Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
N 07-16/2016-004 (опубликовано 16 марта 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
при участии представителей:
ООО "Завод теплогидроизолированных труб" (далее - Заявитель, Общество): <_> (Протокол собрания учредителей N 1 от 28.04.2014),
АО "Ивгортеплоэнерго" (далее - Заказчик): <_> (доверенность N04-755 от 11.03.2016), <_> (доверенность N04-555 от 01.10.2015), установила:
01.03.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Завод теплогидроизолированных труб" на действия АО "Ивгортеплоэнерго" при проведении запроса котировок на поставку труб и фасонных изделий стальных с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой из полиэтилена и комплектующих для АО "ИвГТЭ" (извещение N31603330385).
По мнению Заявителя, при формировании документации о проведении запроса котировок Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). В своей жалобе Общество указывает, что Заказчиком в техническом задании документации о проведении запроса котировок было незаконно установлено требование о том, что каждую партию труб и фасонных изделий поставщик должен сопроводить следующими документами (оригиналы или заверенные изготовителем продукции копии):
- экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям РФ;
- сертификат соответствия к системе менеджмента требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008), в области производства, продажи труб и фасонных частей, стальных с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой по ГОСТ 30732-2006;
- заключение сертифицированной лаборатории на ВИК и УЗК сварных соединений, фасонных элементов.
Кроме того, Заявитель считает, что комиссия Заказчика неправомерно отклонила котировочную заявку ООО "Завод теплогидроизолированных труб", чем нарушила права и законные интересы Общества.
Представители Заказчика в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при составлении документации о проведении запроса котировок допущено не было. Также представители Заказчика сообщили, что основания для отклонения котировочной заявки были законны и соответствуют требованиям документации о закупке.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
17.02.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N 31603330385 о проведении запроса котировок на поставку труб и фасонных изделий стальных с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой из полиэтилена и комплектующих для АО "ИвГТЭ".
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В п. 16 технического задания документации о проведении запроса котировок Заказчиком установлено, что каждую партию труб и фасонных изделий поставщик должен сопроводить следующими документами (оригиналы или заверенные изготовителем продукции копии):
- экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям РФ;
- сертификат соответствия к системе менеджмента требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008), в области производства, продажи труб и фасонных частей, стальных с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой по ГОСТ 30732-2006;
- заключение сертифицированной лаборатории на ВИК и УЗК сварных соединений, фасонных элементов.
Согласно ч. 2.6 санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N20 в системе централизованного горячего водоснабжения должна использоваться продукция (материалы, реагенты, оборудование и т.д.), разрешенная для применения в таких системах на основе санитарно-эпидемиологической экспертизы, выполненной в аккредитованных на соответствующие виды работ организациях и учреждениях.
Таким образом, требование Заказчика при поставке товара по представлению экспертного заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям РФ правомерно.
На вопрос Комиссии Ивановского УФАС России о возможности получения и предоставления заключения сертифицированной лаборатории на ВИК и УЗК сварных соединений, фасонных элементов представитель Заявителя сообщил, что такая лаборатория на территории Общества существует, и изготовление и предоставление данного документа затруднений не составляет. Учитывая изложенное, требование указанного заключения не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Относительно законности требования при поставке товара сертификата соответствия к системе менеджмента требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008), в области производства, продажи труб и фасонных частей, стальных с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой по ГОСТ 30732-2006 представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России аргументированных пояснений дать не смогли.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, требование представления данного документа законодательно не предусмотрено и ведет к ограничению количества участников закупки.
Учитывая изложенное, данный довод заявителя является обоснованным в части установления требования предоставления сертификата соответствия к системе менеджмента требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008), в области производства, продажи труб и фасонных частей, стальных с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой по ГОСТ 30732-2006.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 1-2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом Заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно п. 3 ч. 24.2 Положения о закупке Заказчика, документация о проведении запроса котировок должна содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с пп. з) п. 2.2. документации о закупке котировочная заявка должна содержать технические параметры наименования товара, являющегося предметом поставки, на соответствие техническому заданию (Приложение N6 к документации о проведении запроса котировок), подтвержденные паспортом, сертификатом или другим соответствующим документом (или их заверенными копиями).
Исходя из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок N1 от 27.02.2016 котировочная заявка ООО "Завод ТГИ труб" не соответствует требованиям и условиям документации о проведении запроса котировок, а именно:
в заявке ООО "Завод ТГИ труб" отсутствуют документы согласно пп. з) п. 2.2. документации о проведении запроса котировок (отсутствуют паспорта, сертификаты или другие соответствующие документы (или их заверенные копии) по пунктам: 3.1; 3.2; 9; 10.1; 10.2 технического задания);
в заявке ООО "Завод ТГИ труб" представлен неправильный расчет "Спецификации".
Согласно п. 2.11. документации о закупке неполное предоставление информации в соответствии с требованиями документации о проведении запроса котировок или подача котировочной заявки, не соответствующей требованиям этой документации, является основанием для отказа комиссии рассматривать котировочную заявку.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях комиссии Заказчика при отклонении заявки Общества нарушений норм законодательства Российской Федерации о закупках.
Однако, в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В ходе рассмотрения жалобы по существу в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции было выявлено следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Из пояснений Заявителя на заседании Комиссии Ивановского УФАС России следует, что предоставление требуемых в пп. з) п. 2.2. документации о проведении запроса котировок документов на этапе подачи котировочной заявки невозможно в связи с тем, что получить данные документы можно только при закупке материалов у завода-изготовителя.
Также, в соответствии с п. 2 ст. 456 ГК РФ продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, установление в пп. з) п. 2.2. документации о закупке требования о том, что котировочная заявка должна содержать технические параметры наименования товара, являющегося предметом поставки, на соответствие техническому заданию, подтвержденные паспортом, сертификатом или другим соответствующим документом (или их заверенными копиями) нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Завод теплогидроизолированных труб" на действия АО "Ивгортеплоэнерго" при проведении запроса котировок на поставку труб и фасонных изделий стальных с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой из полиэтилена и комплектующих для АО "ИвГТЭ" (извещение N31603330385) обоснованной в части установления требования предоставления сертификата соответствия к системе менеджмента требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008), в области производства, продажи труб и фасонных частей, стальных с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой по ГОСТ 30732-2006.
Признать в действиях заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Предписание не выдавать в связи с заключением договора.
Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области N 07-16/2016-004 (опубликовано 16 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016