Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <_> рассмотрев протокол об административном правонарушении от 26.02.2016 г. и материалы дела N 1/т об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, директора Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Акташ" муниципального образования "Улаганский район" <_> установил:
Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13) в присутствии <_>
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в действиях МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" установлены нарушения части 5 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В ходе рассмотрения материалов административного дела N 1/т от 29.01.2016 г. должностным лицом УФАС по РА установлено следующее:
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Федерального закона о закупках) федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе муниципальными унитарными предприятиями.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона о закупках установлено, что Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Во исполнение требований ст. 2 Федерального закона о закупках директором МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" <_> 03.08.2015 г. утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" (далее Положение).
Пунктом 5.2 Положения определено, что при закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 5 000 000 рублей, допускается закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При рассмотрении документов, представленных МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" (вх. N 134 от 21.01.2016 г., вх. N 188 от 26.01.2016 г.) установлено, что данным хозяйствующим субъектом заключены договоры поставки нефтепродуктов:
- N ОТ119/15 от 04.08.2015 г., дополнительное соглашение N Н/1 от 04.08.2015 г. к договору поставки нефтепродуктов N ОТ119/15 от 04.08.2015 г. на сумму 2 500 000 (два миллиона пятьсот тысяч рублей 00 копеек);
- N 05/11-15 от 05.11.2015 г., дополнительное соглашение N 1 от 05.11.2015 г. к договору поставки нефтепродуктов N 05/11-15 от 05.11.2015 г. на сумму 4 140 000 (четыре миллиона сто сорок тысяч рублей 00 копеек), дополнительное соглашение N 2 от 10.12.2015 г. к договору поставки нефтепродуктов N 05/11 от 05.11.2015 г. на сумму 4 140 000 (четыре миллиона сто сорок тысяч рублей 00 копеек).
Сведения о данных договорах размещены МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" 26.01.2016 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет ("zakupki.gov.ru") в реестре отчетности по договорам (223-ФЗ) (договоры, заключенные заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) за период с августа по ноябрь 2015).
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусмотрено, что заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 данного Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. В случае, если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями данного Федерального закона утвержденного положения о закупке.
Так как Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" утверждено 03.08.2015 г., а в ЕИС размещено 19.01.2016 г. (реестровая запись N 1160093871) МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" обязано в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупках товаров, работ, услуг руководствоваться положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
<_> в пояснениях, представленных 26.01.2016 г., 02.02.2016 г. (вх N 188, N270) в адрес управления подтверждает, что предприятие не имело возможности зарегистрироваться на официальном сайте "zakupki.gov.ru", так как отсутствовала электронная цифровая подпись.
Данные пояснения должностное лицо УФАС по РА считает необоснованными, так как МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" имело возможность в установленном порядке получить электронную цифровую подпись и зарегистрироваться на официальном сайте "zakupki.gov.ru". Однако МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" не предприняты все зависящие от него меры в целях недопущения нарушений федерального законодательства.
Материалами дела подтверждается, что МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" при заключении вышеназванных договоров положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не использовало (отсутствуют правовые основания для заключения договоров поставки на сумму, свыше 100 тыс. руб. без предварительного проведения торгов).
Следовательно, МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" нарушило порядок осуществления закупок товаров, так как до размещения на официальном сайте "zakupki.gov.ru" Положения обязано было руководствоваться положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Исходя из ст. 7 Федерального закона о закупках за нарушение требований данного закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ - осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Распоряжением Администрации муниципального образования "Улаганский район" N 61-7/1 от 27.05.2015 <_> с 27.05.2015 г. назначен директором МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Акташ" МО "Улаганский район". На основании данного распоряжения с <_> заключен трудовой договор (контракт) от 27.05.2015 г. Дополнительным соглашением N 2 от 31.12.2015 г. действие трудового договора от 27.05.2015 г. продлено с 31.12.2015 г. по 26.05.2016 г.
В соответствии с п. 6.2 Устава муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Акташ" муниципального образования "Улаганский район", единоличным исполнительным органом предприятия является директор.
В соответствии с п. 6.7 Устава директор, действуя на основе единоначалия, самостоятельно решает вопросы руководства текущей деятельностью предприятия, отнесенные к его компетенции ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", настоящим уставом, трудовым договором, должностной инструкцией и решениями собственника имущества предприятия.
С учетом изложенного, директор МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" <_> является должностным лицом, действия которого образуют состав нарушения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Вина должностного лица, директора МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" <_> установлена и состоит в осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке (осуществление закупки по 223-ФЗ, в то время как Положение не размещено на официальном сайте).
<_> не мог не знать о требованиях Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части обязанности размещения Положения на сайте "zakupki.gov.ru" или осуществления закупок в порядке, предусмотренном Федеральным ом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами проведенного УФАС по РА анализа документов и материалами официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет ("zakupki.gov.ru") по осуществлению закупочной деятельности МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район".
Лицо, совершившее административное правонарушение - должностное лицо, директор МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" <_>
Событие административного правонарушения: осуществление закупок товаров, работ, услуг, в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке (осуществление закупки по 223-ФЗ, в то время как Положение не размещено на официальном сайте).
Место совершения правонарушения: Республика Алтай, с. Акташ, ул. Ст. Мохова, 20 (адрес МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район").
Время совершения правонарушения: 04.08.2015 г., 05.11.2015 г. (даты, когда МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" заключило договоры поставки нефтепродуктов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)).
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях - часть 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Осуществление должностным лицом закупок у единственного поставщика в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в то время как Положение не размещено на официальном сайте привело к нарушению порядка осуществления закупок (обязано было руководствоваться положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" которым предусмотрено проведение в данном случае конкурентных способов закупки (запрос котировок, электронный аукцион)), создало условия для ограничения, недопущения конкуренции, поскольку лишило возможности участвовать в закупке потенциальных участников, в связи с чем данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
02.02.2016 г. МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" в адрес УФАС по РА представило информацию (вх. N 270), в которой подтверждает, что нарушило порядок осуществления закупок.
В соответствии с требованиями ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии с требованиями ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
Руководствуясь статьями 2.4, 7.32.3, 23.83, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
1) Признать в действиях должностного лица, директора МУП "ЖКХ Акташ" МО "Улаганский район" <_> состав нарушения части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке (осуществление закупки по 223-ФЗ, в то время как Положение не размещено на официальном сайте), что является нарушением ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2) Назначить <_> административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", приказу ФАС России от 24.04.2015 г. N 304/15 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84630405, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 16111602010016000140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 4-71-39.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Улаганский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 9 марта 2016 г. N 1/Т
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016