Решение Федеральной антимонопольной службы
от 13 февраля 2015 г. N АК/7016/15
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<>
рассмотрев дело N 3-5-41/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по факту распространения рекламы кваса "Очаковский"в июне 2014 года
в присутствии представителя:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ЗАО "МПБК "Очаково" (юридический адрес: ул. Рябиновая, д. 44, г. Москва, 121471, ОГРН: 1037739050722; ИНН: 7729301190; КПП: 772901001, дата регистрации: 25.06.1999)- Попова Д.И. (доверенность N 6 от 13.02.2015);
заявителя:
ООО "ПепсиКо Холдингс" (Солнечногорский район, территория свободной экономической зоны "Шерризон", строение 1, Московская область, 141580, ОГРН 1025005685946, ИНН 7705034202, КПП 504401001, дата регистрации: 07.10.2002) - Илюшкиной Н.Е. (доверенность б/н от 14.10.2014), установил:
В ФАС России поступило обращение ООО "ПепсиКо Холдингс" с претензией к рекламе кваса "Очаковский", распространявшейся на рекламных щитах вдоль Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД, Москва), а также Дмитровского, Ярославского и Калужского шоссе за пределами МКАД (Московская область) в июне 2014 года.
На рекламных щитах содержалась следующая информация: "За кого играешь ты Какой квас пить", далее приводится таблица, в которой приводятся символические команды, соответствующие брендам реализуемого в настоящие время на рынке кваса, с указанием стран и наименований производителей: "Очаковский" (Россия, Очаково), "Русский Дар" (США, Пепсико), "Хлебный край" (Дания, Балтика), "Никола" (Сейшельские острова, Дека). При этом строка с названием кваса "Очаковский" выделена более крупным и жирным шрифтом.
Наименования фирм в таблице отмечены сноской "**", текст которой расположен в нижней части щита и выполнен мелким нечитаемым шрифтом: "** Страна указана на основании информации Федерального государственного учреждения ФИПС о правообладателях товарного знака кода ЕГРЮЛ и по данным открытых источников информации".
Потребление кваса в России - это часть национальной русской культуры и вековых традиций в его производстве. Поэтому представление потребителей о качестве кваса тесно связано с традициями производства этого напитка в России, и оценка качества напитка становится более позитивной, когда потребители свободно распознают не только бренд, но и страну производителя товара.
Таким образом, потребитель, сравнивая страны производителя кваса, делает свой выбор в пользу Российского производителя.
Рекламируя квас "Очаковский", как производимый в России, рекламодатель указывает на его преимущество в сравнении с иными товарами (квасом), о которых в рекламе сообщается, что они произведены в других странах. Соответственно, реклама дает основания потребителям полагать, что квас "Очаковский" превосходит квасную продукцию других производителей, произведенную за пределами Российской Федерации.
В рекламе кваса "Очаковский" страной производителя кваса "Русский дар" указаны США. Однако квас "Русский дар" с момента своего появления на российском рынке в 2010 году и по настоящее время, производится в России. До июня 2014 года квас разливался по заказу компании ООО "Дека" в г. Великий Новгород, а в настоящее время производится ООО "ПепсиКо Холдингс" на заводе в г. Домодедово (Московская область). При этом с учетом текста рекламной сноски можно сделать вывод, что страной правообладателя товарного знака "Русский дар" являются США. Между тем, товарный знак "Русский дар" принадлежит российскому юридическому лицу - Обществу с ограниченной ответственностью "ПепсиКо Холдингс", что подтверждается свидетельством на товарный знак "Русский Дар", а так же данными открытого реестра Федерального Института Промышленной Собственности (ФИПС) на сайте http://www1.fips.ru. Следовательно, страной правообладателя товарного знака "Русский дар" является Россия, а не США.
Квас "Хлебный край" и "Никола" также производятся в России.
Таким образом, информация о квасе "Русский дар", "Хлебный край" и квасе "Никола", изложенная в рекламе кваса "Очаковский", не соответствует действительности.
В соответствии с частью 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" от 08.10.2012 N 58 при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
Таким образом, указанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществе кваса "Очаковский" и некорректное сравнение кваса "Очаковский" с товарами конкурентов, поскольку основано на недостоверных сведениях о месте их производства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Таким образом, в рекламе кваса "Очаковский" усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем рекламы кваса "Очаковский" является ЗАО МПБК "Очаково" (юридический адрес: ул. Рябиновая, д. 44, г. Москва, 121471, ОГРН: 1037739050722; ИНН: 7729301190; КПП: 772901001, дата регистрации: 25.06.1999).
Производство по делу N 3-5-41/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было приостановлено 16 октября 2014 года в связи с необходимостью выяснения мнения Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России (далее - Экспертный совет) по следующим вопросам:
1. Дает ли реклама кваса "Очаковский" основания полагать, что упомянутые в рекламе товары (квас) конкурентов произведены за пределами Российской Федерации
2. Содержит ли реклама кваса "Очаковский" указание на его преимущество в сравнении с товарами (квасом) конкурентов
3. Является ли корректным сравнение кваса "Очаковский" с товарами (квасом) конкурентов, выраженное в форме вопроса "За кого играешь ты Какой квас пить" и указанием на символические команды квасных брендов: "Очаковский" (Россия, Очаково), "Русский Дар" (США, Пепсико), "Хлебный край" (Дания, Балтика), "Никола" (Сейшельские острова, Дека)
24 декабря 2014 года состоялось заседание Экспертного совета, в рамках которого была дана экспертная оценка рекламе кваса "Очаковский" с выражениями: "За кого играешь ты Какой квас пить".
Члены Экспертного совета по применению законодательства о рекламе единогласно пришли к заключению о наличии признаков нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу кваса "Очаковский" является ЗАО МПБК "Очаково" нарушающей требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку реклама кваса "Очаковский" содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществе кваса "Очаковский" и некорректное сравнение кваса "Очаковский" с товарами конкурентов, поскольку основано на недостоверных сведениях о месте их производства.
Выдать ЗАО МПБК "Очаково" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО МПБК "Очаково".
Решение изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу N 3-5-41/00-08-14
13 февраля 2015 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<>,
на основании своего решения от 13 февраля 2015 г. по делу N 3-5-41/00-08-14 о признании рекламы кваса "Очаковский" ЗАО "МПБК "Очаково", нарушающей пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ЗАО "МПБК "Очаково" (юридический адрес: ул. Рябиновая, д. 44, г. Москва, 121471, ОГРН: 1037739050722; ИНН: 7729301190; КПП: 772901001, дата регистрации: 25.06.1999) прекратить нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе кваса "Очаковский" ЗАО "МПБК "Очаково", выразившееся в использовании в рекламе не соответствующих действительности сведений о преимуществе кваса "Очаковский" и некорректном сравнении кваса "Очаковский" с товарами конкурентов, поскольку основано на недостоверных сведениях о месте их производства.
Срок исполнения предписания 30 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ЗАО "МПБК "Очаково" представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 марта 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2015 г. N АК/7016/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016