Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ГУП "Московский метрополитен": Сотниковой А.А. - доверенность
N18-15/476 от 31.12.2014,
ООО "Компания Автэл": Вторникова П.И. - доверенность N14 от 16.04.2015,
рассмотрев жалобу ООО "Компания Автэл" от 08.04.2015 N39 на действия заказчика ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования канав отстойно-ремонтного корпуса дополнительной напольной сигнализацией, предупреждающей о подаче высокого напряжения (извещение 31502163738) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Компания Автэл"
(далее - Заявитель) (вх. N 34786/15 от 10.04.2015) на действия заказчика
ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - ГУП "Метрополитен", Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования канав отстойно-ремонтного корпуса дополнительной напольной сигнализацией, предупреждающей о подаче высокого напряжения (извещение 31502163738) (далее - Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина", утвержденным приказом ГУП "Метрополитен" от 23.08.2013 N1588 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
23.03.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Про результатам проведения Запроса предложений заключен договор от 09.04.2015 N 22438.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, принявшего необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 5.1.7 Документации предусмотрено, что участник закупки должен подать заявку на участие в Запросе предложений, включающую, в том числе решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами юридического лица и если для Участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой. В случае если планируемый к заключению договор не является для Участника закупки крупной сделкой и решение о её одобрении не требуется, Участник закупки должен продекларировать указанный факт в письменном виде. В случае если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие для Участника закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении крупных сделок, Участник закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем закупки представить вышеуказанное решение до момента заключения договора.
Согласно пункту 3.13.2.3 Документации заявка на участие в закупке должна полностью соответствовать каждому из установленных Документацией требований. Участник закупки не допускается Комиссией по закупкам к дальнейшему участию в Запросе предложений в следующих случаях:
-- непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
-- несоответствия участника закупки и/или соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) требованиям, установленным документацией о закупке;
-- несоответствия заявки на участие требованиям документации о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей установленную начальную (максимальную) цену договора (лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги, либо срок поставки товара (оказания услуг, выполнения работ) превышает срок, установленный документацией о закупке;
-- наличия недостоверной информации, в том числе в отношении его квалификационных данных, представленной участником закупки в составе своей заявки.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, в соответствии с протоколом от 07.04.2015 N 791018 рассмотрения и оценки заявка
ООО "Компания Автэл" не соответствует требованиям пункта 5.1.7 Документации, а именно:
1) отсутствует решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами юридического лица и если для Участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой. В случае если планируемый к заключению договор не является для Участника закупки крупной сделкой и решение о её одобрении не требуется, Участник закупки должен продекларировать указанный факт в письменном виде. В случае если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие для Участника закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении крупных сделок, Участник закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем закупки представить вышеуказанное решение до момента заключения договора (представленное решение не относится к данной закупке по форме заключаемого договора и способу проведения процедуры).
Комиссией ФАС России установлено, что в составе заявки Заявителя представлено решение учредителя ООО "Компания Автэл" от 01.08.2014 N9 об одобрении крупных сделок, при этом согласно указанному решению одобрены крупные сделки для участия в открытых конкурсах, открытых аукционах в электронной форме на электронных площадках при заключении государственных и муниципальных контрактов.
Учитывая изложенное, отклонение заявки Заявителя от участия в Запросе предложений правомерно.
Кроме того в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.
Согласно пункту 5.8 Документации, регламентирующему особенности участия в Запросе предложений нескольких физических лиц, выступающих на стороне одного участника Запроса предложений, или нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника Запроса предложений, нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника Запроса предложений (коллективного участника), каждое лицо, входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 5.8.5 Документации заявка коллективного участника подается с учетом дополнительных требований, в том числе:
".заявка на участие в закупке должна включать документы, указанные в пункте 5.1.7 раздела 1 Документации, для каждого члена коллективного участника, а также документы подтверждающие соответствие члена коллективного участника хотя бы одному из специальных требований, указанных в пункте 17 раздела 2 Информационной карты Документации, в совокупности коллективный участник должен соответствовать всем установленным требованиям.".
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований, указанных в пункте 5.8.5 Документации, к коллективному участнику Запроса предложений являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу от 07.04.2015 N 791018 рассмотрения и оценки на участие в Запросе предложений заявок группой лиц подано не было.
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 17 Информационной карты Документации установлено, что в составе заявки на участие в Запросе предложений участник должен представить, в том числе копии актов выполненных работ или копии договоров и актов сверки, подтверждающие наличие у участника закупки опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки не менее 2 лет.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить какие именно работы признаются Заказчиком аналогичными предмету Запроса предложений.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с несоответствием данному требованию Документации, заявки на участие в Запросе предложений Заказчиком не отклонялись. Таким образом, допущенные нарушения не повлияли на результат проведения Запроса предложений.
3. Требования, предъявляемые к участникам Запроса предложений, регламентированы разделом 4 Документации.
В соответствии с пунктом 4.2 Документации дополнительные квалификационные требования к участникам закупки указаны в пункте 17 Информационной карты Запроса предложений Документации.
Из пункта 17 Информационной карты Документации следует, что в составе заявки на участие в Запросе предложений участник должен представить: "_свидетельство, выданное саморегулируемой организацией (СРО), на осуществление следующих видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
п.15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений:
п.15.5. Устройство системы электроснабжения*;
п.23. Монтажные работы:
п.23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации*
п.24. Пусконаладочные работы:
п.24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении*;
п.24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств*;
п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
п.33.2.5. Метрополитены;
* Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Примечание: нумерация видов работ приведена в соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития РФ N624 от 30.12.2009 г. (в подтверждение предоставляется копия свидетельства, выданная саморегулируемой организацией)_"
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 25.1.5 Положения о закупке иные требования устанавливаются Документацией. Требования к участникам закупки не должны накладывать на конкурентную борьбу необоснованных ограничений и создавать необоснованные преимущества для определенного участника закупки (нескольких участников закупки).
Таким образом, установление в Документации требования к участникам Запроса предложений о наличии одновременно свидетельств, выданных саморегулируемой организацией, о допуске к отдельным видам работ и свидетельств о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) противоречит целям и принципам Закона о закупках, пункту 25.1.5 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Компания Автэл" от 08.04.2015 N39 на действия заказчика ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования канав отстойно-ремонтного корпуса дополнительной напольной сигнализацией, предупреждающей о подаче высокого напряжения (извещение 31502163738) необоснованной.
2. Признать в действиях ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" нарушение части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 4 части 1, частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.04.2015 N 223-ФЗ-73/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Предписание не выдавать, в связи с заключенным договором по результатам проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования канав отстойно-ремонтного корпуса дополнительной напольной сигнализацией, предупреждающей о подаче высокого напряжения (извещение 31502163738).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 апреля 2015 г. N 17/19856/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016