Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 1074/02 (опубликовано 16 марта 2016 г.)
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.
Из представленных АО "Газпром Великий Новгород" по запросу Управления материалов от 15.03.2016 исх. N 18/1275 и нормативно-правовых документов установлено следующее.
В соответствии с Общими положениями по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб, утверждёнными постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 112, (далее - Правила), пунктами 6.47-6.49 Правил установлены общие рекомендации к приборам учёта газа и мест их установки.
Пунктом 1.4.2 Прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных сетей, утвержденного и введенного в действие Приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 (далее - Прейскурант), определено, что при установке бытового счётчика газа на существующем газопроводе инженером выполняется разработка эскиза (проекта), что также определено и требованиями Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Оформление эскизов (проектов) на монтаж газового счётчика осуществляется всеми филиалами АО "Газпром Великий Новгород".
При расчете себестоимости на оказание вышеуказанных работ используются нормативы времени и квалификационный разряд исполнителя, установленные Прейскурантом.
В соответствии с пунктом 2.4.12 Прейскуранта при монтаже бытового счётчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа (при монтаже счётчика с новой подводкой внутридомового газопровода и врезкой крана дополнительно применять пункты 2.1.9 и 2.2.3) определен состав исполнителей - электрогазосварщик 4 разряда, слесарь 4 разряда, при исполнении пункта 2.2.3 - электрогазосварщик 5 разряда вместо электрогазосварщика 4 разряда.
При установке бытового счётчика газа после ремонта или поверки в соответствии с пунктом 2.4.13 Прейскуранта определён состав исполнителя - слесарь 4 разряда.
При установке крана при монтаже внутридомового газового оборудования при диаметре трубы 15 - 20 мм и 25 - 50 мм (при работе с приставной лестницы применять к цене коэф. 1.2) в соответствии с пунктом 2.4.13 Прейскуранта определён состав исполнителя - слесарь 4 разряда.
При проведении указанных работ, осуществляемых в процессе установки газового счётчика со сварочными работами, выполняются следующие технологические операции:
- отключение газа в стояке, проверка на закрытие кранов у всех потребителей газа по стояку;
- выжигание остатков газа из газопровода в квартире, где производится установка газового счётчика;
- обрезка старого участка газопровода;
- врезка нового участка газопровода (замер и изготовление заготовок новых участков делаются в тресте до производства работ по установке газового счётчика);
- подключение крана опуска перед газовым счётчиком, проверка на герметичность сварочного шва;
- подключение к газопроводу газового счётчика;
- подключение кранов опуска перед газоиспользующими приборами (один или два в зависимости от количества приборов);
- проверка на герметичность участка газопровода от крана опуска перед счётчиком до кранов опуска перед приборами;
- открытие крана опуска перед счётчиком и опрессовка стояка;
- открытие крана ввода на стояк, продувка газопровода газом до полного вытеснения воздуха в квартире, где проводились работы по установке газового счётчика;
- розжиг газовых горелок в газоиспользующем оборудовании по всему стояку.
Технологические операции, осуществляемые в процессе установки газового счётчика без сварочных работ:
а) с заменой крана опуска:
- снятие старого крана опуска;
- установка нового крана;
- установка резьбового газового счётчика;
- установка гибкой подводки к газоиспользующему оборудованию.
б) без замены крана опуска:
- установка резьбового газового счётчика;
- установка гибкой подводки к газоиспользующему оборудованию.
С учётом технологических особенностей и условий реализации работы по установке приборов учета природного газа в жилом фонде можно разделить на 2 вида:
1) установка приборов учёта природного газа на вновь строящихся объектах в соответствии с договором строительного подряда (с выполнением работ на основе локальных смет, выпущенных проектным институтом).
2) установка приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде.
Имеются существенные технологические особенности, только при соблюдении которых возможна установка приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде: необходимо перед выполнением работ произвести отключение, а после выполнения работ - включение части газораспределительного оборудования (далее - ГРО), на котором производится установка приборов учёта природного газа. Такое отключение с последующим включением на территории Новгородской области имеет право и возможность выполнять только лицо, обладающее соответствующей лицензией и обслуживающей данное ГРО, т.е. газораспределительная организация - АО "Газпром Великий Новгород".
То есть, для выполнения работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде необходимо получить разрешение АО "Газпром Великий Новгород", согласовать время и оплатить работы специалистов АО "Газпром Великий Новгород" по отключению и подключению ГРО.
В то же время при установке приборов учёта во вновь вводимом жилом фонде выполнение указанных технологических операций не требуется.
Таким образом, установка счётчиков может выполняться как с отключением, так и без отключения газа. Всё зависит от устанавливаемого типа счётчика и существующей газовой разводки. Как правило, это работа с изменением газовой разводки, выполняемая в действующем жилом фонде, и, соответственно, с отключением газа и выполнением сварочных работ.
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждёнными постановлением Правительства от 21.07.2008 N 549, определено, что специализированная организация - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательстве Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо договор на оказание услуг аварийно-диспетчерской службы.
Пунктом 20 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 определено, что бытовое газоиспользующее оборудование должно быть отключено от сети газораспределения с составлением акта и установкой заглушки на газопроводе при выявлении самовольной газификации или переустановкой газового оборудования.
Подключение газоиспользующего оборудования к сети должно производиться специализированной организацией после устранения выявленных нарушений и неисправностей.
При этом, фонд заработной платы работников АО "Газпром Великий Новгород" рассчитывается, исходя из фактически существующих тарифных ставок работников. Кроме этого, в состав себестоимости включаются затраты, фактически сложившиеся в каждом филиале (амортизация, материальные затраты, прочие, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
Согласно пункту 10.1 "Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" ПБ-12529-03 данные работы относятся к газоопасным работам, которые выполняются согласно наряду-допуску. После выполнения работ производится контрольная опрессовка воздухом, и далее - повторный пуск газа. Все изменения вносятся в исполнительно-техническую документацию, которая хранится в эксплуатирующей организации постоянно.
Кроме того, в составе расходов, предусмотренных калькуляциями АО "Газпром Великий Новгород", не выявлены затраты, не относящиеся к производству и реализации работ по установке приборов учёта природного газа.
Таким образом, установленные АО "Газпром Великий Новгород" тарифы на работы по установке приборов учёта природного газа не превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и не являются монопольно высокими.
Согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" работы по установке счётчиков не включены в перечень работ (услуг), тарифы по которым подлежат государственному регулированию. Соответственно, тарифы на эти работы (услуги) устанавливаются исходя из фактических затрат с учётом рентабельности.
АО "Газпром Великий Новгород" приказом от 27 января 2016 года N 22 "О введении в действие калькуляций" с 1 февраля 2016 года введены в действие единые по АО "Газпром Великий Новгород" калькуляции на установку бытовых газовых счётчиков для населения и калькуляции на разработку эскиза установки бытового счётчика газа на существующем газопроводе. Пунктом 5 указанного приказа предусмотрена скидка в размере 5% от стоимости работ на установку прибора учета при условии 100% предоплаты выполняемых работ. Пунктом 6 указанного приказа предусмотрена скидка в размере 25% от стоимости работ на установку прибора учета при условии коллективной установки приборов учета в одном жилом многоквартирном доме или расположенных вблизи друг от друга.
Таким образом, признаков нарушения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом - АО "Газпром Великий Новгород" пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в том числе, фактов установления, поддержания монопольно высокой цены работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, не установлено.
Кроме того, в зоне ответственности ГРО - АО "Газпром Великий Новгород" услуги по установке бытовых газовых счетчиков выполняют следующие хозяйствующие субъекты:
ООО "СМП "Инженерные системы" 192241, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 54 литер А, оф. 302, e-mail: ssm.99@mail.ru, тел/факс: (812) 611-01-48;
ООО "Федеральная строительная компания" 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, дом 50, литер Б, офис 2-Н, e-mail: info@fsk-rf.com, тел. (812) 320-63-41;
ООО "Газмонтажсервис" 195196, г. Санкт-Петербург, ул. Таллинская, д.16, литер А, пом.4-Н.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган решил:
в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению В_ отказать в связи с отсутствием признаков его нарушения в рассматриваемых действиях акционерного общества "Газпром газораспределение Великий Новгород".
Руководитель Управления О.С. Виниченко
Исп. Иванова
Тел. 73-88-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 1074/02 (опубликовано 16 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016