Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 26 февраля 2016 г.
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 16/16, возбужденное по факту размещения в декабре 2015 г. рекламной конструкции в торгово-развлекательном центре "АУРА", находящемся по адресу: г. Новосибирск, ул. Военная, д.5 (далее - ТРЦ "Аура"), с признаками нарушения:
- пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений,
- части 2.1 статьи 21 Закона "О рекламе", согласно которой реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания,
в отсутствии представителей:
- заявителя (не явился, уведомлен надлежащим образом);
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Эктив Групп" (не явился, сведения о надлежащем уведомлении лица в материалах дела имеются); установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 6215э от 14.12.2015 г.) по факту размещения конструкции в ТРЦ "Аура", находящейся по адресу: г. Новосибирск, ул. Военная, д.5, с изображением бутылки водки "Беленькая", а так же на эскалаторах и ограждениях информации с надписью: "водка Беленькая", с признаками нарушения Закона "О рекламе".
Новосибирским УФАС России по данному факту возбуждено дело. При рассмотрении установлено следующее.
В ТРЦ "Аура", находящемся по адресу: г. Новосибирск, ул. Военная, д.5, в атриуме 1,2,3 этажа над эскалатором, размещалась конструкция, подвешенная к потолочному креплению с информацией следующего содержания: "Беленькая_13 метров угольного фильтра_Качество выше ГОСТа", с изображением бутылки водки "Беленькая Люкс" и надписью: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью".
На эскалаторе ТРЦ размещалась надпись: "Беленькая_Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью", на перилах: "Беленькая_13 метров угольного фильтра_Качество выше ГОСТа", с изображением бутылки водки "Беленькая Люкс".
Реклама, на основании ч.1 ст.3 Закона "О рекламе" - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (ч.2 ст.3 Закона "О рекламе").
Соответственно, информация, размещенная на конструкциях в ТРЦ "Аура" следующего содержания: "Беленькая_13 метров угольного фильтра_Качество выше ГОСТа", с изображением бутылки водки "Беленькая Люкс" и надписью: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью", является рекламой.
Объектом рекламирования является алкогольная продукция - водка "Беленькая".
В силу п.6 ч.2 ст.21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. На основании ч.2.1 ст. 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама водки разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
Алкогольный продукт - водка "Беленькая", согласно характеристикам продукта, размещенным на этикетке, а так же сведениям из открытых источников (Акт осмотра сайта от 09.03.2016 г.), имеет крепость 40%, что является нарушением ч.2.1 ст.21 Закона "О рекламе".
На основании ч.7 ст.38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований пункта 6 части 2, части 2.1 статьи 21 Закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, в свою очередь, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч.7 ст.3 Закона "О рекламе").
Новосибирское УФАС России установлено, что деятельность в помещении ТРЦ "Аура", расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Военная, д.5, осуществляет ООО "СибСтройИнвест". Согласно пояснениям ООО "СибСтройИнвест" (вх. N 11995 от 28.12.15г.), ООО "Эктив Групп" разместило конструкцию с рекламой алкогольной продукции в ТРЦ "Аура", на основании договора аренды N59-ДР/ССИ-15 от 13.10.15г. с ООО "СибСтройИнвест".
В ответ на Определение о возбуждении дела от 28.01.16г., ООО "Эктив Груп" представило документы (вх.N 1491 от 19.02.16г.), согласно которым рекламные конструкции в ТРЦ "Аура" по адресу г. Новосибирск, ул. Военная, д.5 были размещены на основании Договора аренды, заключенного между ООО "СибСтройИнвест" и ООО "Эктив Груп". Рекламные изображения были предварительно согласованы с представителем собственника ООО "СибСтройИнвест" по электронной почте, до размещения рекламных конструкций.
Согласно п. 1.3 Договора от 13.10.2015 г., заключенного ООО "СибСтройИнвест" (Арендодатель) и ООО "Эктив Груп" (Арендатор), места используются в целях размещения конструкций для информационных материалов. Размещаемая информация должна соответствовать требованиям российского законодательства, в т.ч. закона "О рекламе". Обязанность по соблюдению данного требования возложена на Арендатора. В свою очередь, между ООО "Эктив Груп" и ООО "Медиа Альянс" заключен Договор на оказание услуг/выполнение работ N 28/10/15 от 28.10.2015 г., на основании которого, ООО "Медиа Альянс" является заказчиком на выполнение комплекса работ и услуг по реализации рекламной акции с упоминанием продукции водка "Беленькая" (п. 1 Договора на оказание услуг/выполнение работ N 28/10/15 от 28.10.2015 г.).
Соответственно, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, размещенной в ТРЦ "Аура" является ООО "Эктив Групп".
Так же, в представленном отзыве ООО "Эктив Груп" пояснило, что при размещении рекламных конструкции в ТРЦ "Аура" были предприняты все необходимые меры для соблюдения требований действующего Закона "О рекламе", в том числе пункта 6 части 2, части 2.1. статьи 21 Закона "О рекламе". По мнению Общества, торгово-развлекательный центр "Аура" является стационарным торговым объектом с многофункциональным торгово-развлекательным комплексом, в котором размещаются многочисленные магазины по продаже разнообразных товаров и предоставлению услуг, в том числе, в здании ТРЦ осуществляется розничная реализация алкогольной продукции и соответственно рекламируемого товара. При этом, здание ТРЦ не подпадает под признаки детского, образовательного, оздоровительного учреждения. Не используется для размещения театра, цирка, музея, дворца культуры, концертного и выставочного зала, библиотеки, лектория, планетария. Расстояние от ближайшей рекламной конструкции до детской площадки внутри ТРЦ, по кратчайшему маршруту превышает 150 метров.
Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что данные доводы являются ошибочными в связи со следующим.
ТРЦ "Аура" является многофункциональным торгово-развлекательным центром, в котором имеется кинотеатр, размещаются многочисленные магазины по продаже различного рода товаров (в том числе детских), а так же детские развлекательные центры и площадки, что подтверждается информацией с официального сайта ТРЦ "АУРА": http://planeta-mall.ru/aura/.
Наличие указанных фактов, свидетельствует о нарушении п.6 ч.2 ст.21 Закона "О рекламе".
В рассматриваемом случае стационарными торговыми объектами, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, являются части здания данного ТРЦ (магазины, бары, кафе и др.), соответствующие специальным требованиям.
Следовательно, размещение Обществом рекламной конструкции с рассматриваемой рекламой вне зоны объектов, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, нарушает часть 2.1 статьи 21 Закона "О рекламе"
Таким образом, в действиях ООО "Эктив Груп" содержатся нарушения п. 6 ч.2, ч. 2.1 ст. 21 Закона "О рекламе"
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в декабре 2015 г.:
- на конструкции, подвешенной к потолочному креплению, в атриуме 1,2,3 этажа над эскалатором, следующего содержания: "Беленькая_13 метров угольного фильтра_Качество выше ГОСТа", с изображением бутылки водки "Беленькая Люкс" и надписью: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью";
- на эскалаторе ТРЦ следующего содержания: "Беленькая_Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью";
- на перилах следующего содержания: "Беленькая_13 метров угольного фильтра_Качество выше ГОСТа", с изображением бутылки водки "Беленькая Люкс",
ненадлежащей рекламой,
а ООО "Эктив Групп" нарушившим требования:
- пункта 6 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений,
- части 2.1 статьи 21 Закона "О рекламе", согласно которой реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
2. Выдать ООО "Эктив Групп" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "14" марта 2016 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 16/16
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"14" марта 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от "14" марта 2016 г. по делу N 16/16 о признании информации, размещенной в холле торгово-развлекательного центра "Аура" на конструкции, подвешенной к потолочному креплению следующего содержания: "Беленькая_13 метров угольного фильтра_Качество выше ГОСТа", с изображением бутылки водки "Беленькая Люкс", надписью "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью"; надпись, размещенную на эскалаторе следующего содержания: "Беленькая_Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью"; надпись, размещенную на перилах эскалатора следующего содержания: "Беленькая_13 метров угольного фильтра_Качество выше ГОСТа", с изображением бутылки водки "Беленькая Люкс", ненадлежащей рекламой,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Эктив Групп" (ИНН 6234088932, 390005 г. Рязань, ул. Стройкова, д.18, пом.3) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
- пункта 6 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений,
- части 2.1 статьи 21 Закона "О рекламе", согласно которой реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания,
в том числе информацию, следующего содержания: "Беленькая_13 метров угольного фильтра_Качество выше ГОСТа", с изображением бутылки водки "Беленькая Люкс", надписью "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью".
2. ООО "Эктив Групп" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "06" апреля 2016 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016