии ОАО "РЖД" в 2015 году по 15 лотам (извещение 31502317399) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Инженерный центр "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ" от 17.06.2015 N 2238 (вх. N60367/15 от 17.06.2015) на действия заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 647/ОКЭ-ЭЭ/15 на право заключения договора на выполнение работ по метрологическому обеспечению коммерческого учета электрической энергии ОАО "РЖД" в 2015 году по 15 лотам (извещение 31502317399) (далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров от 30.06.2015 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.04.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, принявшего необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе, а также Заказчиком нарушены требования к составу сведений, которые подлежат указанию в протоколе вскрытия заявок, а именно в протоколе отсутствует обоснование отказа в допуске к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Документацией, Положения о закупке.
Согласно представленной информации Заказчиком, по результатам проведения Конкурса заключены договоры от 19.06.2015 NN1525742, 1525712, 1525758, 1525771, 1525778, 1525801, 1525511, 1525812, 1525547, 1525560, 1525600, 1525640, 1525690, 1525649,1525654.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно Извещению предметом проведения Конкурса является выполнение работ по метрологическому обеспечению коммерческого учета электрической энергии ОАО "РЖД в следующих границах:
лот N 1 Октябрьской и Калининградской железных дорог;
лот N 2 Московской железной дороги;
лот N 3 в границах Горьковской железной дороги;
лот N 4 Северной железной дороги;
лот N 5 Северо-Кавказской железной дороги;
лот N 6 Юго-Восточной железной дороги;
лот N 7 Приволжской железной дороги;
лот N 8 Куйбышевской железной дороги;
лот N 9 Свердловской железной дороги;
лот N 10 Южно-Уральской железной дороги;
лот N 11 Западно-Сибирской железной дороги;
лот N 12 Красноярской железной дороги;
лот N 13 Восточно-Сибирской железной дороги;
лот N 14 Забайкальской железной дороги;
лот N 15 Дальневосточной железной дороги.
Согласно пункту 34 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 N 908 (далее - Положение о размещении информации), протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Законом о закупках и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.
В соответствии с пунктами 247, 248 Положение о закупке по итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок (далее в данном разделе - протокол), в котором в том числе может содержаться следующая информация:
1) наименование участников закупки, подавших конкурсные заявки;
2) принятое заказчиком решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения;
3) результаты оценки конкурсных заявок участников, указанные в соответствии с присвоенными участникам по результатам оценки порядковыми номерами;
4) заключение о взаимозаменяемости (эквивалентности) товаров, работ, услуг (при необходимости);
5) предложения для рассмотрения комиссией.
Протокол подписывается ответственными представителями заказчика и представляется на рассмотрение комиссии.
Комиссия, рассмотрев конкурсные заявки и представленные материалы, принимает решение о победителе открытого конкурса. По результатам рассмотрения оформляется протокол. В протоколе комиссии излагается решение комиссии об итогах процедуры закупки.
Пунктом 7.8.23 Документации предусмотрено, что по итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки заявок, в котором в том числе может содержаться следующая информация:
- наименование участников конкурса, подавших конкурсные заявки;
- принятое заказчиком решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения;
- результаты оценки конкурсных заявок участников, указанные в соответствии с присвоенными участниками по результатам оценки порядковыми номерами;
- заключение о взаимозаменяемости (эквивалентности) товаров, работ, услуг (при необходимости);
- предложения для рассмотрения конкурсной комиссией.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок, представленных для участия в Конкурсе от 08.06.2015 N647/ОКЭ-ЭЭ/15/2 закупочной комиссией принято решение отказать ООО "ИЦ "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ" в допуске к участию в Конкурсе, в связи с представлением документов не в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2.5 Документации (далее - Протокол).
По мнению Заявителя, Заказчик не указал в Протоколе конкретные положения заявки Заявителя, не соответствующие требованиям Документации.
Требования Положения о закупке и Документации не уточняют степень детализации в части обоснования причин отказа в допуске к участию в Конкурсе. Кроме того, указание обоснования отказа в допуске является правом Заказчика, а не обязанностью.
Протокол содержит сведения о претендентах, подавших заявки, решение о допуске претендентов к участию в Конкурсе и о признании его участником или об отказе в допуске претендентов к участию в Конкурсе с обоснованием такого решения. В части обоснования закупочная комиссия указала на несоответствие заявки Заявителя квалификационным требованиям, предусмотренным пунктом 2.5 Документации.
Таким образом, оформленный по результатам Конкурса Протокол содержит все предусмотренные пунктом 247 Положения о закупке сведения и размещен в установленные сроки на официальном сайте.
2. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2.5 участник должен располагать квалифицированным персоналом с высшим техническим и/или среднетехническим образованием и стажем работы в данной области не менее 1 (одного) года.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала по лотам 1-15 Конкурса, участник в составе заявки должен представить, в том числе:
- сведения о персонале претендента по форме приложения N 10 к настоящей конкурсной документации;
- копия организационно-штатной структуры организации (штатное расписание).
Действующим законодательством Российской Федерации не определен термин "организационно-штатной структуры организации (штатное расписание)".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что наличие данного документа, а именно копии организационно-штатной структуры организации (штатное расписание) в составе заявки подтверждает квалификацию участника, его добросовестность и способность исполнить условия договора.
Вместе с тем, в подтверждение наличия квалифицированного персонала по лотам 1-15 Конкурса, участник в составе заявки должен представить, в том числе:
- копии трудовых книжек работников (в случае наличия собственных кадровых ресурсов) и/или трудовых договоров и/или копии действующих договоров с работниками, не входящими в штат организации (при наличии привлеченных на договорной основе кадровых ресурсов);
- копии документов об аттестации в качестве поверителей средств измерения электрических и магнитных величин;
- копии документов, подтверждающих специальное обучение работников по аттестации методик измерений;
- копии удостоверений работников, подтверждающих IV и V группу по электробезопасности;
- копии дипломов о наличии у задействованных работников высшего технического и/или среднетехнического образования.
Согласно пункту 1.1 Протокола на участие в Конкурсе поданы заявки от следующих претендентов:
1) ООО "Научно-технический центр "СтройСвязьКомплект" (ООО "НТЦ "СтройСвязьКомплект") (представитель участника, на стороне которого выступает несколько юридических лиц, а именно: ООО "НТЦ "СтройСвязьКомплект", ФГУП "Уральский научно-исследовательский институт метрологии", ООО "РЕСУРС");
2) ООО "Инженерный центр "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ" (ООО "ИЦ "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ") (представитель участника, на стороне которого выступает несколько юридических лиц, а именно: ООО "Инженерный центр "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ", ФГУП "ВНИИМС");
3) ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г.Москве" (ФБУ "Ростест-Москва").
Согласно заявке ООО "Инженерный центр "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ" в подтверждение наличия квалифицированного персонала по лотам 1-15 Конкурса Заявителем представлена организационная структура ООО "ИЦ ЭАК", без указания штатных единиц соответствующих структурных подразделений компании. Также в составе заявки Заявителем сведения о квалифицированном персонале, в том числе представлены сертификаты соответствия экспертов, свидетельства о повышении квалификации, дипломы, трудовые книжки.
В ходе документального исследования заявок участников Конкурса, допущенных к участию в Конкурсе, Комиссией ФАС России установлено, что представлены:
выписка из штатного расписания, штатное расписание, в которых отсутствует указание на организационную структуру организации.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что требования к участникам, предусмотренные в пункте 2.5 Документации, предъявлены не в равной степени к участникам Конкурса, что является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, данный довод Заявителя подтвержден.
3. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 177 Положения о закупке требования к качеству закупаемых товаров подлежат изложению в техническом задании со ссылкой на ГОСТы, ОСТы, СНиПы, технические регламенты, технические условия, технологические процессы производства работ и иные нормативно-технические документы.
Пунктом 3.1 Документации установлены требования к товарам, работам, услугам.
Согласно пункту 3.1.1 Документации работы выполняются в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июня 2008 г.
N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", ГОСТ Р 8.596-2002 "Государственная система средств измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем", нормативных документов ОАО "РЖД", МИ 2999-2011 "ГСОЕИ. Системы автоматизированные информационно-измерительные коммерческого учёта электрической энергии. Рекомендации по составлению описания типа".
Согласно пункту 3.1.2 Документации порядок проведения Работ, процедуры выполнения измерений, обработки и представления результатов осуществляются в соответствии с ГОСТ Р 8.596-2002 "Государственная система средств измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем", ГОСТ Р 8.563-2009 "Методики (методы) измерений", ГОСТ 8.217-2003 "Государственная система средств измерений. Трансформаторы тока. Методика поверки", ГОСТ 8.216-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Трансформаторы напряжения. Методика поверки", МИ 3000-2006 "Системы автоматизированные информационно-измерительные коммерческого учета электрической энергии. Типовая методика поверки", ПР 50.2.006-94 "Порядок проведения поверки средств измерений", утвержденный приказом Госстандарта России от 26 ноября 2001 г. N 125, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 ноября 2009 г.
N 1081 "Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа средств измерений, установлении и изменении срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или средств измерений стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения" (далее - Приказ
N 1081), приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 июня 2013 г. N 970 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений", Приложением 11.5 к Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка "Требования к проведению испытаний для определения соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) и присвоения коэффициентов класса качества", МИ 2999-2011 "ГСОЕИ. Системы автоматизированные информационно-измерительные коммерческого учёта электрической энергии. Рекомендации по составлению описания типа".
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, каким конкретно требованиям ГОСТ, МИ должно соответствовать качество выполнения работ, что является нарушением требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с несоответствием данному требованию Документации, заявки на участие в Конкурсе Заказчиком не отклонялись.
4. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии с Извещением, сформированном на официальном сайте:
Требование к отсутствию участников закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренного статьей 5 Закона о закупках, реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Реестры) Извещением не установлено.
При этом пунктом 6.4.3.5 Документации установлено требование к участникам Конкурса, а именно отсутствие сведений об участнике в Реестрах.
Таким образом, Извещение не соответствует Документации в части установления требования к участникам Конкурса об отсутствии участников в Реестрах.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования части 8 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленные несоответствия Извещения и Документации не влияют на возможность подачи заявок на участие в Конкурсе.
Рассмотрение заявок на участие в закупке, принятие решения об их допуске/отказе в допуске к дальнейшему участию осуществляются на основании Документации.
На участие в Конкурсе поступило 3 заявки, сведения об участниках Конкурса в Реестрах отсутствуют.
Учитывая изложенное, противоречие Извещения и Документации в части указания требования об отсутствии участников Конкурса в Реестрах не влияет на возможность участвовать в данной закупке.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать ООО "Инженерный центр "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ" от 17.06.2015 N 2238 (вх. N60367/15 от 17.06.2015) на действия заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 647/ОКЭ-ЭЭ/15 на право заключения договора на выполнение работ по метрологическому обеспечению коммерческого учета электрической энергии ОАО "РЖД" в 2015 году по 15 лотам (извещение 31502317399) частично обоснованной.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 3 части 9, пункт 1 части 10, части 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.05.2015 N 223-ФЗ-148/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса заключен договор, обязательное предписание об устранении нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июня 2015 г. N 17/32673/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016