Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 9 марта 2016 г. N К -21/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ООО "Стройцентр", в отсутствие представителя администрации г. Сочи (ходатайство), в присутствии представителей МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства", рассмотрев жалобу ООО "Стройцентр" (далее - Заявитель) на действия МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик), при проведении администрацией г. Сочи (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция МОБУ лицей N 23 с размещением блока начальной школы по ул. Пирогова, 7 Центрального района г. Сочи (проектно-изыскательские работы, реконструкция)" (извещение N 0118300018716000013) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Стройцентр" указывает на следующие нарушения Закона о контрактной системе: 1)Заказчиком, в задании на проектирование установлены недействующие ГОСТ Р 50775-95, СНиП 11-02-96; 2) конкурсная документация не содержит запреты, предусмотренные ст. 14 Закона о контрактной системе; 3) п. 28 "Информационной карты" конкурсной документации изложен в редакции Закона о контрактной системе, утратившей силу; 4) в конкурсной документации установлен критерий оценки заявок, показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого предмету конкурса характера, Значение": количество контрактов (договоров) по выполнению проектно-изыскательских работ, заключенных с государственными или муниципальными заказчиками, но при этом не раскрыто содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки; 5) в нарушение п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлен критерий оценки "Наличие трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ, соответствующих объекту закупки; 6) также Заказчиком установлен критерий оценки "Качественные, функциональные характеристики предоставляемых услуг участником конкурса", наименование показателя критерия: проработанность и качество представленных предварительных архитектурных и проектных решений. При этом, непонятно, каким образом представить предложения по детальной проработанности и качеству; 7) в нарушение ст. 7 Закона о контрактной системе Заказчик в задании на проектирование ссылается на технические условия, при этом, не размещая их в единой информационной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Считают, что документация открытого конкурса разработана в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией г. Сочи для нужд Заказчика - МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" проводился открытый конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция МОБУ лицей N 23 с размещением блока начальной школы по ул. Пирогова, 7 Центрального района г. Сочи (проектно-изыскательские работы, реконструкция)" (извещение N 0118300018716000013).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 021 394,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
На основании требований Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики" ЗАПРЕЩЕНО с 1 января 2016 года осуществлять, в том числе, выполнение работ, оказание услуг на территории Российской Федерации организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
В извещении и документации о проведении открытого конкурса, данный запрет не установлен.
Вместе с тем, отсутствие запрета не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку принадлежность победителя открытого конкурса к организациям, контролируемым гражданами Турецкой республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой республики, не установлена при изучении учредительных документов победителя открытого конкурса.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 5) ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
В п. 28 "Информационной карты" открытого конкурса указана информация, изложенная Заказчиком в редакции Закона о контрактной системе, утратившей силу, а именно: заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: 5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
При этом, в п. 4.5.3. "Инструкции участникам закупки" конкурсной документации, положения п. 5) ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, изложены в соответствии с действующей редакцией Закона: "участники открытого конкурса в составе заявки на участие в конкурсе предоставляют документы, подтверждающие обеспечение заявки на участие в конкурсе, (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона), на сумму, выраженную в рублях и указанную в Информационной карты конкурса".
Таким образом, указанные разночтения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Заявка участника открытого конкурса не была отклонена.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В Приложении N 1 "Задание на выполнение проектно-изыскательских работ" к проекту контракта установлено:
1) проектом предусмотреть: охранную и тревожную сигнализацию согласно N 77-ФЗ Федеральный закон о ведомственной охране, ГОСТ Р 50775-95 "Системы тревожной сигнализации" и другой нормативной документации. При этом, ГОСТ Р 50775-95 является недействующим с 01.01.2014.
Согласно п. 3.7.1 "Инструкции участникам закупки" предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Участником открытого конкурса должны быть использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
2) выполнить комплекс инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами законодательства РФ: СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения". В настоящее время СП 47.13330.2012 является актуализированной редакцией СНиП 11-02-96. При этом, статус СНиП 11-02-96 - действующий; документ отменен в части.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки (ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе).
В п. 37 "Информационной карты" открытого конкурса установлены следующие критерии оценки заявок:
Цена контракта - 60 %;
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 10%.
Данный критерий оценивается максимально в 100 баллов и включает в себя:
2.1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого предмету конкурса характера и объема.
Значение: Количество контрактов (договоров) по выполнению проектно-изыскательских работ, заключенных с государственными или муниципальными заказчиками.
Шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений или порядок их определения:
Количество контрактов (договоров) |
Количество баллов |
Отсутствие |
0 баллов |
От 1-го до 3-х выполненных проектов |
От 1 до 25 баллов
|
От 4-х до 6-ти выполненных проектов |
От 26 до 50 баллов
|
Документы, подтверждающие квалификацию участника: Копии контрактов (договоров), копии актов приемки выполненных работ, подтверждающих выполнение работ, копии положительных заключений государственных экспертиз по представленным копиям контрактов (договоров).
2.2. Наличие трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ, соответствующих объекту закупки.
Значение: Наличие в штате квалифицированных специалистов с высшим образованием и стажем работы не менее 3-х лет.
Качественные, функциональные характеристики предоставляемых услуг участником конкурса - 30%.
Наименование показателя критерия: проработанность и качество представленных предварительных архитектурных и проектных решений.
Значение: предложение по степени детализации, содержательной проработанности и качеству предварительных архитектурных и проектных решений (от 0 до 100 баллов).
Предложения участников по детальной проработанности и качеству: |
Количество баллов: |
- Описание выполняемых работ не представлено или не соответствует нормам действующего законодательства РФ
|
- 0 баллов |
- Описание выполняемых работ представлено в общем виде и соответствует нормам действующего законодательства РФ
|
1 - 15 баллов
|
- Описание выполняемых работ представлено не по каждому виду работ и соответствует нормам действующего законодательства РФ
|
16 - 20 баллов
|
- Описание выполняемых работ представлено по каждому виду работ и соответствует нормам действующего законодательства РФ
|
21 - 40 баллов
|
- Описание выполняемых работ представлено по каждому виду работ и соответствует нормам РФ, документация выполнена на уровне эскизного проекта, оформленного в соответствии с планировками реконструируемого здания, имеются профессионально подготовленные схемы, чертежи, презентации, представлена подробная описательная часть.
|
41 - 100 баллов |
Таким образом, конкурсная документация содержит достаточную информацию, которая раскрыта и позволяет определить сопоставимость имеющегося у участника закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки. Для каждого показателя установлена значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, величина значимости и шкала предельных величин значимости показателя оценки, устанавливающая интервалы их изменений, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Также Заявитель указывает, что Заказчик в задании на проектирование ссылается на технические условия, при этом, не размещая их в единой информационной системе. При этом, п. 9 Приложения N 1 "Задание на выполнение проектно-изыскательских работ" к проекту контракта указано, что проектная организация совместно с заказчиком обеспечивает получение исходных данных, технических условий, справок градостроительной базы данных и дежурного плана города, всех необходимых согласований, заключений.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 14, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что данные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
5. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300018716000013).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 марта 2016 г. N К -21/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016