Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителя:
ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ": <> - доверенность от 09.04.2015 N 52/А;
представители ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ФАС России жалобу ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ", направленную письмом Челябинского УФАС России от 22.04.2015 б/н, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку товара - вилочного автопогрузчика для нужд ОАО "Уралэлемент" для реализации проекта "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561-М-II и его модификаций (комплектация изделия 2503)" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (извещение N 0469100000215000010) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ" (далее - Заявитель), направленная письмом Челябинского УФАС России от 22.04.2015 б/н, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку товара - вилочного автопогрузчика для нужд ОАО "Уралэлемент" для реализации проекта "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561-М-II и его модификаций (комплектация изделия 2503)" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (извещение N 0469100000215000010) (далее - Аукцион).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
31.03.2015 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно к участию в Аукционе допущены участники, не соответствующие требованиям действующего законодательства, Документации. А именно, по мнению Заявителя:
участники Аукциона ООО "АрСиКар-Сервис", ООО "Баканкар" предлагают к поставке товар иностранного происхождения, что нарушает требования постановления Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 656);
Товар, предлагаемый к поставке, участниками Аукциона ООО "АрСиКар-Сервис", ООО "Баканкар" не соответствует Техническому заданию Документации.
Согласно письменному возражению Заказчика N 12/102 от 29.04.2015 Заказчик с доводами жалобы не согласился и указал, что Аукцион проводился в соответствии с Законом о контрактной системе, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно информации, представленной на заседании Комиссии ФАС России, на основании части 5 статьи 15 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение о проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку товара - вилочного автопогрузчика для нужд ОАО "Уралэлемент" для реализации проекта "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561-М-II и его модификаций (комплектация изделия 2503)" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с разделом 3 Технического задания Документации установлены требования к поставляемому товару (объекту закупки):
"3. Технические и функциональные характеристики товара.
3.1. Автопогрузчик вилочный по целевому назначению должен обладать следующими функциональными характеристиками:
- выполнение погрузочно-транспортных операций материалов и оборудования в складских помещениях и на открытых площадках.
3.2. Конструкция рабочего оборудования вилочного автопогрузчика должна включать в себя следующие элементы: остекленная отапливаемая кабина оператора; погрузочные вилы. Вилочный автопогрузчик должен быть рассчитан на работу в климатических условиях районов умеренно-холодного климата.
3.3. Технические характеристики:
3.3.1. Габаритные размеры, не более: длина - 4700 мм, ширина - 2100 мм, высота - 2650 мм.
3.3.2. Колесная база, не более, мм: 2200.
3.3.3. Дорожный просвет, не менее, мм: 200.
3.3.4. Масса снаряженного погрузчика, не более, кг: 7800.
3.3.5. Емкость топливного бака, не менее, л: 130.
3.3.6. Емкость гидравлического бака, не более, л: 210.
3.3.7. Шины передние, не менее, дюйм: 8,25 х 20, задние, не менее, дюйм: 8,25 х 15.
3.3.8. Ведущие - передний мост. Управляемый - задний мост.
3.3.9. Высота подъема вил, не менее: 3300 мм.
3.3.10. Скорость подъема груза, не менее, м/с: 0,3.
3.3.11. Двигатель: дизельный.
Мощность двигателя, не менее, л.с. - 81,0;
Максимальный крутящий момент, не менее, Нм - 290,4;
Число цилиндров - 4;
Рабочий объём, не более, л - 4,75;
3.3.12. Скорость передвижения с грузом/ без груза, не менее, км/ч: 20/20.
3.3.13. Угол наклона грузоподъемника (вперед/назад), не менее, град.: 6/12.
3.3.14. Максимальное тяговое усилие, не менее, кг: 2800.
3.3.15. Тормозные механизмы: барабанного типа.
3.3.16. Радиус поворота по наружному габариту, не более, м: 3,2.
Грузоподъемность номинальная, не менее: 5000 кг".
Пунктом 15 Части II Документации ("Информация об аукционе в электронной форме") предусмотрено, что Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 656 устанавливает запрет на товар, происходящий из иностранного государства.
Товар, требуемый к поставке согласно Техническому заданию Документации, входит в Перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 656.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссия ФАС России, изучив заявки участников Аукциона, представленные Заказчиком, установила, что страной происхождения предлагаемых участниками Аукциона товаров является Российская Федерация.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что технические характеристики товара, предлагаемого к поставке, ООО "Балканкар" не соответствуют требованиям, установленным в Техническом задании Документации по нескольким показателям:
Пункт Технического задания Документации |
Технические характеристики согласно Техническому заданию Документации |
Технические характеристики товара, предлагаемого к поставке, ООО "Балканкар" |
п. 3.3.5. Емкость топливного бака |
Не менее 130 л |
50 л |
Пункт 3.3.7. Шины передние задние ( в дюймах) |
Не менее 8,25 х 20 не менее 8,25 х 15 |
8,15 х 15 6,50 х 10 |
Пункт 3.3.12. Скорость передвижения с грузом/ без груза, не менее (в градусах) |
20/20 |
10/20 |
Таким образом, к участию в Аукционе допущен участник, заявка которого не соответствует требованиям Документации, что является нарушением пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Комиссия Фас России установила следующее
1. Согласно информации, представленной на заседании Комиссии ФАС России, Заказчику были предоставлены денежные средства в соответствии с Договором от 27.11.2014 г. N У034/2014-02 (далее - Договор) о приобретении открытым акционерным обществом "Концерн "морское подводное оружие - Гидроприбор", являющимся головной организацией интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса, дополнительных акций дочернего (зависимого) общества - открытого акционерного общества "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент", размещаемых в его пользу, на основании которого ОАО "Концерн "МПО - Гидроприбор" предоставляет ОАО "Уралэлемент" денежные средства, полученные в виде взноса Российской Федерации в его уставный капитал в целях осуществления капитальных вложений в объект капитального строительства, принадлежащий ОАО "Уралэлемент", "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561-М-II и его модификаций (комплектация изделия 2503)" ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент", г. Верхний Уфалей, Челябинской области".
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что источником финансирования Аукциона являются денежные средства, полученные Заказчиком от ОАО "Концерн "МПО - Гидроприбор", что не является бюджетными инвестициями в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, перечисленными в части 2 статьи 1 Закона о закупках, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 указанного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Правоотношения, возникающие при проведении Аукциона, не являются исключением из Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Уралэлемент", утвержденного советом директоров ОАО "Уралэлемент" (Протокол N 8 от 30.03.2012 г.) (далее - Положение о закупке). Иных оснований проведения закупки при вышеописанных обстоятельствах по правилам Закона о контрактной системе Положением о закупке не предусмотрено.
Таким образом, при проведении аукциона на право заключения договора на поставку товара - вилочного автопогрузчика для нужд ОАО "Уралэлемент" для реализации проекта "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561-М-II и его модификаций (комплектация изделия 2503)" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" Заказчику надлежало руководствоваться требованиями Закона о закупках, Положением о закупке.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в проведении Аукциона без соблюдения требований Закона о закупках, Положения о закупке, являются нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. Частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.
В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии ФАС России Договор не представлен.
За непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), а равно представление заведомо недостоверных сведений (информации) в антимонопольный орган предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ", направленную письмом Челябинского УФАС России от 22.04.2015 б/н, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку товара - вилочного автопогрузчика для нужд ОАО "Уралэлемент" для реализации проекта "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561-М-II и его модификаций (комплектация изделия 2503)" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (извещение N 0469100000215000010) обоснованной.
Признать ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" нарушившим нарушившим пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.05.2015 N 223-ФЗ-89/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выдать ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" обязательное для исполнения предписание об аннулировании электронного аукциона на право заключения договора на поставку товара - вилочного автопогрузчика для нужд ОАО "Уралэлемент" для реализации проекта "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561-М-II и его модификаций (комплектация изделия 2503)" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (извещение N 0469100000215000010).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
N 223-ФЗ-89/15
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
05.05.2015 Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
на основании решения от 05.05.2015 N 223-ФЗ-89/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ", направленную письмом Челябинского УФАС России от 22.04.2015 б/н, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку товара - вилочного автопогрузчика для нужд ОАО "Уралэлемент" для реализации проекта "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561-М-II и его модификаций (комплектация изделия 2503)" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (извещение N 0469100000215000010), руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" в срок до 15.05.2015 аннулировать процедуру проведения электронного аукциона на право заключения договора на поставку товара - вилочного автопогрузчика для нужд ОАО "Уралэлемент" для реализации проекта "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561-М-II и его модификаций (комплектация изделия 2503)" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (извещение N 0469100000215000010).
2. ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, разместить на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.
3. ОАО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктов 1-2 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 мая 2015 г. N 17/22909/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016