Решение Федеральной антимонопольной службы
от 9 июня 2015 г. N АК/30858/15
Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении N 05-121А от 02.12.2014 в отношении Старцевой Н.А. (2XXXXXXXXXXXX) (далее - Жалоба), в отсутствие Старцевой Н.А., установил:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО "Центр лабораторной диагностики" (далее - ООО "ЦЛД").
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Новосибирским УФАС России в отношении Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - ТФОМС НСО) возбуждено дело N 14 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
ТФОМС НСО направил в адрес страховых медицинских организаций письмо N 4625-14 от 04.10.2013 "О приеме реестров счетов", в котором сообщил следующее.
В результате анализа данных единой базы медицинских услуг за январь-август 2013 года ТФОМС НСО выявлено, что ООО "ЦЛД" за июль-август 2013 года оказаны диагностические услуги в объеме 98 688, 62 УЕТ по направлению из 16 медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), и предъявлены счета на сумму 3 065 792, 24 руб.
В соответствии в приказом Минздрава Новосибирской области от 13.06.2013 N 1923 ООО "ЦЛД" на 2-е полугодие 2013 года придан статус централизованной лаборатории Новосибирской области и для проведения лабораторно - диагностических исследований прикреплены следующие государственные учреждения здравоохранения Новосибирской области: ГБУЗ НСО "ГКБ N19", ГБУЗ НСО "ГП N17", ГБУЗ НСО "ГП N29".
В целях исполнения вышеуказанного приказа ТФОМС НСО просит усилить контроль при приеме реестров счетов по диагностической медицинской помощи от ООО "ЦЛД".
Страховые медицинские организации: филиал "Новосибирск - медицина" ОАО "РОСНО-МС", ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М", ООО "СМО "СИМАЗ-МЕД" сообщили ООО "ЦЛД", что объемы выполненной работы медицинским организациям, не имеющим прикрепления к ООО "ЦЛД", не могут быть приняты к оплате.
ТФОМС НСО письмом N 5065-14 от 30.10.2013 сообщил ООО "ЦЛД", что действия страховых организаций по приему и оплате счетов за оказанные медицинские услуги обоснованы и соответствуют требованиям приказа Минздрава Новосибирской области N 298 от 07.02.2013.
Новосибирское УФАС России направило в адрес Минздрава Новосибирской области запрос N 05-530 от 22.01.2014 о представлении следующей информации:
как учитывался объем предоставления медицинской помощи, установленный ООО "ЦЛД" решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, при прикреплении ГБУЗ НСО "Городская клиническая больница" N 19, ГБУЗ НСО "Городская поликлиника N 17".;
может ли ООО "ЦЛД" оказывать услуги в сфере ОМС иным организациям, помимо прикрепленных, в рамках установленного ему объема предоставления медицинской помощи.
В ответ Минздрав Новосибирской области сообщило (письмо N 595-01/24 от 03.02.2014) следующее.
"Распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями на 2013 год производилось Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в порядке и согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании), приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении правил обязательного медицинского страхования", приказом Минздрава России от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014, 2015 годов", постановлением Правительства РФ от 06.05.2003 N 255 "О разработке и формировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".
ООО "ЦЛД" вправе оказывать услуги в сфере ОМС любым медицинским организациям помимо прикрепленных, работающим в системе ОМС".
Согласно материалам дела N 14 о нарушении антимонопольного законодательства, приказ Минздрава Новосибирской области N 298 от 07.02.2013 признан арбитражным судом Новосибирской области недействующим как несоответствующий антимонопольному законодательству (решение от 06.12.2013 по делу N А45-10333/2013). Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.02.2014 данное решение оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.05.2014 по делу N А45-21530/2013 приказ Министерства здравоохранения Новосибирской области N 1923 от 13.06.2013 признан незаконным, как несоответствующий положениям статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 3 Закона об обязательном медицинском страховании обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) является одним из видов обязательного социального страхования и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Бесплатное оказание застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляют медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 15 Закона об обязательном медицинском страховании к ним относятся медицинские организации любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в ТФОМС НСО, который не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Такой договор заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном Законом об обязательном медицинском страховании порядке (статья 39).
При этом названный закон устанавливает единый статус медицинских организаций, работающих в системе ОМС, регламентируя их права, обязанности и ответственность единым образом независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Следовательно, все медицинские организации, работающие в системе обязательного медицинского страхования, имеют равные права и несут равные обязанности независимо от их организационно-правовой формы и, соответственно, формы собственности, в частности несут обязанность выполнить распределенный им объем медицинской помощи, оказываемой в системе ОМС, и имеют право получить оплату данной помощи из средств ОМС в установленном законом порядке. Кроме того, все медицинские организации, независимо от организационно - правовой формы, формы собственности, вправе самостоятельно выбирать контрагентов по договорам.
Из содержания письма ТФОМС НСО N 4625-14 от 04.10.2013 в адрес страховых медицинских организаций можно сделать вывод о том, что они на основании указанного приказа Минздрава Новосибирской области вправе принимать и оплачивать счета за оказанные ООО "ЦЛД" в сфере ОМС услуги только ГБУЗ НСО "ГКБ N 19", ГБУЗ НСО "ГП N 17", ГБУЗ НСО "ГП N 29". Однако, согласно разъяснениям Минздрава Новосибирской области (письмо N 595-01/24 от 03.02.2014), ООО "ЦЛД" вправе оказывать услуги в сфере ОМС любым медицинским организациям помимо прикрепленных, работающим в системе ОМС и страховые медицинские организации обязаны принимать к оплате объем работы, выполненный для любых организаций.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в соответствии со
статьей 40 Закона об обязательном медицинском страховании не предполагает контроль за тем, для каких организаций они оказывались
В соответствии с пунктом 8.12 "Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с Законом об обязательном медицинском страховании, и выполнением договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (п. 9.9 Типового положения). Учитывая наличие у ТФОМС НСО контрольных функций в отношении страховых медицинских организаций, указание ТФОМС НСО, изложенное в письме N 4625-14 от 04.10.2013, имеет для них обязательный характер.
Указание конкретных организаций, которым ООО "ЦЛД" вправе оказывать диагностические услуги в системе ОМС и получать оплату в установленном порядке, действующим законодательством не предусмотрено.
Направление ТФОМС НСО письма N 4625-14 от 04.10.2013 в адрес страховых медицинских организаций об усилении контроля при приеме реестров счетов необоснованно препятствуют ООО "ЦЛД" деятельности по оказанию услуг на рынке диагностических исследований в системе обязательного медицинского страхования другим, помимо прикрепленных, медицинским организациям и тем самым может привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Для квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 15 Закона
N 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Новосибирского УФАС России решением от 22.04.14 по делу N14 признала ТФОМС НСО нарушившим часть 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции. Нарушение выразилось в направлении в адрес страховых медицинских организаций письма N 4625-14 от 04.10.2013 "О приеме реестров счетов", что необоснованно препятствует ООО "ЦЛД" деятельности по оказанию услуг на рынке диагностических исследований другим, помимо прикрепленных к нему согласно приказу министерства здравоохранения Новосибирской области N 1923 от 13.06.2013, медицинским организациям и тем самым может привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Письмо ТФОМС НСО N 4625-14 от 04.10.2013 "О приеме реестров счетов" подписано директором Старцевой Н.А.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 КоАП, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Директор ТФОМС НСО является должностным лицом.
В соответствии с п. 19 Положения "О Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Новосибирской области", утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 14.02.2011 N 56-п, директор территориального фонда организует и осуществляет общее руководство текущей деятельностью территориального фонда, несет персональную ответственность за ее результаты.
Старцева Н.А., занимая должность директора ТФОМС НСО, что подтверждается Распоряжением Правительства Новосибирской области от 06.11.2012 N 395-рп, подписав письмо ТФОМС НСО N 4625-14 от 04.10.2013 "О приеме реестров счетов", нарушающее часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.9 КоАП.
При указанных обстоятельствах, действия Старцевой Н.А. образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1. КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих (статья 4.3 КоАП) и смягчающих
административную ответственность (статья 4.2 КоАП) в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об
административном правонарушении (статья 24.5 КоАП), не установлено.
Статьей 4.1. КоАП установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии соответствующей статьей КоАП.
При вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 05-121А заместителем руководителем Новосибирского УФАС России Камневой Н.П. был учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность и обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Таким образом, при вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении должностным лицом, рассматривавшим дело, правомерно наложен штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей, что находится в пределах санкции части 1
статьи 14.9 КоАП.
При рассмотрении Жалобы нарушений КоАП, которые носят существенный характер, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении N 05-121А и могут повлечь отмену принятого постановления, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП, решил:
Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 05-121А от 02.12.2014 в отношении
Старцевой Н.А., оставить без изменения, а жалобу Старцевой Н.А. без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2015 г. N АК/30858/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016