Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
N 08-13/2016 (опубликовано 15 марта 2016 г.)
На основании ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" гласит, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц следует, что заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
Пункт 1.5 Положения о закупках Заказчика также указывает на то, что Заказчик при проведении закупке продукции руководствуется следующими принципами:
- информационной открытости закупки;
- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;
- отсутствия ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При формировании требований к участникам закупки организатору не следует указывать такие требования, которые претенденты не смогут документально подтвердить и которые нельзя отнести в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.
Так, в ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что в Информационной карте к конкурсной документации пункт 17 раздела 1 содержит следующие дополнительные требования к квалификации: "_наличие опыта поставки аналогичных товаров (столового оборудования), выполненный за последние три года (2013-2015), предшествующих дате размещения извещения о проведении настоящей закупки в единой информационной системе, стоимостью по одному договору не менее 30 % от начальной (максимальной) стоимости настоящей закупки (за каждый год)_".
На заседании Комиссии Заказчик не представил документов, подтверждающих обоснованность установления требований, ограничивающего количество участников закупки.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен, иных закупочных процедур в соответствии с Законом N 223-ФЗ, запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При этом, представленное заказчику право предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализоваться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом N 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, представленных ему Законом N 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.
Действующим законодательством не предусмотрено на этапе предварительного отбора устанавливать требования о наличии опыта работы в течении определенного периода времени, а также определение минимальной стоимости предыдущих контрактов на сумму не менее скольки либо процентов об начальной (максимальной) цены проводимой закупки. Данное требование является ограничением конкуренции.
В части доводов Ответчика об отсутствии у Заявителя при формировании заявки справки из налогового органа, Комиссия считает довод обоснованным, поскольку действительно, представленные Комиссии на обозрения заявки участников аукциона, членами комиссии не удалось найти подтверждение подписи налогового органа справок Заявителя.
Комиссия в ходе рассмотрения дела пришла к выводу о том, что жалоба ООО "Аврора-ДВ" является частично обоснованной и подлежит удовлетворению, поскольку требование Заказчика к участникам закупки о наличии опыта поставки аналогичного оборудования "_наличие опыта поставки аналогичных товаров (столового оборудования), выполненный за последние три года (2013-2015), предшествующих дате размещения извещения о проведении настоящей закупки в единой информационной системе, стоимостью по одному договору не менее 30 % от начальной (максимальной) стоимости настоящей закупки (за каждый год)_" препятствует допуску к участию в закупках хозяйствующих субъектов, опыт работы с установленной минимальной суммой, необоснованно ограничивает конкуренцию, и предъявление такого требования неправомерно.
Однако, в материалах дела имеется копия договора поставки столового оборудования N 47 от 29.02.2016, который был заключен до того времени как Ответчик получил уведомление-требование о рассмотрении дела по существу жалобы и приостановлении каких-либо действий по закупочной процедуре.
В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
В силу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд
Таким образом, данный вопрос о нарушении Ваших прав носит гражданско-правовой характер и подлежит разрешению в судебном порядке.
С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела N 08-13/2016, руководствуясь, частью 20 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции", решила:
1. Жалобу ООО "Аврора-ДВ" на действия конкурсной комиссии КП "Производственно-техническое управление ПСО" при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку столового оборудования для нужду Ответчика, признать обоснованной в части установления к участникам закупки о наличии опыта поставки аналогичного оборудования.
2. Рассмотрение дела прекратить в связи с заключением договора поставки.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области N 08-13/2016 (опубликовано 15 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016