Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе:
Заместителя председателя Комиссии ФАС России (ведущего заседание) -заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.; членов Комиссии ФАС России: начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Шипуновой О.В., ведущего консультанта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Выскребенцевой А.В.
(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга": Стружина А.А. - доверенность N01-30-1071/14 от 17.11.2014,
представители ООО "Прагма Фарм" на заседание ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Прагма Фарм" от б/н б/н на действия заказчика ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" при проведении открытого конкурса по итогам предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение комплекса мероприятий по реконструкции канализационных сетей в составе централизованной системы водоотведения" для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (извещение 31502360982) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Прагма Фарм"
(далее - Заявитель) (вх. N 55934/15 от 04.06.2015) на действия заказчика
ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса по итогам предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение комплекса мероприятий по реконструкции канализационных сетей в составе централизованной системы водоотведения" для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (извещение 31502360982) (далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением об организации закупок товаров, работ, услуг за счет собственных средств
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", утвержденным приказом генерального директора ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 30.12.2011 N218
(далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
15.05.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
По результатам проведения Конкурса заключен договор на выполнение комплексных работ от 29.05.2015 N 164/15Д.
Из жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
1) по мнению Заявителя, у Заказчика отсутствовали правовые основания для проведений данной закупочной процедуры по итогам предварительного квалификационного отбора на выполнение комплекса мероприятий по реконструкции канализационных сетей в составе централизованной системы водоотведения" для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ПКО). Ограничение круга участников Конкурса только лицами, прошедшими ПКО, ограничивает право Заявителя подать заявку на участие в Конкурсе;
2) документация ПКО не содержит полную информацию, предусмотренную статьей 4 Закона о закупках, что не позволяет Заявителю принять участие в ПКО.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Исходя из требований пункта 10.1 Положения о закупке, к применяемым ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" способам размещения заказа относится, в том числе конкурс (открытый и закрытый, по итогам предварительного квалификационного отбора).
В соответствии с пунктом 10.8.1 Положения о закупке под предварительным квалификационным отбором понимается отбор участников размещения заказа, удовлетворяющих выдвигаемым организатором размещения заказа требованиям и допускаемых для участия в последующей процедуре закупки.
По итогам предварительного квалификационного отбора формируется список квалифицированных участников, прошедших предварительный квалификационный отбор. Общий срок действия квалификационного отбора - 1 (один) год с даты подведения итогов.
Согласно пункту 10.8.1 Положения о закупке процедуре закупки может предшествовать предварительный квалификационный отбор, в этом случае процедура закупки, соответствующей теме предварительного квалификационного отбора, проводится среди участников, прошедших предварительный квалификационный отбор.
В пределах срока действия результатов предварительного квалификационного отбора может быть проведена как одна процедура закупки, так и несколько процедур.
Таким образом, проведение Заказчиком обжалуемой закупочной процедуры по итогам ПКО среди лиц, прошедших ПКО, соответствует требованиям пунктом 10.1, 10.8.1 Положения о закупках.
2. Частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупах установлены требования к составу сведений, подлежащих указанию в извещении и документации о закупке.
Закупкой является удовлетворение потребности заказчика в товарах, работах, услугах с использованием денежных средств путем осуществления того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке.
Из содержания пунктов 10.1, 10.8.1 Положения о закупке следует, что предварительный квалификационный отбор не является самостоятельным способом закупки, но является частью (стадией) закупочной процедуры, осуществляемой ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" путем проведения запроса котировок цен, конкурса, аукциона.
23.04.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении ПКО (извещение 31502293435) (далее - Извещение ПКО, Документация ПКО).
Цели проведения предварительных квалификационных отборов изложены в пунктах 10.8.2, 10.8.3 Положения о закупке, а именно: "_предварительный квалификационный отбор проводится:
- для выявления участников размещения заказа, квалификация которых позволит участвовать в конкурсе, аукционе, запросе ценовых котировок (в случаях, если цена договора для процедуры закупки путем запроса ценовых котировок не превышает 2 500 000 (двух миллионов пятисот тысяч) руб. на закупку товаров, работ, услуг для нужд Предприятия).
- в случаях, когда организатор размещения заказа может четко определить минимальный уровень квалификации участника закупки, необходимый для успешного выполнения договора_".
Согласно пункту 10.8.4 Положения о закупке предварительный квалификационный отбор основан на удовлетворении (неудовлетворении) требований, касающихся общего и специального опыта участника закупки, кадровых возможностей, оборудования, финансового состояния, которые подтверждаются участником размещения заказа при предоставлении участником размещения заказа заявки на участие в предварительном квалификационном отборе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что в соответствии с пунктом 10.8.1 Положения о закупке итоги предварительного квалификационного отбора могут применяться для нескольких закупочных процедур, на момент проведения предварительного квалификационного отбора заказчик может не располагать сведениями, в том числе о конкретных характеристиках предмета каждой отдельной закупки, проводимой по итогам данного отбора, начальной (максимальной) цене заключаемого по итогам такой закупки договора.
Положением о закупке не установлены требования к составу сведений, включаемых в извещения, документации о проведении предварительных квалификационных отборов
Таким образом, исходя из системного толкования пунктом 10.1,
10.8.1-10.8.3 Положения о закупке, довод Заявителя о нарушении Заказчиком законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при размещении Извещения ПКО, Документация ПКО, не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии со статьей 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 4.2.2 Положения о закупке.
Согласно разделу 1 Документации ПКО предметом ПКО является комплекс мероприятий по реконструкции канализационных сетей в составе централизованной системы водоотведения" для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
В соответствии с Приложением N 1 к Тому 3 Документации
(далее - Приложение N 1 к Техническому заданию) "Исполнитель выполняет следующие работы:
1 этап
1. Гидродинамическая промывка сетей водоотведения с откачкой и вывозом илового осадка на песковые карты станций аэрации или на полигоны для хранения осадков сточных вод.
2. Теледиагностика промываемых канализационных сетей.
3. Подготовка заключения о выполненной теледиагностики с определением участков, подлежащих реконструкции.
2 Этап
1. Проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по реконструкции участков канализационной сети имеющих неудовлетворительное техническое состояние.
2. По завершению строительно-монтажных работ выполняется гидродинамическая промывка.
3. Теледигностика промываемых канализационных сетей
4. Подготовка заключения о выполненной теледиагностики.".
Кроме того, пунктом 8 Документации ПКО предусмотрено, что участник должен, в том числе иметь свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства по предмету предварительного квалификационного отбора, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Таким образом, Заказчик объединил в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, допуск к выполнению которых предполагает наличия участников соответствующих товарных рынков разных документов, разрешительного характера.
Указанные действия Заказчика не соответствуют требованиям пункта 4.2.2 Положения о закупке, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Вместе с тем, разработка проектной документации, на основании которой должны выполняться работы, является частью предмета Конкурса (Приложение N 1 к Техническому заданию).
Таким образом, в связи с тем, что предмет Конкурса сформирован Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупах, в Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 8 Документации ПКО установлено требование к участникам ПКО: ".Наличие у Участника свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства по предмету предварительного квалификационного отбора, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
I. Виды работ по инженерным изысканиям
1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий:
1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200-1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений
1.4. Трассирование линейных объектов
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий:
2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000
2.4. Гидрогеологические исследования
4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий:
4.1. Инженерно-экологическая съемка территории
4.2. Исследования химического загрязнения почвогрунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения
4.3. Лабораторные химико-аналитические и газохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды
4.4. Исследования и оценка физических воздействий и радиационной обстановки на территории
II. Виды работ по подготовке проектной документации
1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка
1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта
1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения
3. Работы по подготовке конструктивных решений
5. Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
5.2. Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
3. Земляные работы
3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
17. Устройство наружных сетей канализации
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
Требование установлено пунктом 1 статьи 55.8 главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ ("Российская газета", N 290, 30.12.2004, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), и Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 6, 09.02.2009).".
Таким образом, установление в Документации требования к участникам Запроса предложений о наличии одновременно свидетельств, выданных саморегулируемой организацией, о допуске к отдельным видам работ и свидетельств о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) противоречит целям и принципам Закона о закупках, пункту 2.4.4 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Из пункта 3.11 тома 4 "Проект договора" Документации следует, что:
"_ по согласованию Сторон, Заказчик вправе осуществить выплату аванса в размере не более 40% от стоимости подлежащих выполнению Подрядчиком комплекса мероприятий по настоящему Договору (в соответствии с п. 3.1 настоящего Договора), после подписания договора на комплекс работ и предоставления обеспечения исполнения обязательств по настоящему Договору_".
Таким образом, в пункте 3.11 тома 4 "Проект договора" Документации в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты закупаемых работ.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Прагма Фарм" от б/н б/н на действия заказчика ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" при проведении открытого конкурса по итогам предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение комплекса мероприятий по реконструкции канализационных сетей в составе централизованной системы водоотведения" для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" (извещение 31502360982) необоснованной.
2. Признать в действиях ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" нарушение части 1 статьи 2, пункта 3 части 9, пунктов 1, 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 15.06.2015 N 223-ФЗ-136/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Выдать ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" обязательное для исполнения предписание об аннулировании предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение комплекса мероприятий по реконструкции канализационных сетей в составе централизованной системы водоотведения" для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (извещение 31502293435).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2015 г. N 17/30407/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016