Решение Федеральной антимонопольной службы
от 29 января 2015 г. N АК/3811/15
Я, заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров Андрей Борисович, рассмотрев материалы жалобы на постановление Татарстанского УФАС России от 05.11.2014 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N А05-861/2014 в отношении ООО "Росгосстрах" (место нахождения: 140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3; ИНН: 5027089703, ОГРН: 1025003213641, КПП: 502701001) (далее - Жалоба), в присутствии защитника <> (по доверенности от 14.07.2014
N 1390-Дхк), которому разъяснены права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
Постановлением Татарстанского УФАС России от 05.11.2014
по делу об административном правонарушении N А05-861/2014
(далее также - Постановление) ООО "Росгосстрах" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП.
Как установлено из материалов дела об административном правонарушении N А05-861/2014, основанием для вынесения Постановления послужили следующие обстоятельства.
В Татарстанское УФАС России из ФАС России (исх. от 06.05.2014 NАК/18278/14) поступила копия обращения Центрального банка Российской Федерации по вопросу необоснованного отказа обособленными подразделениями (филиалами) ООО "Росгосстрах" в принятии к рассмотрению заявлений граждан о выплате страховых возмещений по договорам обязательного страхования владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) на территории Республики Татарстан.
Основанием для указанного обращения послужили многочисленные жалобы физических лиц на действия ООО "Росгосстрах", выразившиеся в отказе к приему заявлений о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествии (далее - ДТП) лицом, чья ответственность по договору ОСАГО застрахована в ООО "Росгосстрах".
Как следует из материалов дела, свой отказ сотрудники обособленных подразделений филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан обосновывали приказом ООО "Росгосстрах" от 14.06.2013 N 386хк, согласно которому владельцы транспортных средств, заключившие договоры ОСАГО с ООО "Росгосстрах", имеют право получить страховые выплаты по договору ОСАГО в любом из уполномоченных на урегулирование убытков подразделений ООО "Росгосстрах", в то время как владельцы транспортных средств, заключившие договоры ОСАГО с какой-либо иной, нежели ООО "Росгосстрах", страховой организацией - только в одном пункте урегулирования убытков на территории субъекта Российской Федерации. В Республике Татарстан им является пункт урегулирования убытков в г. Чистополь.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных Законом о защите конкуренции, устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 359 "Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)". Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар, обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Проведенный Татарстанским УФАС России анализ рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Республики Татарстан в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, позволяет сделать вывод о том, что ООО "Росгосстрах" занимало доминирующее положение на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Республики Татарстан в период с 01.01.2011 по 31.12.2013. Так, доля ООО "Росгосстрах" на рынке ОСАГО на территории Республики Татарстан составляла: в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 (включительно) 32 %; в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 (включительно) 30 %; в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 (включительно) 22,1 %.
Таким образом, Татарстанским УФАС России было установлено, что ООО "Росгосстрах" в течении длительного периода (2011-2013 г.г.) занимало доминирующие положение на рынке ОСАГО в географических границах Республики Татарстан.
При рассмотрении дела N 05-164/2014 о нарушении антимонопольного законодательства комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что ООО "Росгосстрах" располагает широкой сетью пунктов урегулирования убытков на территории Республики Татарстан.
Согласно представленной ООО "Росгосстрах" информации
(исх. от 11.07.2014 N б/н) на территории Республики Татарстан действуют пункты урегулирования убытков в следующих городах: Казань, Набережные Челны, Бугульма, Буинск, Альметьевск, Арск, Чистополь.
Поскольку в обязанности каждого из перечисленных выше обособленных структурных подразделений входит не только заключение договоров страхования, но и исполнение обязательств по ним, комиссией Татарстанского УФАС России был сделан вывод о том, что потерпевший имеет возможность реализовать предоставленное пунктом 42 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила), право подать заявление о страховой выплате в ближайшее от его (потерпевшего) места жительства обособленное структурное подразделение филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан.
Таким образом, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что действия ООО "Росгосстрах", выразившиеся в отказе к приему заявлений о возмещении ущерба, ущемляют интересы физических лиц, заключивших договор ОСАГО с иной страховой организацией.
Решением Татарстанского УФАС России от 10.09.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 05-164/2014 ООО "Росгосстрах" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 КоАП является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Юридическое лицо, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения ООО "Росгосстрах" административного правонарушения подтверждается решением Татарстанского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 05-164/2014, протоколом от 22.10.2014 N А05-861/2014 об административном правонарушении, а также другими материалами дела об административном правонарушении N А05-861/2014.
Как следует из материалов дела, ООО "Росгосстрах" имело возможность соблюсти требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, однако ООО "Росгосстрах" этого не сделало, тем самым виновно совершив административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП.
При рассмотрении дела об административном правонарушении учитывался характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность должностным лицом Татарстанского УФАС России установлено, что ООО "Росгосстрах" добровольно прекратило противоправное поведение.
В качестве обстоятельства отягчающего административную ответственность должностным лицом Татарстанского УФАС России установлено, что ООО "Росгосстрах" повторно совершило однородное административное правонарушение в период, когда лицо считалось подвергнутом административному наказанию.
При исчислении административного штрафа должностное лицо Татарстанского УФАС России руководствовалось положениями статьи 14.31 КоАП для определения итогового размера штрафа.
Учитывая изложенное, должностным лицом Татарстанского УФАС России правомерно определен размер подлежащего наложению административного штрафа, составившего 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Таким образом, при рассмотрении Жалобы нарушений процессуального характера, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении N А05-861/2014 и которые могут повлечь отмену принятого постановления, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП, решил:
Постановление Татарстанского УФАС России от 05.11.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-861/2014 в отношении ООО "Росгосстрах", оставить без изменения, а жалобу ООО "Росгосстрах" без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 января 2015 г. N АК/3811/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016