Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 10 марта 2016 г. N 325-Ж
Резолютивная часть решения оглашена "09" марта 2016 года г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено "10" марта 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее-Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N 2 от 12.01.2016 г. в составе:
Председатель комиссии:
<_> - <_>
Членов комиссии:
<_> - <_>
<_> - <_>
в присутствии представителей Заказчика - ОАО "Лесосервисная компания "ЮГРАЛЕСХОЗ" (далее - Заказчик) <_> - <_> и <_> - <_>;
в отсутствии представителя ООО "САВИТУР-Аудит" (далее - Заявитель), уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы обращения, рассмотрев жалобу ООО "САВИТУР-Аудит" (вх. 26.02.2016 вх. N 325-ж), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия - Заказчика, при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание аудиторских услуг по проведению аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) за 2015 год ОАО "Югралесхоз" в два этапа. Извещение N 31603305568
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх.N 02/МО-1025 от 29.02.2016 г.). Рассмотрение жалобы назначено на 09.03.2016 г.
Как следует из содержания жалобы, Заказчиком установлены не соответствующие действующему законодательству критерии оценки заявок, а именно в подпункте 24 конкурсной документации критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, значимость критериев "цена качества" - 50 процентов, "квалификация участника закупки" - 50 процентов.
На основании изложенного, Заявитель просит:
1) Рассмотреть жалобу по существу;
2) Приостановить проведение процедур открытого конкурса, до рассмотрения жалобы по существу;
3) Признать жалобу Заявителя обоснованной.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из документов, закупочная деятельность Заказчика осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) и Положением о проведения закупок товаров, работ, услуг ОАО "Лесосервисная компания "ЮГРАЛЕСХОЗ", утвержденным Советом директоров ОАО "Лесосервисная компания "ЮГРАЛЕСХОЗ", Протокол от 21.07.2015 N 5 (далее - Положение о закупках).
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Действие Закона о закупках распространяется на закупки всех товаров, работ, услуг, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 1 Закона о закупках.
Пунктом 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее ----- Закон об аудиторской деятельности) (пункт 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Учитывая, что правоотношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, с осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности, исключены из сферы регулирования Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при осуществлении таких закупок не могут быть обжалованы в антимонопольный орган в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
При осуществлении закупочных процедур по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе, лица, поименованные в части 2 статьи 1 Закона о закупках, не приобретают статус государственного или муниципального заказчика в понимании Закона о контрактной системе.
Следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков при осуществлении закупок, связанных с указанными правоотношениями, в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что в силу части 5 статьи 15 Закона о закупках и статьи 5 Закона об аудиторской деятельности отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и проведения закупочных процедур, осуществляемых при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций, соответственно должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, указанные закупки относятся к торгам, обязательным в силу законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, жалобы на действия (бездействие) заказчика при осуществлении данных закупок подлежат рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции как жалобы на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как было указано выше жалоба ООО "САВИТУР - Аудит" рассматривается Ханты-Мансийским УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Настоящий конкурс проводится в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Как подтверждается представленными документами, 11.02.2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение N31603305568 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание аудиторских услуг по проведению аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) за 2015 год ОАО "Югралесхоз" в два этапа.
Согласно представленным документам, конкурсная документация подготовлена в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, Законом о контрактной системе, Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими размещение закупки.
На основании журнала регистрации заявок от участников закупок зарегистрировано две заявки в составе пакетов документов:
ООО "Профитек", регистрационный номер заявки 1-2016-01;
ООО "Растам - Аудит", регистрационный номер заявки 1-2016-02.
На основании уведомления антимонопольного органа о поступлении жалобы исх. N от 26.02.2016 N 02/МО-1025, Заказчиком была приостановлена процедура закупки, в связи с чем, заседание комиссии по вскрытию конвертов и сопоставления заявок участников закупки не проводилось.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, установлено, что критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, установленные Заказчиком в конкурсной документации, не соответствуют, правилам, установленным Постановлением Правительства от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
В соответствии с пунктом 9 Правил оценки заявок, сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" не должна превышать величину значимости критерия оценки "цена контракта".
В данном случае в конкурсной документации величина критериев оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" равна величине значимости критерия оценки "цена контракта" и выглядит следующим образом:
- "цена контракта" (минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) -50%;
- "квалификация участника закупки" (минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) -50%;
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что после поступления уведомления о поступлении жалобы (исх. от 29.02.2016 N 02/МО-1025), Заказчиком внесены изменения в пункт 24 раздела 1.2 конкурсной документации, в части установления величины критериев.
Согласно новым изменениям величины критериев установлены Заказчиком в соответствии с Правилами оценки заявок и распределены следующим образом:
- "цена контракта" (минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) -60%;
- "квалификация участника закупки" (минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) -40%;
Таким образом, действия Заказчика по внесению изменений в конкурсную документацию фактически были направлены на устранение нарушений пункта 9 Правил оценки заявок.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
Как было указано выше, Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию. Кроме того из представленных документов следует, что изменения также внесены и в извещение о проведении конкурса.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Аналогичные условия внесения изменений в извещение и документацию установлены пунктами 2.2.1 и 2.5.1 конкурсной документации.
Согласно извещению (до внесения изменений) срок подачи заявок установлен с "12" февраля по "04" марта 2016 г. (до 10-00 часов). Изменения в конкурсную документацию внесены Заказчиком 01.03.2016 г., т.е. за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, что свидетельствует о нарушении части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе. Нарушение сроков допущено и при внесении изменений в извещение о проведении конкурса, что также свидетельствует о нарушении Заказчиком части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В связи с изменением в конкурсную документацию Заказчиком, в извещение установлены новые сроки подачи заявок. Согласно изменениям в извещении срок подачи заявок установлен с "12" февраля по "10" марта 2016 г. (до 10-00 часов). При этом изменения в извещение и в конкурсную документацию размещены на официальном сайте 01.03.2016 г.
Таким образом, с момента внесения изменений в извещение и в конкурсную документацию (01.03.2016 г.) и до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (10 марта 2016 г.) срок подачи заявок на участие в конкурсе фактически составил 9 календарных дней. Однако в соответствии с требованиями части 4 статьи 49, части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, срок подачи заявок на участие в конкурсе с учетом выходных и праздничных дней должен был установлен Заказчиком до 17 марта 2016 года.
Учитывая изложенное, срок для подачи заявок на участие в конкурсе составил менее минимально допустимых законом десяти рабочих дней.
Таким образом, антимонопольным органом правомерно установлено, что определенные организатором торгов условия подачи заявок в совокупности с существенно сокращенным сроком на их выполнение, по сути, нарушают требования к организации и порядку проведения открытых торгов, являясь не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в торгах всем желающим принять в них участие.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В результате вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком допущено нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в сокращении сроков подачи заявок на участие в конкурсе, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "САВИТУР-Аудит" на действия Заказчика - ОАО "Лесосервисная компания "ЮГРАЛЕСХОЗ" при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание аудиторских услуг по проведению аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) за 2015 год ОАО "Югралесхоз" в два этапа, необоснованной.
2. Признать ОАО "Лесосервисная компания "ЮГРАЛЕСХОЗ" нарушившим часть 4 статьи 49, часть 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать ОАО "Лесосервисная компания "ЮГРАЛЕСХОЗ" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции"
4. Выдать ОАО "Лесосервисная компания "ЮГРАЛЕСХОЗ" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения порядка организации проведения торгов, в части необходимости внесения изменений в извещение о проведении закупки.
Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии:
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 10 марта 2016 г. N 325-Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016