Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 20 апреля 2016 г. N Р16/11
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
<_>
<_> |
- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ; - ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,
|
рассмотрев дело N Р16/11, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в информационно-рекламном издании "Наша Газета Тюмень" от 29.12.2015 г. N 52 (58) на стр. 6 рекламы пищевой добавки "Секрет Бобра",
при участии:
от ИП <_> - <_> (по доверенности N 6 от 20.04.2016 г.)
от ИП <_> - представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое отправление N 62500097448766), установила:
Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1346 от 20.12.2012 г., в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт размещения рекламы пищевой добавки "Секрет Бобра" с указанием на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, в информационно-рекламном издании "Наша Газета Тюмень" от 29.12.2015 г. N 52 (58) на стр. 6.
Определением NР16/11-01 от 17.02.2016 г. было возбуждено дело NР16/11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В данной рекламе пищевой добавки "Секрет Бобра", распространяемой в информационно-рекламном издании "Наша Газета Тюмень" от 29.12.2015 г. N 52 (58) на стр. 6, информация направлена на привлечение внимания потребителей именно к пищевой добавке "Секрет Бобра".
Таким образом, информация о пищевой добавке "Секрет Бобра", размещенная в информационно-рекламном издании "Наша Газета Тюмень" от 29.12.2015 г. N 52 (58) на стр. 6, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе" и является рекламной, где объектом рекламирования является пищевая добавка "Секрет Бобра".
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона "О рекламе" является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Вместе с тем, вышеупомянутая реклама содержит ссылки на конкретные случаи улучшения состояния здоровья человека в результате применение пищевой добавки "Секрет Бобра": "Секрет Бобра" с пантами алтайского марала - это тот продукт, который я советую всем знакомым. Дело в том, что у меня были проблемы с нервной системой, - я перенесла инсульт. Ноги не держали, говорила невнятно, а рука просто не слушалась. Но после приема 2-х курсов "Секрета Бобра" я ощутила, что все эти проблемы исчезают. Спасибо вам за шанс на нормальную жизнь! Людмила Петровна, г.Великий Новгород"; "Секрет Бобра" с пантами алтайского марала - мой спаситель! Я перенес инсульт и паралич левой стороны тела. Также мучили боли в области сердца, головные боли, одышка. За 3 курса приема "Секрета Бобра" прошел паралич, исчезла отдышка и прошли головные боли. Я стал ходить в магазин, больше не чувствую постоянной усталости. Буду и дальше принимать вашу продукцию, которая делает жизнь людей преклонного возраста энергичной и счастливой! Владимир Иванович, г.Санкт-Петербург"; "стал принимать "Секрет Бобра" с панталами алтайского марала по совету знакомого врача по поводу ослабления организма (усталость, импотенция). Уже в середине 1-го курса с начала приема препарата я был очень удивлен тем, что восстановилась потенция, возросла работоспособность, появилось много сил, энергии. Сегодня работаю на двух работах, строю гараж, занимаюсь дачей. Энергии как у восемнадцатилетнего, а мне все 50! Валерий Михайлович Златоустов, г.Тверь"; "Несколько месяцев назад приобрел "Секрет Бобра" с пантами алтайского марала для своей жены. С годами у нее, как и у множества других людей, развилась гипертония, часто были головные боли. Помимо этого, беспокоили суставы, пораженные артритом, ей было тяжело ходить. Я очень хотел помочь жене, поэтому, узнав о "Секрете Бобра" с пантами алтайского марала, решил приобрести его. С началом приема препарата супруга начала чувствовать себя намного лучше. После применения нескольких курсов давление нормализовалось, прошли головные боли, поднялось настроение. Да и сильные боли в ногах оставили в покое - она намного больше двигается, так как чувствует прилив сил. Также у нее восстановился сон. Спасибо вам огромное за такие хорошие перемены в жизни моей жены. Олег Юрьевич, г.Екатеринбург", а также создает впечатление о том, что пищевая добавка "Секрет Бобра" обладает лечебными свойствами: "_Комплекс бобровой струи, пантов алтайского марала характеризуется мощным, эффективным действием при самых критических состояниях организма, когда традиционная медицина бессильна_Все активные компоненты в составе композиции полностью (на 100%) усваиваются организмом, помогая ему быстро восстановить ослабленные функции органов и систем организма - при отягощенных нервных и сердечно-сосудистых заболеваниях (включая эпилепсию, онемение конечностей); - при выраженном рассеянном склерозе; - при сильных головных болях; - при параличе; - при хроническом воспалении мочевых путей; - при бесплодии; - при хронических и отягощенных гинекологических воспалениях; - при запущенной стадии аденомы предстательной железы; - при стремительном разрушении печени; - при сильных воспалительных процессах суставов, поясницы; - при ранах, ожогах, дерматитах и других нарушениях кожного покрова; - при постоянном головокружении, нарушении слуха, шуме в ушах; - после перенесенных тяжелых заболеваний, травм, хирургических вмешательств для быстрого восстановления и повышения работоспособности, умственных способностей; - при резком ухудшении зрения; - при изменении артериального давления (способствует коррекции до нормального уровня); - для быстрого восстановления иммунитета; - при хроническом упадке сил; - при половом бессилии; - при похмельном синдроме, отравлении алкоголем.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Как следует из п. 4 ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств, лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств, в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 428н утвержден административный регламент Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с этим регламентом, документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
В данном случае, в материалы дела не представлено доказательств, что пищевая добавка "Секрет Бобра" является лекарственным средством.
Вместе с тем, как указано в рассматриваемой рекламе, пищевая добавка "Секрет Бобра" не является лекарственным средством.
Следовательно, обозначенная выше реклама не соответствует требованиям п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку содержит ссылки на конкретные случаи улучшения состояния здоровья людей и создает впечатление о том, что пищевая добавка "Секрет Бобра" обладает лечебными свойствами, поскольку содержит целый перечень заболеваний, от которых может исцелить данный продукт.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела, рекламораспространителем выше указанной рекламы является ИП <_> (625000, г. Тюмень, ул. <_>) как лицо, осуществляющее распространение вышеуказанной рекламы в информационно-рекламном издании "Наша Газета Тюмень".
Согласно документам, представленным ИП <_> рекламодателем рассматриваемой рекламы, является ИП <_> (договор на оказание рекламных услуг N 1198 от 25.12.2015 г., приложение к договору N 1198 от 25.12.2015 г. заявка N 1 на производство и размещение рекламных и/или информационных материалов, приходный кассовый ордер N 1165 от 25.12.2015 г., приходный кассовый ордер N 30 от 20.01.2016 г.).
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, представитель ИП <_> пояснила, что реклама выходила только в одном номере, что также подтверждается заявкой N1 на производство и размещение рекламных и/или информационных материалов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ИП <_> предписания о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу пищевой добавки "СекретБобра", размещенную в информационно-рекламном издании "Наша Газета Тюмень" от 29.12.2015 г. N 52 (58) на стр. 6, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с отсутствием основания.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
<_>
|
Члены комиссии |
|
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20 апреля 2016 г. N Р16/11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016