Решение Федеральной антимонопольной службы
от 23 марта 2015 г. N АК/19408/15
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрев дело N 3-24-37/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула",
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "МедПро" - Родионова А.Е. (доверенность б/н от 03.10.2014), Заграевского С.С. (доверенность б/н от 10.03.2015), Захарова Е.Н. (доверенность б/н от 08.10.2014), Машутина А.Б. (доверенность б/н от 23.03.2015),
заинтересованных лиц:
Представительство Компании с ограниченной ответственностью "ПРОМОМЕД" (США) - Кобаненко М.А., Фирсовой К.Л. (доверенность б/н от 11.08.2014),
ЗАО "ГК "Видео Интернешнл" - Корневой К.А. (доверенность б/н от 15.09.2014),
ОАО "Телекомпания НТВ" - Новокрещеновой Е.М. (доверенность 223-2014 от 15.12.2014),
ЗАО "Сеть телевизионных станций" - Волковой Д.А. (доверенность 26/15 от 17.03.2015),
ООО "Ависта" - Филиппова К.В. (доверенность б/н от 16.03.2015),
заявителя:
ЗАО "Рош-Москва" - Покатович И.С., Шолтыревой О.А. (доверенность 15/2 от 13.10.2014), Политко Д.С., Голубевой Д.С. (доверенность 230/2 от 20.08.2014), установила:
В заседании Комиссии, состоявшемся 16 марта 2015 г., был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15 часов 23 марта 2015 г.
В ФАС России поступило заявление ЗАО "Рош-Москва" о признаках нарушения законодательства о рекламе в рекламе БАД "Редуксин ЛАЙТ", направленного на борьбу с лишним весом.
Заявитель - ЗАО "Рош-Москва", осуществляет деятельность по продвижению и продаже на территории Российской Федерации рецептурного лекарственного препарата "КСЕНИКАЛ" с активным веществом "орлистат", действие которого направлено на борьбу с ожирением и избыточной массой тела.
Биологически активные добавки "Редуксин ЛАЙТ", "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" и рецептурный лекарственный препарат "Редуксин" являются средствами для похудения, широко представлены на российском рынке и производятся, рекламируются и продвигаются на российском рынке группой компаний:
ООО "МедПро" - является держателем регистрационных удостоверений на БАД "Редуксин ЛАЙТ" (свидетельство RU.77.99.11.003.E.006632.07.14 от 14.07.2014) и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" (свидетельство RU.77.99.11.003.E.003517.04.14 от 10.04.2014) и осуществляет деятельность по реализации и продвижению БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" на российском рынке с 2013 года, использует товарный знак "Редуксин ЛАЙТ Reduxin-light" (по свидетельству N 454329) на основании лицензионного договора N РД0144096 от 21.03.2014, заключенного с правообладателем товарного знака,
ООО "АНИКА ПЛЮС" - являлось держателем свидетельства о регистрации БАД "Редуксин ЛАЙТ" (свидетельство RU.77.99.11.003.Е.011955.07.12 от 26.07.2012) и заказчиком производства БАД "Редуксин ЛАЙТ", а также осуществляло деятельность по реализации и продвижению БАД "Редуксин-ЛАЙТ" на российском рынке до прекращения своей деятельности 21.04.2014, в том числе являлось заказчиком телевизионной рекламы БАД "Редуксин ЛАЙТ",
ООО "Промо-мед" - являлось заказчиком рекламной копании БАД "Редуксин ЛАЙТ" (с 2013 г. прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО "Дельта", ООО "Дельта" правопреемник ООО "Промо-мед"),
Компания с ограниченной ответственностью "ПРОМОМЕД" (США) (PROMOMED LLC), имеющая на территории Российской Федерации Представительство (далее - КОО "ПРОМОМЕД" США) - является держателем регистрационного удостоверения рецептурного лекарственного препарата "Редуксин" (ЛС-002110, 2012-02-29), правообладателем трех товарных знаков: "Редуксин" (словесный, по свидетельству N 333596), "РЕДУКСИН" (комбинированный, по свидетельству N 344636), "Редуксин ЛАЙТ Reduxin-light" (по свидетельству N 454329), а также заказчиком производства БАД "Редуксин ЛАЙТ", БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" и рецептурного лекарственного препарата "Редуксин".
Указанные компании в различные периоды осуществляют или осуществляли деятельность по производству и продаже на российском рынке средств для похудения:
БАД "Редуксин ЛАЙТ" (производитель - ООО "ПОЛЯРИС" и ООО "КОРОЛЕВФАРМ", распространитель и заказчик производства - ООО "АНИКА ПЛЮС", заказчик производства и правообладатель товарных знаков - КОО "ПРОМОМЕД" США);
БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" (производитель - ООО ПОЛЯРИС", распространитель - ООО "МедПро", заказчик производства и правообладатель товарных знаков - КОО "ПРОМОМЕД" США);
рецептурный лекарственный препарат "Редуксин" (производитель - ООО "ОЗОН" и ФГУП "Московский эндокринный завод", распространитель, заказчик производства и правообладатель товарных знаков - КОО "ПРОМОМЕД", США).
Реклама БАД "Редуксин ЛАЙТ" распространялась:
1) на федеральных телеканалах (рекламодатель ООО "АНИКА ПЛЮС"):
в сентябре-ноябре 2013 г. - "Первый канал",
в феврале-декабре 2013 г., в августе-декабре 2012 г. - "ТВ-3 Россия",
в феврале-декабре 2013 г. - "Телеканал REN-TV",
в марте-декабре 2013 г. - "СТС",
в феврале-декабре 2013 г. - "НТВ",
в феврале-декабре 2013 г., в сентябре-декабре 2012 г. - "Ю-ТВ",
в феврале-декабре 2013 г., в августе-декабре 2012 г. - "Петербург - 5 канал",
в августе- сентябре 2012 г. - "Телепрограмма "Муз ТВ"".
2) в Московском метрополитене на эскалаторных щитах в октябре-декабре 2011 г.
Реклама БАД "Редуксин ЛАЙТ Усиленная Формула" распространялась:
1) на федеральных телеканалах в январе-августе 2014 г.: "Первый канал", "СТС", "НТВ", "ТВ-3 Россия", "Петербург - 5 канал", "Телекомпания ПЯТНИЦА" (рекламодатель ООО "МедПро").
2) в журнале "Мир реалити-шоу" N 2, 3, 4 за февраль, март, апрель 2014 г.
БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" обращаются на российском рынке с наименованием и в упаковках, сходных до степени смешения с наименованием и упаковкой рецептурного лекарственного препарата "Редуксин", реклама которого ограничена в силу части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе". При этом рецептурный лекарственный препарат "Редуксин" также, как и БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула", является средством для похудения.
В телевизионной и печатной рекламе БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" демонстрируются упаковки и сообщаются потребительские свойства продукта. При этом композиционное оформление упаковок, изображенных в рекламе БАД "Редуксин ЛАЙТ" и рекламе БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула", сходно с оформлением упаковки рецептурного лекарственного препарата "Редуксин", широко представленного в продаже.
Дизайн упаковок всех трех препаратов "Редуксин", "Редуксин ЛАЙТ" и "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" обладает сходством.
Упаковки данных препаратов обладают идентичными характерными чертами - общая цветовая гамма, идентичный шрифт для обозначения наименования, и содержат совпадающие изобразительные элементы - изображение женского силуэта, а общая композиция, стиль и манера исполнения упаковок очевидно близки.
Единственное отличие упаковок заключается в их размере и незначительных различиях в расположении некоторых элементов - женского силуэта и плавных цветных линий, незавершенной малиновой линии по периметру упаковки БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула", которые не влияют на общее восприятие упаковок.
Товарные знаки "РЕДУКСИН" (словесный, N 333596) и "Редуксин" (комбинированный, N 344636) (правообладатель - КОО "ПРОМОМЕД" США), использованный в названии рецептурного препарата, и обозначение "Редуксин ЛАЙТ", зарегистрированное в качестве товарного знака N 454329 и использованное в названии БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула", являются сходными до степени смешения за счет фонетического сходства, одинакового графического исполнения и визуального доминирования одного из элементов ("Редуксин"), использования совместно с обозначением "Редуксин ЛАЙТ" изображения силуэта гимнастки, зеркального по отношению к изображению, размещаемому на упаковках лекарственного препарата "Редуксин", и того факта, что семантически дополнительный элемент "ЛАЙТ" не влияет на различительную способность обозначения "Редуксин ЛАЙТ" и "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" в целом.
Незначительность роли элемента "ЛАЙТ" в обозначении "Редуксин ЛАЙТ" и "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" подтверждается также тем, что в рекламных материалах элемент "ЛАЙТ" при демонстрации упаковки продукта (упаковке придана форма облегающего женский силуэт платья, опоясанного лентой с бантом), как правило, закрыт лентой-поясом, а в случае отдельного указания - выполнен столь крупным и тонким шрифтом, что является незначительным для восприятия. И по сути словесный элемент "ЛАЙТ", содержащийся в обозначении "Редуксин ЛАЙТ" и "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула", не способствует существенному изменению семантического эффекта от обозначения "Редуксин ЛАЙТ" по сравнению с обозначением "Редуксин". При этом словосочетание "Усиленная формула" воспринимается как характеристика продукта и не влияет на различительную способность наименования.
С учетом изложенного товарный знак "Редуксин", использованный в названии рецептурного препарата, и товарный знак "Редуксин ЛАЙТ", использованный в названии биологически активных добавок, являются сходными до степени смешения за счет фонетического сходства, одинакового графического исполнения, и того факта, что семантически дополнительный элемент "ЛАЙТ" не влияет на различительную способность обозначения "Редуксин ЛАЙТ" и "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" в целом.
Таким образом, упаковки рецептурного лекарственного препарата "Редуксин" и биологически активных добавок "Редуксин ЛАЙТ" и "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" сходны до степени смешения, а использованные в названиях данных препаратов словесные обозначения характеризуются определенным сходством между собой.
При оценке сходства до степени смешения ФАС России руководствовалось Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными Приказом Роспатента N 32 от 05 марта 2003 года, а также Методическими рекомендациями по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденными Приказом Роспатента N 197 от 31 декабря 2009 года.
С учетом изложенного можно заключить, что в целом отдельные отличия в наименованиях рассматриваемых препаратов и их упаковок не способны должным образом индивидуализировать данные товары на рынке, и соответственно не влияют на различительную способность названий товаров и их упаковок при восприятии потребителями их рекламы.
В связи с этим БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" в рекламе ассоциируются с рецептурным лекарственным препаратом "Редуксин".
Формированию ассоциации потребителями биологически активных добавок "Редуксин ЛАЙТ" и "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" с рецептурным лекарственным препаратом "Редуксин" способствуют как сходство дизайна упаковок и наименований, так и аналогичные показания к применению и совпадающие цели применения обоих препаратов - средства для похудения, направленные на снижение массы тела.
Усиливается эффект такой ассоциации тем, что у рекламируемых БАДов "Редуксин ЛАЙТ" и "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" места реализации полностью совпадают с местами реализации рецептурного лекарственного средства "Редуксин": и в том, и в другом случае это аптечные сети.
Таким образом, реклама биологически активных добавок "Редуксин ЛАЙТ" и "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" одновременно формирует и поддерживает интерес неопределенного круга лиц к рецептурному лекарственному средству "Редуксин", и его реклама должна рассматриваться как реклама рецептурного лекарственного средства "Редуксин".
Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные Законом рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной рекламой признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Восприятие потребителями товарного знака в качестве рекламы конкретного товара зависит от знакомства потребителя с товарами, выпускаемыми под данным знаком. Рецептурный лекарственный препарат "Редуксин" широко представлен в продаже и известен потребителю. В связи с этим реклама биологически активных добавок "Редуксин ЛАЙТ" и "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" вызывает прочные ассоциативные связи с рецептурным лекарственным препаратом "Редуксин".
Изложенные обстоятельства позволяют заключить, что реклама БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" представляет собой рекламу рецептурного лекарственного препарата "Редуксин", соответственно реклама рецептурного лекарственного препарата "Редуксин" осуществляется под видом рекламы другого товара - БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула".
Указанный вывод подтверждается результатами социологического опроса, проведенного ВЦИОМ по заказу ЗАО "Рош-Москва".
Из отчета ВЦИОМ следует, что 54,7% респондентов считают рекламу БАД "Редуксин ЛАЙТ" одновременной рекламой рецептурного лекарственного препарата "Редуксин".
Согласно отчету ВЦИОМ рекламу БАД "Редуксин ЛАЙТ" видели 62,2 % опрошенных и половина опрошенных - 51,6 %, утверждают, что видели рекламу препарата "Редуксин", несмотря на отсутствие распространения рекламы рецептурного лекарственного препарата "Редуксин" в неспециализированных СМИ, что свидетельствует о наличии у потребителей ассоциативных связей при восприятии рекламы БАД "Редуксин ЛАЙТ" с рецептурным лекарственным препаратом "Редуксин".
По мнению респондентов, препараты "Редуксин" и "Редуксин ЛАЙТ" (73,3%) относятся к одной линейке товаров (являются взаимозаменяемыми).
После демонстрации упаковок препаратов "Редуксин" и "Редуксин ЛАЙТ" значительная часть респондентов 43 % не смогла сказать чем отличаются препараты между собой. На различие упаковок рецептурного препарата "Редуксин" и БАД "Редуксин ЛАЙТ" по форме и цвету указало 9 % респондентов.
Результаты исследования ВЦИОМ свидетельствуют о том, что потребители не видят разницы между указанными препаратами, и соответственно высока вероятность того, что после просмотра распространяемой рекламы гражданами при покупке в аптеке один препарат будет принят за другой.
Кроме того, результаты исследования ВЦИОМ подтверждают то, что фактически элемент "Редуксин" является товарным знаком, характеризующим группу определенных товаров - средств для снижения веса: как рецептурного лекарственного препарата, так и биологически активных добавок.
Согласно пункту 16 Письма Президиума ВАС N 37 от 25.12.98 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, рассматривается как реклама этого товара.
Таким образом, реклама БАД "Редуксин ЛАЙТ", распространявшаяся на федеральных каналах в 2012 - 2013 г.г. и в Московском метрополитене в 2011 г., а также реклама БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула", распространявшаяся на федеральных каналах в январе-августе 2014 г. и в печатном издании в феврале-апреле 2014 г., призвана также привлечь внимание и поддерживать интерес к рецептурному лекарственному препарату "Редуксин" и является рекламой рецептурного лекарственного препарата "Редуксин".
Данную позицию поддержали члены Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России (консультативно-совещательный орган) и Экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении, на совместном заседании которых, состоявшемся 24.12.2014, рассматривалась указанная телевизионная и печатная реклама БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула". В ходе дискуссии и последовавшего голосования члены экспертных советов большинством голосов признали осуществление рекламы рецептурного лекарственного препарата "Редуксин" под видом рекламы БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула".
Таким образом, реклама рецептурного лекарственного средства "Редуксин" под видом рекламы БАД "Редуксин ЛАЙТ" и рекламы БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" распространяется в общедоступных средствах массовой информации с признаками нарушения пункта 3 части 2 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", что свидетельствует о признаках недобросовестной рекламы.
Кроме того, члены экспертных советов рекомендовали ФАС России расширить состав вменяемых нарушений нормой пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", поскольку в рекламе БАДа "Редуксин Лайт" и БАДа "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" сообщается о способности БАДов контролировать аппетит и снижать вес, однако контроль аппетита и снижение веса достигается воздействием на центральную нервную систему человека, что присуще только лекарственным препаратам.
В рекламных роликах БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" содержится следующая информация о потребительских свойствах БАДов:
"Редуксин ЛАЙТ" раскрывает феномен конъюгированной линолевой кислоты, которая способствует сжиганию жировых запасов, уменьшению усвоения жиров, поступающих с пищей, укрепляет мышечную ткань.",
"Новый "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" помогает снизить вес, моделирует силуэт, контролирует аппетит."
В печатной рекламе БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" указывается, что "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" способствует снижению веса, помогает контролировать аппетит, укрепляет мышцы, уменьшает объемы талии, бедер и живота. "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" сжигает жировые запасы и моделирует силуэт."
Снижение веса, уменьшение усвоения жиров и контроль аппетита является исключительно результатом действия веществ, воздействующих на центральную нервную систему человека. Между тем результат такого действия свидетельствует о лечебном эффекте, который свойственен только лекарственным препаратам, и в силу природы биологически активных добавок (продукты питания) не может являться свойством этих продуктов.
Таким образом, реклама БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" на федеральных телеканалах и в журнале "Мир реалити-шоу" указывает на наличие у данных БАДов лечебных свойств и создает впечатление, что БАДы являются лекарственным средством. Усиливает данное впечатление то обстоятельство, что дизайн упаковок БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" сходен с дизайном упаковок рецептурного лекарственного препарата "Редуксин".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
С учетом изложенного в рекламе БАД "Редуксин ЛАЙТ" и БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула" с указанием на такое потребительское свойство, как контроль аппетита и снижение веса, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
Возражая по существу претензий по настоящему делу, представители ООО "МедПро" в опровержение корректности результатов исследования ВЦИОМ представили рецензию компании "Левада-Центр" на отчет ВЦИОМ на тему "Сравнительное восприятие респондентами лекарства "Редуксин" от 2013 г."
Вместе с тем изложенные в рецензии замечания к методологии исследования ВЦИОМ не опровергают результатов исследования, соответственно не имеют значения для установления обстоятельств нарушения законодательства о рекламе.
Также ООО "МедПро" представило заключение Лаборатории социологической экспертизы ФГБУН "Институт социологии Российской Академии наук" с результатами социологического опроса, проведенного среди потребителей препаратов для похудения в целях выяснения вопроса, воспринимают ли потребители рекламный ролик БАД "Редуксин ЛАЙТ Усиленная Формула" как рекламу рецептурного лекарственного препарата "Редуксин".
Согласно результатам опроса 7 % респондентов сказали, что рекламный ролик БАД "Редуксин ЛАЙТ Усиленная Формула" рассказывает о рецептурном препарате "Редуксин", при просмотре тестируемого ролика 6 % опрошенных указали на ассоциации с препаратом "Редуксин", 8 % респондентов считает, что упаковка лекарственного препарата "Редуксин" содержит биологически активные добавки, 3 % респондентов ответили, что упаковка "Редуксин ЛАЙТ Усиленная Формула" содержит рецептурное лекарственное средство, 3 % респондентов ответили, что если бы им нужно было купить биологически активную добавку, они бы выбрали препарат в упаковке лекарственного препарата "Редуксин", и 7 % респондентов, если бы им нужно было купить рецептурный лекарственный препарат "Редуксин", выбрали бы препарат в упаковке БАД "Редуксин ЛАЙТ Усиленная Формула".
Интерпретируя полученные результаты, эксперты Лаборатории социологической экспертизы ФГБУН "Институт социологии Российской Академии наук" на основе "метода эталонов" приходят к заключению о наличии порогового (фонового) значения на уровне 14 % опрошенных, определяемого как "естественный фон" - доля потребителей, которые ошибочно, по мнению экспертов, воспринимают любую информацию в результате своей невнимательности или слабого интереса и будут считать БАД "Редуксин ЛАЙТ Усиленная формула" лекарственным средством, даже при максимально интенсивном корректном информировании, так как просто не воспринимают информацию, и делают вывод о том, что потребители не воспринимают рекламный ролик БАД "Редуксин ЛАЙТ Усиленная формула" как рекламу рецептурного лекарственного средства "Редуксин", и ассоциации с рецептурным лекарственным препаратом "Редуксин" при просмотре указанного ролика возникли у незначительной доли опрошенных, не превышающем установленное фоновое значение.
Вместе с тем в исследовании не приводятся какие-либо данные, указывающие на ошибочность ответов респондентов вследствие их невнимательности или слабого интереса, а также непосредственно характеризующих тех респондентов, которые дали ответы о восприятии ими рекламы БАД "Редуксин ЛАЙТ Усиленная формула" в качестве рекламы лекарственного препарата "Редуксин" и смешении упаковок данных препаратов, как неспособных воспринимать информацию.
В связи с этим экспертное мнение о "естественном фоне" и его уровне не подкреплено доказательствами, основано на предположениях и соответственно, не может быть принято во внимание.
В письме от 14.11.2014 заведующий лабораторией социологической экспертизы ФГБУН "Институт социологии Российской Академии наук" указывает, что результаты исследования ВЦИОМ отличаются от полученных Институтом социологии РАН, что объясняется различиями в формулировке и композиции вопросов и методике проведения опроса.
Соглашаясь с данным обстоятельством, Комиссия находит, что в обоих исследованиях получены данные, свидетельствующие в той или иной степени о наличии у потребителей ассоциаций с рецептурным лекарственным препаратом "Редуксин" при восприятии ими рекламы БАД "Редуксин ЛАЙТ Усиленная формула" и смешении потребителями упаковок данных препаратов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 2-8 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем рекламы БАД "Редуксин ЛАЙТ Усиленная формула" является ООО "МедПро" (ОГРН 1117746787542, ИНН 7703753794, КПП 775101001, дата регистрации 06.10.2011, юридический адрес: ул. Котовского, д. 5, г. Щербинка, г. Москва, 142172).
Рекламодателями рекламы БАД "Редуксин ЛАЙТ" являются ООО "АНИКА ПЛЮС", прекратившее свою деятельность.
Руководствуясь частью 8 статьи 24, пунктами 3 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации "О рекламе", решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу БАД "Редуксин ЛАЙТ", распространявшуюся на федеральных каналах в 2012 - 2013 г.г., а также в Московском метрополитене в 2011 г., нарушающей часть 8 статьи 24, пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать ненадлежащей рекламу БАД "Редуксин ЛАЙТ", распространявшуюся на федеральных каналах в 2012 - 2013 г.г., нарушающей пункт 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
3. Признать ненадлежащей рекламу БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула", распространявшуюся на федеральных каналах в январе-августе 2014 г. и в печатном издании в феврале-апреле 2014 г., нарушающей часть 8 статьи 24, пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
4. Признать ненадлежащей рекламу БАД "Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула", распространявшуюся на федеральных каналах в январе-августе 2014 г. и в печатном издании в феврале-апреле 2014 г., нарушающей пункт 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
5. Выдать ООО "МедПро" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
6. Выдать ЗАО "СТС" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
7. Выдать ОАО "Телекомпания НТВ" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
8. Выдать ЗАО "ГК "Видео Интернешнл" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
9. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "МедПро".
Решение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2015 г. N АК/19408/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016