Резолютивная часть решения оглашена "17" марта 2016 г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено "18" марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Михалевой Е.Е.-
|
главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
при участии
- <_> - представителя ООО "ТехКомСервис", по доверенности;
- <_> - члена аукционной комиссии МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N3",
рассмотрев дело N 188/З-2016, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N3" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0339300002016000009 на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
10.03.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "ТехКомСервис" (вх. N 903э от 10.03.2016 г.) на действия заказчика - МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N3" при проведении электронного аукциона N0339300002016000009 на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования.
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе:
- в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации содержатся противоречащие друг другу сведения о сроке оплаты услуг;
- заказчиком на один день сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- требования к составу второй части заявки на участие в аукционе не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ;
- установлены требования, противоречащие части 3 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ;
- в аукционной документации и и проекте контракта содержатся различные сведения о сроках проведения ремонта обслуживаемого оборудования.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
15.02.2016 г. в единой информационной системе заказчиком - МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N3" были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0339300002016000009 на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования и аукционная документация.
На участие в аукционе было подано 2 заявки.
03.03.2016 г. аукционной комиссией МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N3" были рассмотрены заявки на участие в электронном аукционе и принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику N2. Электронный аукцион был признан несостоявшимся (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.03.2016 г.).
04.03.2016 г. аукционной комиссией МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N3" была рассмотрена вторая часть заявки N1 (ООО "Сибирское здоровье") на участие в электронном аукционе и принято решение о ее соответствии требованиям аукционной документации. Электронный аукцион был признан несостоявшимся (Протокол подведения итогов электронного аукциона от 04.03.2016 г.).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из вышеизложенного следует, что информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона, должна соответствовать информации, содержащейся в аукционной документации.
В извещении о проведении электронного аукциона, пункте 12 информационной карты аукциона и пункте 2.2 проекта контракта установлено, что источник финансирования: Субсидии областного бюджета Кемеровской области на 2016 год, средства обязательного медицинского страхования (ОМС) на 2016 год.
При этом в извещении о проведении электронного аукциона также указано, что оплата будет осуществляться следующим образом: 3 596 632 руб. - в 2016 г., 200000 - в 2017 г.
Таким образом, заказчиком в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона и аукционной документации установлены противоречивые сведения об источнике финансирования контракта, что противоречит части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 ФЗ N44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, заказчик устанавливает в аукционной документации сроки предоставления участникам аукциона разъяснения положений документации о таком аукционе с учетом требования части 4 статьи 65 ФЗ N44-ФЗ.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и пункту 18 информационной карты аукциона окончание срока подачи заявок 10 ч. 00 мин. 02.03.2016 г.
В пункте 17 информационной карты аукциона установлено, что срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе с 17 февраля 2016 г. по 29 февраля 2016 г., а срок направления участниками закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе с 15.02.2016 г. 26.02.2016 г.
Вместе с тем с учетом положений части 4 статьи 65 ФЗ N44-ФЗ срок предоставления участниками закупки запросов на разъяснение положений аукционной документации следовало установить до 27.02.2016 г, вследствие чего действия заказчика противоречат требованиям части 4 статьи 65 ФЗ N44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 30 ФЗ N44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 7 части 5 статьи 66 ФЗ N44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации заказчиком установлено, что электронный аукцион N0339300002016000009 проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом аукционная документация требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям не установлено, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Из вышеизложенного следует, что информация, содержащаяся в аукционной документации, должна соответствовать информации, включенной в проект контракта.
Согласно пункту 3.2 Технического задания проведение ремонта ИМТ по результатам контроля технического состояния ИМТ (после проведения периодического или текущего технического обслуживания ИМТ) - не более 3 дней с момента окончания проведения периодического или текущего технического обслуживания, если не требуется замена запчастей и комплектующих произведенных за территорией РФ; не более 10 дней с момента окончания проведения периодического или текущего технического обслуживания, если требуется замена запчастей и комплектующих произведенных за территорией РФ.
Вместе с тем пунктами 3.3.3 и 5.2 проекта контракта установлено, что Исполнитель обязан обеспечить прибытие инженера в течение не более 1 часа с момента подачи заявки, ремонт производится в течение 3 (трех) рабочих дней, если не требует замены деталей, произведенных за территорией РФ. В случае выявления неисправностей, требующей замены деталей, произведенных за территорией РФ, выполнение работ производится в срок не более 10 (десяти) рабочих дней.
Таким образом, в Техническом задании аукционной документации и проекте контракта содержатся различные сведения о сроках исполнения условий контракта, что противоречит части 4 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В разделе 2 "Требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика" Технического задания аукционной документации установлено:
Для технического обслуживания и ремонта медицинского рентгеновского оборудования:
- Документы, подтверждающие наличие у фирмы соискателя оборудования и средств измерений, поверенных федеральными органами метрологического контроля, для проведения инструментального контроля медицинского рентгеновского оборудования;
Для технического обслуживания и ремонта наркозно-дыхательной аппаратуры:
2. Документы, подтверждающие наличие оборудования и средств измерений, поверенных федеральными органами метрологического контроля, для проведения инструментального контроля наркозно-дыхательной аппаратуры.
Для технического обслуживания и ремонта паровых стерилизаторов:
1. Документы персонала, подтверждающие прохождение специального обучения и допуск к самостоятельной работе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту паровых стерилизаторов (п. 4.1.2 ОМУ 42- 21-35-91).
Вышеуказанные требования установлены заказчиком не к участникам закупки, а к оказываемым услугам, при этом отсутствует указание на то, что данное оборудование и средства измерения должно быть исключительно в собственности исполнителя, а специалисты - сотрудниками исполнителя, вследствие чего исполнитель вправе арендовать оборудование или привлечь специалистов для исполнения условий рассматриваемого контракта, вследствие чего довод заявителя в рассматриваемой части является необоснованным.
При этом пункт 3.3.4, касающийся обязанности исполнителя иметь в штате квалифицированных сертифицированных работников, прошедших обучение по конкретным маркам аппаратов и оборудования, расценивается Комиссией Кемеровского УФАС России как нарушение части 4 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ, а именно: указание противоречивых требований к оказанию услуг, содержащихся в Техническом задании аукционной документации и проекте контракта.
В силу части 12 статьи 95 ФЗ N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Пунктом 10.4 проекта контракта рассматриваемого электронного аукциона установлено, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Исполнителю.
Таким образом, срок для размещения в единой информационной системе и направления Исполнителю решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, установленный в проекте контракта, не противоречит сроку, предусмотренному частью 12 статьи 95 ФЗ N44-ФЗ, вследствие чего довод заявителя в данной части следует признать необоснованным.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "ТехКомСервис" на действия заказчика - МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N3" при проведении электронного аукциона N0339300002016000009 на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования частично обоснованной (в части нарушения части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
2. Признать заказчика - МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N3" нарушившим часть 1 статьи 64, часть 4 статьи 65, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 64 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N188/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В.
|
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Михалева Е.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 08/2491 (опубликовано 18 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016