Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
рассмотрев жалобу ООО "ТехноТорг" б/н б/д, направленную письмом Московского УФАС России N ИШ/20111-1 от 29.05.2015, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона по выбору организации на право поставки печатного оборудования и расходных материалов Xerox для нужд ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31502350322) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ТехноТорг" (далее - Заявитель) б/н б/д (вх. N 54234/15 от 01.06.2015), направленная письмом Московского УФАС России N ИШ/20111-1 от 29.05.2015, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по выбору организации на право поставки печатного оборудования и расходных материалов Xerox для нужд ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31502350322) (далее - Аукцион).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России", утвержденным Постановлением Правления Банка от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 113 § 6а (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
13.05.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:
1) Документация противоречит Положению о закупке в части допустимых сроков, в течение которых Заказчик вправе отказаться от проведения закупочной процедуры;
2) между Извещением и Документация имеются противоречия относительно сроков проведения стадий Аукциона, а также наличия требования к участникам Аукциона об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренного статьей 5 Закона о закупках, реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Реестры).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Пунктом 4.1.5 Положения о закупке установлено, что Заказчик при проведении электронного аукциона вправе отказаться от проведения закупки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 3.3 Документации Заказчик вправе отказаться от проведения Аукциона до момента принятия решения о победителе Аукциона.
Таким образом, пункт 3.3 Документации противоречит пункту 4.1.5 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии с Извещением, сформированном на официальном сайте:
дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе: 03.06.2015;
дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе: 04.06.2015;
дата подведения итогов Аукциона: 04.06.2015.
Требование к отсутствию участников закупки в Реестрах Извещением не установлено.
При этом, Документацией установлено следующее:
дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе: 03.06.2015;
дата проведения Аукциона: 04.06.2015;
дата подведения итогов Аукциона: 31.07.2015;
в соответствии с пунктом 2.1 Документации "Участник не должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный федеральными законами от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Извещение не соответствует Документации в части установления требования к участникам Аукциона об отсутствии участников в Реестрах, а также даты подведения итогов Аукциона.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования части 8 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, несоответствие дат подведения итогов Аукциона, указанных в Извещении и Документации, не влияет на возможность подачи заявок на участие в Аукционе, а также подачи ценовых предложений при проведении Аукциона.
Исходя из положений частей 9, 10 статьи 4 Закона о закупках, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, подлежат обязательному указанию в документации о закупке и не являются обязательной информацией, указываемой в извещении о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, рассмотрение заявок на участие в закупке, принятие решения об их допуске/ отказе в допуске к дальнейшему участию осуществляются на основании документации о закупке.
На участие в Аукционе поступило 5 заявок, сведения об участниках Аукциона в Реестрах отсутствуют.
Учитывая изложенное, противоречие Извещения и Документации в части указания требования об отсутствии участников Аукциона в Реестрах не влияет на возможность участвовать в данной закупке.
Руководствуясь частью 17 статьи 18.1, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N932 (далее - Правила), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.
Пунктом 9 Правил установлено, что в случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
В плане закупки Заказчика на 2015 год, размещенном на официальном сайте, отсутствует информация об Аукционе.
Учитывая изложенное, указанные действия нарушают требования пункта 2 Правил, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ТехноТорг" б/н б/д (вх. N 54234/15 от 01.06.2015), направленную письмом Московского УФАС России N ИШ/20111-1 от 29.05.2015, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по выбору организации на право поставки печатного оборудования и расходных материалов Xerox для нужд ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31502350322) обоснованной.
2. Признать ОАО "Сбербанк России" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункт 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N932.
3. Материалы дела от 05.06.2015 N 223-ФЗ-129/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не передавать в связи с принятием решения от 05.06.2015 N 223-ФЗ-128/15 о передаче материалов дела от 05.06.2015 N 223-ФЗ-128/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об указанном административном правонарушении.
4. Предписание не выдавать в связи с выданным на основании решения N 223-ФЗ-128/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ЗАО "Техносервис" б/н б/д (вх. N 53035-ЭП/15 от 27.05.2015), направленной письмом Московского УФАС России N ИШ/19625-1 от 27.05.2015, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона по выбору организации на право поставки печатного оборудования и расходных материалов Xerox для нужд ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31502350322), предписанием от 05.06.2015 N 223-ФЗ-128/15 об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2015 г. N 17/29069/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016