Решение Федеральной антимонопольной службы
от 21 мая 2015 г. N АК/25824/15
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело N 3-5-8/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в марте 2015 года в эфире "Первого канала" рекламы финансовых услуг ОАО "Сбербанк России", сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):
ОАО "Сбербанк России (адрес: ул. Вавилова, д.19, г. Москва, 117997) - Жилина Н.С. установила:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе вкладов ОАО "Сбербанк России", сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия под условным названием "3 кг золота", распространяемой в марте 2015 года в эфире "Первого канала".
В рекламе диктор сообщает о стимулирующей акции при открытии вкладов в "ОАО Сбербанк России": "_ в детстве Ваш вклад в любое дело мог привести к награде. Так и сейчас, вы можете получить один из трех килограммов золота или трех тысяч призов. Просто откройте вклад в Сбербанке до шестнадцатого апреля. Сбербанк - всегда рядом."
Видеоряд рекламы с данным аудиосообщением сопровождается появлением текстового модуля с информацией "1 из 3 кг ЗОЛОТА или 1 из 3000 ПРИЗОВ", выполненной крупным хорошо читаемым шрифтом.
Кроме того, видеоряд рекламы сопровождается текстовыми сообщениями (4 блока), последовательно сменяющими друг друга и расположенными в нижней части рекламного ролика:
"Откройте вклад или оформите сберегательный сертификат в период с 16.02.2015 по 16.04.2015, сохраните его без изменений до 30.06.2015 и получите возможность стать обладателем слитка из 1 кг золота или одного из 3000 денежных призов. Призы 1-й категории - три слитка из 1 кг золота и денежные призы, призы 2-й категории - 3000 денежных призов по 3000 рублей";
"Срок открытия вклада или оформления сберегательного сертификата и СМС-регистрации для участия в акции - с 16.02.2015 по 16.04.2015 включительно, стоимость исходящего СМС-сообщения на короткий номер 6125 определяется оператором сотовой связи участника акции и составляет не более 1,77 рубля с НДС при нахождении не в роуминге";
"Общий срок проведения акции - с 16.02.2015 по 16.04.2015 включительно. Имеются ограничения по типам вкладов, открываемых для участия в акции. Количество призов ограничено";
"Информацию об организаторе акции, правилах и сроках ее проведения, о сроках регистрации для участия в акции, а также о количестве призов, сроке, месте и порядке их получения Вы можете уточнить на сайте www.sberbank.ru или по телефону 8 800 555 5550 (звонки по России - бесплатно). Реклама"
Указанные текстовые сообщения выполнены мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на светлом фоне, размещаются в нижней части экрана, занимая не более ? площади кадра. Продолжительность демонстрации каждого блока соответственно составляет 5 секунд, 4 секунды, 4 секунды и 3 секунды.
Условия, приведенные в данных текстовых блоках, могут повлиять на решение потребителя принять участие в акции, проводимой ОАО "Сбербанк России", и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана мелким нечитаемым шрифтом, делая ее восприятие невозможным, а информация о привлекательных условиях выполнена крупным хорошо читаемым шрифтом.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие.
Донесение привлекательной для потребителя информации при помощи аудио-сообщения и текстового сообщения, выполненного крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации - способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федерального закона "О рекламе") не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
Информация о наличии ограничений по типам вкладов, открытие которых позволит участвовать в акции и которыми вкладчик не может пользоваться до 30.06.2015, а также информация о необходимости СМС-регистрации для участия в акции является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно возможности участия в акции и получения приза в виде 1 кг золота.
Указанная информация в рассматриваемой рекламе не доводится до потребителя ненадлежащим образом, поскольку лишь формально приводится в рекламе в форме, не позволяющей потребителям ее воспринимать, и фактически в рекламе отсутствует.
В силу статьи 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
сроки проведения такого мероприятия;
источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Вместе с тем источник информации о правилах проведения стимулирующего мероприятия под условным названием "3 кг золота", количестве призов по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке получения призов в рекламе указан также формально в форме не позволяющей потребителям воспринимать данные сведения, и фактически в рекламе отсутствуют.
Таким образом, в рекламе вкладов ОАО "Сбербанк России", сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия под условным названием "3 кг золота", распространявшейся в эфире "Первого канала" в марте 2015 года, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 Закона о рекламе.
Рекламодателем указанной рекламы является ОАО "Сбербанк России" (юридический адрес: ул. Вавилова, д. 19, Москва, 117997, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, КПП 775001001, дата создания 20.06.1991).
На основании части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в марте 2015 г. в эфире "Первого канала" рекламу вклада ОАО "Сбербанк России", сообщающую о проведении стимулирующего мероприятия, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях проводимой акции.
2. Признать ненадлежащей распространявшуюся в марте 2015 г. в эфире "Первого канала" рекламу вклада ОАО "Сбербанк России", сообщающую о проведении стимулирующего мероприятия, поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Федерального закона "О рекламе", а именно, в рекламе источник информации о правилах проведения стимулирующего мероприятия под условным названием "3 кг золота", количестве призов по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке получения призов в рекламе указан формально в форме не позволяющей потребителям воспринимать данные сведения, и фактически в рекламе отсутствуют.
3. Выдать ОАО "Сбербанк России" предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ОАО "Сбербанк России".
Решение изготовлено в полном объеме 22 мая 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 мая 2015 г. N АК/25824/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016