Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 29 февраля 2016 г.
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Е.А. Скоп- главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 20/16, по факту размещения в ноябре 2015 г. рекламной конструкции в торгово-развлекательном центре "АУРА", находящемся по адресу: г. Новосибирск, ул. Военная, 5 (далее- ТРЦ "Аура"), с признаками нарушения:
- пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений,
- части 2.1 статьи 21 Закона "О рекламе", согласно которой реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания,
в отсутствии представителей:
- заявителя - физического лица;
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Мартин Иден" (не явился, уведомлен надлежащим образом), установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 5642э от 09.11.2015 г.) по факту размещения конструкции в ТРЦ "Аура", находящегося по адресу: г. Новосибирск, ул. Военная, д.5, с изображением бутылки шампанского "Левъ Голицынъ" и наполненного фужера, с признаками нарушения Закона "О рекламе".
Новосибирским УФАС России по данному факту возбуждено дело. При рассмотрении установлено следующее.
В ноябре 2015 г., на рекламной конструкции торгово-развлекательного центра "Аура", находящегося по адресу: г. Новосибирск, ул. Военная, д.5, у главного входа в ТРЦ, в атриуме 1,2,3 этажа над центральным эскалатором, подвешенных от потолочного крепления в виде 3 кубов, скрепленные между собой креплениями, с текстом следующего содержания: "НАСЛЕДНИК ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ", с изображением бутылки шампанского "Левъ Голицынъ", наполненного фужера и надписью на каждой стороне куба: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью".
На основании ч.1 ст.3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (ч.2 ст.3 Закона "О рекламе").
Соответственно, информация, размещенная на конструкции в ТРЦ "Аура" следующего содержания: "НАСЛЕДНИК ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ", с изображением бутылки шампанского "Левъ Голицынъ", наполненного фужера и надписью на каждой стороне куба: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью", является рекламой.
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 "О внесении изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Закон N 218-ФЗ), с 1 июля 2012 года под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Шампанское "Лев Голицын" является алкогольным напитком, согласно Свидетельству о государственной регистрации продукта NRU.78.01.08.018.Е.000831.12.10 от 27.12.2010 г., имеет содержание спирта 10,5%-13%.
Следовательно, объектом рекламирования является алкогольная продукция - шампанское "Левъ Голицынъ".
В силу п.6 ч.2 ст.21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. На территории ТРЦ "АУРА" находятся детские развлекательные центры и площадки, что подтверждается информацией с официального сайта ТРЦ "АУРА": http://planeta-mall.ru/aura/, данное обстоятельство свидетельствует о нарушении п.6 ч.2 ст.21 Закона "О рекламе".
На основании ч.2.1 ст. 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
ТРЦ "Аура" является многофункциональным торгово-развлекательным центром, в котором размещаются многочисленные магазины по продаже различного рода товаров (в том числе детских), кинотеатр, детский городок. В рассматриваемом случае стационарными торговыми объектами, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, являются части здания данного ТРЦ (магазины, бары, кафе и др.), соответствующие специальным требованиям.
Следовательно, размещение Обществом рекламной конструкции с рассматриваемой рекламой вне зоны объектов, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, нарушает требования части 2.1 статьи 21 Закона "О рекламе"
На основании ч.7 ст.38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований пункта 6 части 2, части 2.1 статьи 21 Закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, в свою очередь, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч.7 ст.3 Закона "О рекламе").
Новосибирским УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама размещена в помещении ТРЦ "Аура", на основании договора аренды N55-ДР/ССИ-15 от 23.09.15г. заключенного между ООО "СибСтройИнвест" (Арендодатель) и ООО "Мартин Иден" (Арендатор).
Согласно п. 1.3 Договора аренды от 23.09.2015 г., места используются в целях размещения конструкций для информационных материалов. Размещаемая информация должна соответствовать требованиям российского законодательства, в т.ч. закона "О рекламе". Обязанность по соблюдению данного требования возложена на Арендатора.
В свою очередь ООО "Мартин Иден" представило документы (вх.N 6166э от 09.12.15г.,вх.N 11313 от 09.12.15г.), согласно которым ООО "Мартин Иден" на основании договора N01-07-2014 с ООО "РБ Хет трик" от 06.06.14г., является Заказчиком услуг по изготовлению рекламной конструкции "НАСЛЕДНИК ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ", с изображением бутылки шампанского "Левъ Голицынъ", наполненного фужера и надписью на каждой стороне куба: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью.
Соответственно, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, размещенной в ТРЦ "Аура" является ООО "Мартин Иден" (ИНН 7720510960, 111123 г. Москва, ш. Энтузиастов, д.60, стр.1).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать информацию, размещенную в ноябре 2015 г. у главного входа, в холле торгово-развлекательного центра "Аура", на конструкции, монтированной к потолочному креплению на 3 кубах, скрепленных между собой креплениями, с текстом следующего содержания: "НАСЛЕДНИК ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ", с изображением бутылки шампанского "Левъ Голицынъ" и наполненного фужера. На каждой стороне куба имеется надпись: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью", ненадлежащей рекламой,
а ООО "Мартин Иден" нарушившим требования:
- пункта 6 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений,
- части 2.1 статьи 21 Закона "О рекламе", согласно которой реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
2. Выдать ООО "Мартин Иден" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 20/16
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"14" марта 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от "14" марта 2016 г. по делу N 20/16 о признании информации, размещенной в ноябре 2015 г., у главного входа, в холле торгово-развлекательного центра "Аура",, на рекламной конструкции, монтированной к потолочному креплению на 3 кубах, скрепленных между собой креплениями, с текстом следующего содержания: "НАСЛЕДНИК ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ", с изображением бутылки шампанского "Левъ Голицынъ" и наполненного фужера. На каждой стороне куба имеется надпись: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью", ненадлежащей рекламой,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Мартин Иден" (ИНН 7720510960, 111123 г. Москва, ш. Энтузиастов, д.60, стр.1) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
- пункта 6 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений,
- части 2.1 статьи 21 Закона "О рекламе", согласно которой реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания,
в том числе информацию, следующего содержания: "НАСЛЕДНИК ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ", с изображением бутылки шампанского "Левъ Голицынъ" и наполненного фужера.
2. ООО "Мартин Иден" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "06" апреля 2016 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016