Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе:
рассмотрев жалобу ЗАО "Техносервис" б/н б/д (вх. N 53035-ЭП/15 от 27.05.2015), направленную письмом Московского УФАС России N ИШ/19625-1 от 27.05.2015, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона по выбору организации на право поставки печатного оборудования и расходных материалов Xerox для нужд ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31502350322) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "Техносервис" (далее - Заявитель) б/н б/д (вх. N 53035-ЭП/15 от 27.05.2015), направленная письмом Московского УФАС России N ИШ/19625-1 от 27.05.2015, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по выбору организации на право поставки печатного оборудования и расходных материалов Xerox для нужд ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31502350322) (далее - Аукцион).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России", утвержденным Постановлением Правления Банка от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 113 § 6а (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
13.05.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы, пояснений представителя Заявителя, представленных на заседании Комиссии ФАС России, следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:
1) информация об Аукционе отсутствует в плане закупки Заказчика на 2015 год;
2) Документация противоречит Положению о закупке в части допустимых сроков, в течение которых Заказчик вправе отказаться от проведения закупочной процедуры;
3) между Извещением и Документация имеются противоречия относительно сроков проведения стадий Аукциона, а также наличия требования к участникам Аукциона об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренного статьей 5 Закона о закупках, реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Реестры);
4) в Документации не указано место и дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе;
5) на официальном сайте размещено Положение о закупке в формате, не обеспечивающем возможность его сохранения, поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N932 (далее - Правила), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.
Пунктом 9 Правил установлено, что в случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
В плане закупки Заказчика на 2015 год, размещенном на официальном сайте, отсутствует информация об Аукционе.
Учитывая изложенное, указанные действия нарушают требования пункта 2 Правил, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 4.1.5 Положения о закупке установлено, что Заказчик при проведении электронного аукциона вправе отказаться от проведения закупки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 3.3 Документации Заказчик вправе отказаться от проведения Аукциона до момента принятия решения о победителе Аукциона.
Таким образом, пункт 3.3 Документации противоречит пункту 4.1.5 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии с Извещением, сформированном на официальном сайте:
дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе: 03.06.2015;
дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе: 04.06.2015;
дата подведения итогов Аукциона: 04.06.2015.
Требование к отсутствию участников закупки в Реестрах Извещением не установлено.
При этом, Документацией установлено следующее:
дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе: 03.06.2015;
дата проведения Аукциона: 04.06.2015;
дата подведения итогов Аукциона: 31.07.2015;
в соответствии с пунктом 2.1 Документации "Участник не должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный федеральными законами от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Извещение не соответствует Документации в части установления требования к участникам Аукциона об отсутствии участников в Реестрах, а также даты подведения итогов Аукциона.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования части 8 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, несоответствие дат подведения итогов Аукциона, указанных в Извещении и Документации, не влияет на возможность подачи заявок на участие в Аукционе, а также подачи ценовых предложений при проведении Аукциона.
Исходя из положений частей 9, 10 статьи 4 Закона о закупках, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, подлежат обязательному указанию в документации о закупке и не являются обязательной информацией, указываемой в извещении о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, рассмотрение заявок на участие в закупке, принятие решения об их допуске/ отказе в допуске к дальнейшему участию осуществляются на основании документации о закупке.
На участие в Аукционе поступило 5 заявок, сведения об участниках Аукциона в Реестрах отсутствуют.
Учитывая изложенное, противоречие Извещения и Документации в части указания требования об отсутствии участников Аукциона в Реестрах не влияет на возможность участвовать в данной закупке.
4. Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке указываются место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
При этом, извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке (часть 8 статьи 4 Закона о закупках).
В соответствии с пунктом 21 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 (далее - Положение о размещении информации) извещение о закупке формируется представителем заказчика с помощью функционала официального сайта.
С извещением о закупке на официальном сайте размещается электронный вид документации о закупке и электронный вид проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке (пункт 22 Положения о размещении информации)
Согласно пункту 23 Положения о размещении информации в случае если положением о закупке предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация, в том числе относящаяся к содержанию извещения о закупке, такая информация размещается в порядке, предусмотренном пунктом 22 Положения о размещении информации, то есть путем размещения электронного вида документа.
Пунктом 1.9 Документации определено место рассмотрения заявок на участие в Аукционе: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, 19. В Извещении определена дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе: 04.06.2015.
Учитывая в совокупности требования части 8 статьи 4, пунктов 21-23 Положения о размещении информации, обязанность Заказчика, установленная пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, исполнена.
5. Из требований пункта 9 Положения о размещении информации следует, что сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом официального сайта, и сведения, содержащиеся в файле должны быть в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
По мнению Заявителя, при размещении Положения о закупке на официальном сайте нормы пункта 9 Положения о размещении информации Заказчиком не соблюдены.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России в присутствии представителей Заказчика и Заявителя установлено, что формат, в котором на официальном сайте размещено Положение о закупке, позволяет сохранять данный документ, осуществлять поиск и копирование фрагмента текста.
Учитывая изложенное, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Техносервис" б/н б/д (вх. N 53035-ЭП/15 от 27.05.2015), направленную письмом Московского УФАС России N ИШ/19625-1 от 27.05.2015, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона по выбору организации на право поставки печатного оборудования и расходных материалов Xerox для нужд ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31502350322) обоснованной в части отсутствия информации о закупке в плане закупки на 2015 год, несоответствия документации о данной закупке требованиям Положения о закупках ОАО "Сбербанк России", утвержденным Постановлением Правления Банка от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 113 § 6а, в части допустимых сроков, в течение которых ОАО "Сбербанк России" вправе отказаться от проведения закупочной процедуры, а также наличия противоречий между извещением и документацией о закупке.
2. Признать ОАО "Сбербанк России" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункт 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N932.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.06.2015 N 223-ФЗ-128/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Выдать ОАО "Сбербанк России" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранения выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2015 г. N 17/29034/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016