Решение Федеральной антимонопольной службы
от 24 июня 2015 г. N 03/31732/15
Резолютивная часть решения оглашена "15" июня 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "24" июня 2015 г.
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <> рассмотрев дело N 1-10-167/00-03-14 по признакам нарушения ОАО "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15) пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ООО "Гелиос-сеть" о том, что филиал "Сахателеком" ОАО "Ростелеком" установил для ООО "Гелиос-сеть" завышенные тарифы на услугу по пропуску Интернет-трафика по сравнению с тарифами, устанавливаемыми ОАО "Ростелеком" на территории иных регионов (городов Чита, Улан-Удэ, Иркутск), а также по сравнению с тарифами, устанавливаемыми для своих абонентов - юридических лиц.
ООО "Гелиос-сеть" является оператором связи, предоставляющим доступ к сети Интернет своим абонентам - юридическим лицам на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия).
ОАО "Ростелеком" также является оператором связи, предоставляющим доступ к сети Интернет своим абонентам - физическим и юридическим лицам, и магистральным оператором связи, предоставляющим присоединение к своей магистральной сети связи и услуги по пропуску Интернет-трафика другим операторам связи.
Между ОАО "Ростелеком" и ООО "Гелиос-сеть" заключен договор о присоединении сетей электросвязи N03ТУ5-И от 25.12.2006 (представлен в режиме "коммерческая тайна").
Комиссия проанализировав условия договора о присоединении сетей электросвязи N03ТУ5-И от 25.12.2006 отмечает высокий уровень тарифов ОАО "Ростелеком" на услуги по пропуску Интернет-трафика на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Представитель ОАО "Ростелеком" на заседании Комиссии пояснил, и Комиссией данная информация проверена, о том, что Дополнительное соглашение N 7 от 31.01.2013 к Договору N 03ТУ5-И от 25.12.2006 о присоединении сетей электросвязи расторгнуто по обоюдному согласию и с 26.02.2013 прекращено оказание услуг ОАО "Ростелеком" и соответствующая оплата услуг ООО "Гелиос-сеть" по Дополнительному соглашению N 7 от 31.01.2013 к Договору N 03ТУ5-И от 25.12.2006.
С октября 2013 года ввиду введения ОАО "Ростелеком" в эксплуатацию волоконно-оптической линии связи до г. Якутска и уменьшения тарифов доступа к сети Интернет для иных клиентов ОАО "Ростелеком", ООО "Гелиос-сеть" ведет переговоры о снижении цены подключения.
11.12.2013 ОАО "Ростелеком" письмом исх. N 0807/05/5615-13 направил коммерческое предложение на услугу "предоставление доступа к сети Интернет" без учета трафика со скоростью канала от 20 Мбит/с с ежемесячной платой в размере 123.956,64 руб. до 100 Мбит/с с ежемесячной платой в размере 480.378 руб.
16.12.2013 ОАО "Ростелеком" письмом исх. N 08/05/14848-13 предложил ООО "Гелиос-сеть" организовать присоединение к сети передачи данных ОАО "Ростелеком" в г. Якутске для предоставления услуги IP-транзит объемом от 100 до 200 Мбит/с единовременной стоимостью организации и подключения 120.000 руб.
Согласно заявлению ООО "Гелиос-сеть" ОАО "Ростелеком" предложил ежемесячный платеж за предоставление в пользование канала Интернет в размере 29.400 руб. за 1 Мбит/с при пропускной способности 80-100 Мбит/с, 25.500 руб. за 1 Мбит/с при пропускной способности - 101-120 Мбит/с, при том, что ОАО "Ростелеком" своим абонентам-юридическим лицам предоставляет услуги доступа к сети Интернет по тарифам - 5.180 руб./мес. при скорости доступа 0,5 Мбит/с, 7.180 руб./мес. при скорости доступа 1 Мбит/с, 10.380 руб./мес. при скорости доступа - 2 Мбит/с, 18.340 руб/мес. при скорости доступа 4 Мбит/с, 31.900 руб/мес. при скорости доступа - 10 Мбит/с.
Приказом от 28.02.2014 N 12 Якутским УФАС России возбуждено дело N 02-07/14А по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Якутское УФАС России приказом от 30.07.2014 N 30 включило в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, ОАО "Ростелеком" по услугам присоединения сетей передачи данных и пропуску Интернет-трафика с долей более 35% на территории городов Якутск, Мирный, Покровск и ЗАО "Компания ТрансТелеКом" по услугам присоединения сетей передачи данных и пропуску Интернет-трафика с долей более 35% на территории городов Якутск, ГП Хани, Нерюнгри, Алдан.
По ходатайству Якутского УФАС России в соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 N 244, дело N 02-07/14А было передано на рассмотрение в ФАС России в целях проведения оценки состояния конкуренции на рынках услуг присоединения сетей передачи данных и пропуску Интернет-трафика, сложившихся на территории Российской Федерации (определение Якутского УФАС России от 15.07.2014 об отложении рассмотрения дела N 02-07/14А в связи с его передачей на рассмотрение в ФАС России).
Приказом от 05.11.2014 N 692/14 Федеральная антимонопольная служба приняла к рассмотрению переданное Якутским УФАС России дело N02-07/14А, возбужденное в отношении ОАО "Ростелеком" по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и присвоило делу учетный номер 1-10-167/00-03-14.
В ходе рассмотрения дела N 1-10-167/00-03-14 Комиссия установила наличие в действиях ОАО "Ростелеком" признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в создании дискриминационных условий путем применения для операторов связи тарифов на услуги присоединения сетей передачи данных и услуги по пропуску Интернет-трафика, не позволяющих операторам связи конкурировать с ОАО "Ростелеком" на розничном рынке услуг доступа к сети Интернет (определение об отложении рассмотрения дела N 1-10-167/00-03-14 от 05.05.2015 исх. N 03/21947/15).
Изучив материалы дела, пояснения лиц, участвующих в деле, операторов связи, иных лиц, представивших информацию и материалы, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) присоединение одних сетей связи к другим и их взаимодействие осуществляется на основании заключаемых между операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.
Услуга присоединения - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи (пункт 33 статьи 2 Закона о связи).
Услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи (пункт 34 статьи 2 Закона о связи).
Согласно пункту 7 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161 (далее - Правила присоединения сетей электросвязи), присоединение сетей электросвязи - это установление технико-технологического взаимодействия средств связи двух сетей связи, при котором становится возможным пропуск трафика между этими сетями, минуя другие сети связи.
Таким образом, взаимосвязанность услуг присоединения и услуг по пропуску трафика заключается в том, что присоединение обеспечивает в последующем неограниченные действия по пропуску трафика через точку присоединения от одной сети связи к другой и в обратном направлении.
Согласно подпункту 9 пункта 2 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32 (далее - Правила оказания услуг связи по передаче данных), предоставление доступа к сети передачи данных - совокупность действий оператора связи сети передачи данных по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных или обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту услуг связи по передаче данных.
Согласно подпункту 11 пункта 2 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила оказания телематических услуг связи), предоставление доступа к сети передачи данных - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.
Предоставление доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационной сети - обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети (подпункт 10 пункта 2 Правила оказания телематических услуг связи).
Согласно условиям договоров о присоединении сетей передачи данных, заключенных между ОАО "Ростелеком" и операторами сетей передачи данных и телематических услуг связи (ОАО "ВымпелКом", ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", ООО "Саха Спринт Сеть", ГУП "ТЦТР" РС (Я), далее - Операторы связи) услуга по пропуску Интернет-трафика - деятельность ОАО "Ростелеком", направленная на удовлетворение потребностей Операторов связи в пропуске Интернет-трафика на сети передачи данных Операторов связи в целях предоставления пользователям доступа к информационным системам сети Интернет.
Исходя из системного анализа указанных норм Закона о связи, Правил присоединения сетей электросвязи, Правил оказания услуг связи по передаче данных, Правил оказания телематических услуг связи и условий договоров о присоединении сетей передачи данных Комиссия пришла к выводу, что услуги присоединения и услуги по пропуску Интернет-трафика используются операторами сети передачи данных и телематических услуг связи при организации предоставления услуг доступа к сети Интернет своим абонентам.
Следовательно, потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску Интернет-трафика являются операторы связи, а потребителями услуг доступа к сети Интернет - абоненты (физические и юридические лица).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно позиции Управления Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) (письмо исх. N 770-02/14 от 16.04.2014) технологическое различие оказания услуг связи (услуг доступа к сети Интернет) и услуг по присоединению сетей электросвязи заключается в разном составе оборудования связи, используемом для организации данных услуг. Услуги технологически не взаимосвязаны и представляются самостоятельно разным категориям потребителей (абонентам и операторам связи).
Учитывая позицию Управления Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) Комиссия пришла к выводу, что услуги присоединения и услуги по пропуску Интернет-трафика по сравнению с услугами доступа к сети Интернет технологически различны и не могут являться одним и тем же товаром при квалификации нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ОАО "Ростелеком", выразившихся в установлении различных цен на услуги присоединения сетей передачи данных и пропуску трафика и на услуги доступа к сети Интернет в г. Якутске, отсутствует нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание дискриминационных условий.
Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно информации ОАО "Ростелеком" (письмо б/н от 24.04.2014), кроме ООО "Гелиос-сеть", имеют присоединение к сети ОАО "Ростелеком" на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия) и используют услуги связи для дальнейшей перепродажи следующие операторы связи: ОАО "ВымпелКом", ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", ООО "Саха Спринт Сеть", ГУП "ТЦТР" РС (Я).
Исследовав ценовые условия договоров о присоединении сетей электросвязи, заключенных указанными операторами связи с ОАО "Ростелеком", Комиссией установлено, что размеры ежемесячной платы за услуги по пропуску Интернет-трафика следующие:
- 200.017,78 руб. при скорости передачи данных 5120 кбит/с (договор N 12ТУ5-И о присоединении сетей передачи данных от 01.08.2008, заключенный между ОАО "Ростелеком" и ГУП "ТЦТР" РС (Я);
- 381.024 руб. при скорости передачи данных 12 Мбит/с (договор о присоединении сетей передачи данных от 07.10.2013, заключенный между ОАО "Ростелеком" и ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова").
ОАО "ВымпелКом" и ООО "Саха Спринт Сеть" информацию представили в режиме "коммерческая тайна".
Проанализировав условия договоров о присоединении сетей электросвязи указанных операторов связи Комиссия отмечает высокий уровень тарифов ОАО "Ростелеком" на услуги по пропуску Интернет-трафика на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия).
В целях установления наличия/отсутствия влияния тарифов ОАО "Ростелеком" на услуги по пропуску Интернет-трафика на установление операторами сети передачи данных тарифов на услуги доступа к сети Интернет для своих абонентов ФАС России была запрошена информация у ОАО "ВымпелКом", ООО "Саха Спринт Сеть", ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", ГУП "ТЦТР" РС (Я) о тарифах на услуги доступа к сети Интернет для своих абонентов на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Согласно информации представленной операторами связи тарифы на услуги доступа к сети Интернет для абонентов - юридических лиц следующие:
ОАО "Ростелеком":
Скорость доступа к сети Интернет |
Тарифы на услуги доступа к сети Интернет для абонентов - юридических лиц по состоянию на: |
|
ноябрь 2013 года |
июнь 2015 года |
|
до 512 Кбит/с |
5180 |
5500 |
до 1 Мбит/с |
7180 |
8000 |
до 2 Мбит/с |
10380 |
12000 |
ООО "Саха Спринт Сеть":
Скорость доступа к сети Интернет |
Тарифы на услуги доступа к сети Интернет для абонентов - юридических лиц: |
|
по 30.09.2014 |
с 01.10.2014 |
|
до 512 Кбит/с |
4500 |
2000 |
до 1 Мбит/с |
7100 |
4000 |
до 2 Мбит/с |
9500 |
8000 |
ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова":
Скорость доступа к сети Интернет |
Ограничение трафика |
Тариф |
512 Кбит/с |
3 Гбайта в сутки |
15000 |
2 Мбит/с |
3 Гбайта в сутки |
20000 |
Таким образом, Комиссией установлено, что при использовании услуг ОАО "Ростелеком" по пропуску Интернет-трафика операторы связи устанавливают тарифы на услуги доступа к сети Интернет для своих абонентов-юридических лиц на конкурирующем с ОАО "Ростелеком" уровне тарифов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ОАО "Ростелеком", выразившихся в создании ОАО "Ростелеком" дискриминационных условий путем применения для операторов связи тарифов на услуги присоединения сетей передачи данных и услуги по пропуску Интернет-трафика, не позволяющих операторам связи конкурировать с ОАО "Ростелеком" на розничном рынке услуг доступа к сети Интернет.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ОАО "Ростелеком", выразившихся в установлении различных цен на услуги присоединения сетей передачи данных и пропуску трафика и на услуги доступа к сети Интернет в г. Якутске, в создании дискриминационных условий путем применения для операторов связи тарифов на услуги присоединения сетей передачи данных и услуги по пропуску Интернет-трафика, не позволяющих операторам связи конкурировать с ОАО "Ростелеком" на розничном рынке услуг доступа к сети Интернет отсутствуют нарушения пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N 1-10-167/00-03-14 у ОАО "Ростелеком" была запрошена информация о тарифах на услуги присоединения и услуги по пропуску Интернет-трафика, применяемых для операторов связи на территории городов Чита, Улан-Удэ, Иркутск с приложением копий любых трех договоров, регулирующих предоставление услуг присоединения сетей и услуг пропуска Интернет-трафика.
Согласно представленной информации размеры ежемесячной платы за услуги по пропуску Интернет-трафика следующие:
- 30.030 руб. при максимальной скорости 33 Мбит/с (договор N 11-16/216 о присоединении сетей передачи данных от 27.03.2014, заключенный с ИП П.В. Поздняковым, г. Улан-Удэ);
- 100.136,40 руб. при максимальной скорости 105 Мбит/с (договор N 455-06 о присоединении сетей электросвязи от 18.10.2006, заключенный с ООО "Агентство Джин", г. Чита);
- 73.440 руб. при максимальной скорости 135 Мбит/с (договор N07ПД-92/2014 о присоединении сетей передачи данных от 30.05.2014, заключенный с ООО "ТелеНэт Байкальск", г. Иркутск).
Комиссия исследовала ценовые условия представленных договоров и договоров о присоединении сетей электросвязи, заключенных между ОАО "Ростелеком" и ОАО "ВымпелКом", ООО "Саха Спринт Сеть", ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", ГУП "ТЦТР" РС (Я) на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия), и пришла к выводу о наличии признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление, поддержание монопольно высокой цены на услуги по пропуску Интернет-трафика на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 47.1, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 1-10-167/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ОАО "Ростелеком" нарушения пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выделить в отдельное производство дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 июня 2015 г. N 03/31732/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016