Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 15 марта 2016 г. N ИП-04/3514
В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании поступившей информации, содержащей признаки нарушения законодательства о контрактной системе, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения государственным заказчиком - ГКУ "Главное инвестиционно - строительное Управление Республики Татарстан".
Предмет проверки: размещение закупки путем проведения открытого конкурса на предмет: "Внесение изменений в схему территориального планирования Республики Татарстан, разработка и внесение изменений в схему территориального планирования муниципальных районов Республики Татарстан, внесение изменений и разработка генеральных планов городских и сельских поселений Республики Татарстан, разработка проектов планировок" (идентификационный номер извещения 0311200014616000054).
Список документов, изученных в ходе проверки:
1) копию извещения о проведении вышеуказанного конкурса;
2) утвержденной документации о вышеуказанном конкурсе (прошитой, пронумерованной и скрепленной печатью) с указанием даты ее утверждения;
3) копию проекта контракта (заключенного контракта) по данному конкурсу;
4) копии всех заявок, представленных на участие в вышеуказанной конкурсе (прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью);
5) копии всех протоколов по вышеуказанному конкурсу;
6) приказа (приказов) о создании конкурсной (единой) комиссии с приложением положения о комиссии;
7) иные документы, предусмотренные параграфом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении открытого конкурса на предмет: "Внесение изменений в схему территориального планирования Республики Татарстан, разработка и внесение изменений в схему территориального планирования муниципальных районов Республики Татарстан, внесение изменений и разработка генеральных планов городских и сельских поселений Республики Татарстан, разработка проектов планировок" (идентификационный номер извещения 0311200014616000054) опубликовано - 11.02.2016 года.
Государственный заказчик - ГКУ "Главное инвестиционно - строительное Управление Республики Татарстан".
Начальная (максимальная) цена контракта - 59 500 000,00 руб.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
- предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Предметом данной закупки является "Внесение изменений в схему территориального планирования Республики Татарстан, разработка и внесение изменений в схему территориального планирования муниципальных районов Республики Татарстан, внесение изменений и разработка генеральных планов городских и сельских поселений Республики Татарстан, разработка проектов планировок".
При этом, согласно пункту 42 части 1 статьи 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) подлежат лицензированию.
Однако в конкурсной документации не установлены требования к участнику размещения заказа предоставить в составе заявки копию лицензии на осуществление геодезических и картографических работ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2011 г. N 1016, лицензированию подлежат только геодезические и картографические работы федерального значения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (п.42 ст.12 99-ФЗ).
В соответствии с Перечнем геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое назначение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 г. N1016, к геодезическим и картографическим работам федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), включенных в состав лицензируемого вида деятельности относится:
- "Создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач; издание этих карт и планов; топографический мониторинг" (п. 2 Перечня - Приложения к Положению).
- "Проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий" (п. 7 Перечня - Приложения к Положению).
- "Обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований" (п. 10 Перечня - Приложения к Положению).
В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ ст.84 установлением или изменением границ населенных пунктов является:
Утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Данная позиция также отражена в письме Минрегиона РФ от 13.04.2011 N 9079-ИП/08 "О разработке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании".
Таким образом, требование предоставить в составе заявки копию лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) должно быть включено в состав документации, следовательно, заказчиком нарушено требование части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В документации необоснованно установлено требования о наличии у участника размещения заказа Свидетельства СРО о допуске к выполнению работ по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) или всех необходимых свидетельств о допуске к конкретным видам работ, являющимся предметом настоящей закупки в соответствии с приложением 2 "Задания".
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
- предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 3.5 раздела 2 информационной карты конкурсной документации установлено следующее: "3.5. Документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а именно:
- подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
- копия собственной действующего действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения на виды работ, являющимися предметом настоящей закупки;
- копия собственной действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
В соответствии с разъяснениями Минрегионразвития РФ, градостроительное проектирование как действия по подготовке проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории не было отнесено ФЗ N148 к видам деятельности, в которых саморегулирование вводится в силу закона. Следовательно, виды работ, выполняемых в процессе градостроительного проектирования, не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства и не способны причинить ущерб охраняемым законом благам и интересам. Соответственно, они не могут быть включены в перечень видов работ, утверждаемых Минрегионом России, и для них не требуется свидетельство о допуске, выдаваемое СРО.
Таким образом, включение в перечень условий для участия в торгах на разработку проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории требования о наличии свидетельства о допуске, выдаваемого СРО, является незаконным. Подобное требование допустимо только в случаях, когда наряду с созданием градостроительной документации предметом торгов выступают работы по подготовке проектной документации, производству инженерных изысканий и строительству. При этом подразумевается, что распространяться такие требования должны исключительно на виды работ, указанные в перечне Минрегиона России.
Предъявление участникам торгов на подготовку градостроительной документации требования о наличии свидетельства о допуске, выдаваемого СРО, нарушает условия конкуренции на рынке градостроительного проектирования, не допуская к участию в торгах лиц и организации, не являющиеся членами СРО.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О?защите конкуренции" (далее - ФЗ N?135) органам власти запрещено принимать акты и (или) совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, заказчиком в конкурсной документации необоснованно установлено требование о наличии у участника размещения заказа Свидетельства СРО о допуске к выполнению работ, следовательно заказчиком нарушено требование части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 3.5 информационной карты установлено следующее: "Заявка на участие в конкурсе должна содержать:
3.6.3. Другие документы, предоставляемые участником конкурса".
Таким образом, указание вышеуказанных требований пункта 3.6.3 конкурсной документации вводят участников закупки в заблуждение, ввиду того, что не понятно какие именно документы необходимо предоставить участнику конкурса в составе заявки, что является нарушением требований части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Ввиду того, что 11.02.2016 заказчиком принято решение об отмене закупки, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
заключение:
При проведении внеплановой документарной проверки заказчика - ГКУ "Главное инвестиционно - строительное Управление Республики Татарстан" выявлены нарушения части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 марта 2016 г. N ИП-04/3514
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016