Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
N 4 (опубликовано 14 марта 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 10.03.2016
Решение в полном объеме изготовлено 14.03.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель комиссии:
- руководитель А.А. Сешенов,
члены комиссии:
- начальник отдела контроля рекламы и
недобросовестной конкуренции Д.А. Шелестенко,
- специалист-эксперт отдела контроля рекламы и
недобросовестной конкуренции Е.А. Высочина,
рассмотрев дело N 4 по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" Обществом с ограниченной ответственностью "Арман", 398024, г. Липецк, ул. Депутатская, д. 94 А, ИНН 4824005621, ОГРН 1154827005520 (далее - ООО "Арман") и Обществом с ограниченной ответственностью "Лифт-реклама Липецк", 398001, г. Липецк, ул. Советская, д. 64, офис 503, ИНН 4826070111, ОГРН 1094823015088 (далее - ООО "Лифт-реклама Липецк"),
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Арман" - <_> действующего на основании доверенности б/н;
ООО "Лифт-реклама Липецк" - <_> действующего на основании ордера N 10/3 от 10.03.2016;
в отсутствие заявителя - <_> установила:
В Липецкое УФАС России поступило обращение гражданина о том, что 14.01.2016 на информационно-рекламном стенде, размещенном в лифтовой кабине многоквартирного жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Циолковского, д. 27 распространялась реклама следующего содержания: "Даем бесплатно пиццу в подарок! При заказе от 850 р <_> пицца шашлык роллы ТАЙНА ВКУСА сделай заказ через мобильное приложение и выбери любое блюдо до 200 рублей - бесплатно!!! <_>".
02.02.2016 за N 544-04 в адрес ООО "Лифт-реклама Липецк" Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации. В ответ ООО "Лифт-реклама Липецк" была предоставлена запрашиваемая информация. Из предоставленной информации следует, что рекламодателем указанной рекламы является ООО "Арман" (398024, г. Липецк, ул. Депутатская, д. 94А, ИНН 4824005621 ОГРН 1154827005520), рекламораспространителем является ООО "Лифт-реклама Липецк" (398001, г. Липецк, ул. Советская, д.64, оф.503, ИНН 4826070111 ОГРН 1094823015088).
Статья 1 ФЗ "О рекламе" в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" гласит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Пункт 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе" гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объектом рекламирования в указанной рекламе являются товары (блюда), реализуемые ООО "Арман" (Тайна вкуса) посредством дистанционного способа продажи (доставки).
Пунктом 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Аналогичные определения продажи товаров дистанционным способом приведены в статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и пункте 2 Правил N 612, в соответствии с которым продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно ст. 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В нарушение ст. 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе ООО "Арман", распространяемой ООО "Лифт-реклама Липецк" 14.01.2016 на информационно-рекламном стенде размещенном в лифтовой кабине многоквартирного жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Циолковского, д. 27 следующего содержания: "Даем бесплатно пиццу в подарок! При заказе от 850 р <_> пицца шашлык роллы ТАЙНА ВКУСА сделай заказ через мобильное приложение и выбери любое блюдо до 200 рублей - бесплатно!!! <_>" не содержится сведений о наименовании, месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данные государственной регистрации юридических лиц включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях - наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе также иметь полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование юридического лица на русском языке или языках народов Российской Федерации может содержать заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипции языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатуры, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения его фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
Требования, введенные статьей 8 ФЗ "О рекламе", обусловлены спецификой дистанционного способа продажи товаров. Потребителю предлагается заключить договор купли-продажи на основании предложенного продавцом описания товара, содержащегося в каталогах, проспектах, буклетах, представленных на фотоснимках, посредством средств связи (почта, телевидение, радио, интернет и т.п.) или иными исключающими возможность ознакомления потребителя с товаром или образцом товара способами.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности статьей 8 Закона несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ООО "Арман".
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности статьей 8 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть ООО "Лифт-реклама Липецк".
В соответствии с указанными выше фактами, реклама следующего содержания: "Даем бесплатно пиццу в подарок! При заказе от 850 р,<_> пицца шашлык роллы ТАЙНА ВКУСА сделай заказ через мобильное приложение и выбери любое блюдо до 200 рублей - бесплатно!!! <_>", содержит признаки нарушения статьи 8 ФЗ "О рекламе", так как в рекламе отсутствует информация о наименовании, месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица.
Определением о возбуждении дела N 4 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 20.02.2016 рассмотрение дела было назначено на 10.03.2016 на 10 часов 00 минут в Липецком УФАС России по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1, кабинет 506.
На рассмотрении дела 10.03.2016 представитель ООО "Арман" Чаплинский К.В. пояснил, что макет указанной рекламы был представлен ООО "Арман". В макет ООО "Лифт-реклама Липецк" были внесены изменения, которые были согласованы с ООО "Арман". О необходимости указания в рекламе информации о наименовании, месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица ООО "Арман" не знало, поскольку общество не осуществляет рекламную деятельность. При изменении макета ООО "Лифт-реклама Липецк" не уведомило ООО "Арман" о необходимости указания в рекламе информации о наименовании, месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, оказывающем рекламируемые услуги. Размещение указанной рекламы осуществлялось только в лифтах города Липецка. В настоящее время указанная реклама не распространяется.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Арман", распространенную ООО "Лифт-реклама Липецк" 14.01.2016 на информационно-рекламном стенде размещенном в лифтовой кабине многоквартирного жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Циолковского, д. 27 следующего содержания: "Даем бесплатно пиццу в подарок! При заказе от 850 р <_> пицца шашлык роллы ТАЙНА ВКУСА сделай заказ через мобильное приложение и выбери любое блюдо до 200 рублей - бесплатно!!! <_>", поскольку в рекламе нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "Арман", ООО "Лифт-реклама Липецк" предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе в связи с окончанием срока распространения указанной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 4 (опубликовано 14 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016