Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
при участии представителей:
ЗАО "ВЕСТСТРОЙ": Айсина Э.Н.- доверенность от 05.02.2015 б\н, Ишина А.П.- доверенность от 05.02.2015 б\н, Банниковой Л.Б.- доверенность от 05.02.2015 б\н;
ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина": Сотниковой А.А.- доверенность от 31.12.2014 N 18-15/476;
АО "ОТС": Вахтина В.М.- доверенность от 07.02.2014 N 13-39,
рассмотрев жалобу ЗАО "ВестСтрой" от 07.04.2015 N 107 (вх. от 10.04.2015 N 35105-ЭП/15) на действия (бездействие) заказчика ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина", оператора электронной площадки АО "ОТС" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке вагономоечной машины на деповском пути с системой оборотного водоснабжения в электродепо "Измайлово" (извещение N 31401769778) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "ВестСтрой" (далее - Заявитель) от 07.04.2015 N 107 (вх. от 10.04.2015 N 35105-ЭП/15) на действия (бездействие) заказчика ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки АО "ОТС" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке вагономоечной машины на деповском пути с системой оборотного водоснабжения в электродепо "Измайлово" (извещение N 31401769778) (далее - Аукцион).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина", утвержденным приказом ГУП "Метрополитен" от 23.08.2013 N1588 (далее - Положение о закупке).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов регулируются Регламентом работы электронной площадки "ОТС-ТENDER" ЗАО "Внебиржевые рынки", утвержденным приказом генерального директора ЗАО "Внебиржевые рынки" N 02 от 31.03.2014 (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
03.12.2014 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению Аукцион осуществляется Заказчиком с использованием функционала на официальном сайте и на сайте Оператора электронной площадки http://tender.otc.ru.
Из жалобы следует, что при проведении Аукциона нарушены права и законные интересы Заявителя в части ограничения его участия в Аукционе, а именно, с начала проведения Аукциона и до его завершения на экране компьютера Заявителя вкладка "Идет аукцион" не стала активной, активной была вкладка "Ожидает аукциона".
Представитель Оператора с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Регламента.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с Извещением N43677, размещенным на ЭТП:
"Время начала Аукциона 27.03.2015 10:00 (время московское)
Прогнозируемое время завершения Аукциона 27.03.2015 10:42 (время московское)
Время продления Аукциона 10 минут".
Согласно пояснениям Оператора и представленной информации, невозможность подачи ценового предложения ЗАО "ВестСтрой", а также не активность вкладки "Идет аукцион" не имеют отношения к работе функционала ЭТП, так как 27.03.2015 другими участниками успешно подавались заявки на участие в закупках, ценовые предложения, технического сбоя по процедуре N 31401769778 не зафиксировано.
По данным программного аппаратного комплекса ЭТП по Аукциону, представленным на заседании Комиссии ФАС России, первая ставка сделана участником в 10:05, а последняя ставка в 10:32, что по мнению Оператора исключает возможность технического сбоя на ЭТП.
Также согласно представленным Заявителем скриншотам экрана персонального компьютера, созданным после окончания Аукциона, время, установленное на персональном компьютере Заявителя и время ЭТП не совпадает:
на скриншоте (2015-03-27_11_21_55) время 11:21 (27.03.2015) у Заявителя соответствует времени 11:23 у Оператора;
на скриншоте (2015-03-27_11_10_48) время 11:10 (27.03.2015) у Заявителя соответствует времени 11:57 у Оператора.
Документального подтверждения наличия технического сбоя на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", который мог привести к проблемам доступа и подачи ценовых предложений при проведении Аукциона, Заявителем не представлено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.
Согласно пункту 5.7.2. Документации, регламентирующему особенности участия в Аукционе коллективных участников, каждое лицо, входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 5.7.5 Документации заявка коллективного участника подается с учетом дополнительных требований, в том числе:
Заявка коллективного участника подается с учетом следующих дополнительных требований:
".заявка на участие в закупке должна включать документы, указанные в п.5.1.7 Раздела 1 Документации о закупке, для каждого члена коллективного участника, а также документы подтверждающие соответствие члена коллективного участника хотя бы одному из специальных требований, указанных в п.20 Информационной карты Раздел 2 Документации о закупке, в совокупности коллективный участник должен соответствовать всем установленным требованиям."
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований, указанных в пункте 5.7.5 Документации, к коллективному участнику Аукциона являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу от 26.03.2015 N 31401769778-03 рассмотрения заявок на участие в Аукционе заявок группой лиц подано не было.
2. Требования, предъявляемые к участникам Аукциона, регламентированы разделом 4 Документации.
В соответствии с пунктом 4.2 Документации дополнительные требования к участникам закупки указаны в пункте 20 раздела 2 Информационной карты Документации.
Из пункта 20 раздела 2 Информационной карты Документации следует, что участник должен соответствовать обязательным требованиям, указанным в п.4.1. раздела 1 настоящей документации. Заявка должна быть оформлена в соответствии с п.5.1.7 раздела 1 настоящей документации.
Дополнительное требование к участникам:
"-Наличие свидетельства на право выполнения следующих видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (подтверждается копией свидетельства СРО), согласно Приказу Минрегионразвития N 294 от 23.06.2010 г.:
п.2. Подготовительные работы.
п.2.1. Разборка (демонтаж зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей*
п.3 Земляные работы.
п.3.1. Механизированная разработка грунта*
п.6.Устройство бетонных и железобетонных и монолитных конструкций
п.6.1. Опалубочные работы
п.6.2. Арматурные работы
п.6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
п.10. Монтаж металлических конструкций
п.10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
п.10.3. Монтаж, усиление и демонтаж резервуарных конструкций
п.11. Монтаж деревянных конструкций
п.11.1.Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
п.12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
п.12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами
п.12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
п.12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
п.15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
п.15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации*
п.15.5 Устройство систем электроснабжения*
п.23. Монтажные работы.
п.23.6.Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации*
п.24. Пусконаладочные работы.
п.24.12. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем*
п.24.23.Пусконаладочные работы оборудования водоочистки оборудования химводоподготовки.
п.27. Устройство тоннелей, метрополитенов
п.27.7. Устройство пути метрополитена
п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
п.33.2.Транспортное строительство
п.33.2.5. Метрополитены
Примечания:
Нумерация видов работ приведена в полном соответствии с Приказом Минрегиона РФ N624 от 30.12.2009 г.
* - Наличие допуска на указанные виды работ, свидетельства выданного саморегулируемой организацией (СРО), влияющих на безопасность особоопасного, технически сложного объекта - "Метрополитен" (в соответствии с п. 8, части 1, статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Для внесения изменений в Проектную документацию, необходимо свидетельство СРО на выполнение работ по подготовке проектной документации, предусматривающее следующие разрешенные виды деятельности:
3. Работы по подготовке конструктивных решений.
4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и хладоснабжения.
4.2. Работы по подготовке внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации.
4.3. Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения*
4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем<*>
4.5. Работы по подготовке проектов внутренней диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.13. Работы по подготовке технологических решений объектов метрополитена и их комплексов.
Примечания:
Нумерация видов работ приведена в полном соответствии с Приказом Минрегиона РФ N624 от 30.12.2009 г.
* - Наличие допуска на указанные виды работ, свидетельства выданного саморегулируемой организацией (СРО), влияющих на безопасность особоопасного, технически сложного объекта - "Метрополитен" (в соответствии с п. 8, части 1, статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 25.1.5 Положения о закупке иные требования устанавливаются Документацией; требования к участникам закупки не должны накладывать на конкурентную борьбу необоснованных ограничений и создавать необоснованные преимущества для определенного участника закупки (нескольких участников закупки).
Таким образом, установление в Документации требования к участникам Аукциона о наличии одновременно свидетельств, выданных саморегулируемой организацией, о допуске к отдельным видам работ и свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) противоречит целям и принципам Закона о закупках, пункту 25.1.5 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО "ВестСтрой" от 07.04.2015 N 107 (вх. от 10.04.2015 N 35105-ЭП/15) на действия (бездействие) заказчика ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина", оператора электронной площадки АО "ОТС" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке вагономоечной машины на деповском пути с системой оборотного водоснабжения в электродепо "Измайлово" (извещение N 31401769778) необоснованной.
2. Признать ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" нарушившим часть 1 статьи 2, части 5, 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.04.2015 N 223-ФЗ-74/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Предписание не выдавать, в связи с заключенным договором по результатам проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке вагономоечной машины на деповском пути с системой оборотного водоснабжения в электродепо "Измайлово" (извещение N 31401769778).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 апреля 2015 г. N 17/19859/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016