Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 05-12/07-2016 (опубликовано 26 апреля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<>
Члены Комиссии:
<>
<>
рассмотрев 22.04.2016 дело N 05-12/07-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии:
представителя индивидуального предпринимателя У. Б., действующей по доверенности от 01.05.2015;
директора ООО "Вира" К.,
в отсутствие заявителей К.и Я., извещены установила:
16.03.2016 в Бурятское УФАС России поступило обращение гражданки Я. (вх. N 1246), указывающее на распространение в г. Улан-Удэ рекламы следующего содержания: "о_у_еть крепкие российские металлические двери. Доставка и установка в подарок. Сроки акции-12-31 марта 2016 г. Вегос-М. Ольхон. 300-400. vegosm.ru", в которой, по её мнению, содержится нецензурное выражение.
16.03.2016 к дежурному прокурору обратилась гражданка К. по факту распространения на рекламной конструкции на пересечении улиц Калашникова и Жердева в 44 квартале г. Улан-Удэ рекламы, в которой содержится надпись неоднозначного и неприличного содержания - "о_у_еть"".
Обращение гражданки К. 24.03.2016 направлено Прокуратурой Республики Бурятия в Бурятское УФАС России (вх. N 1445) для рассмотрения и принятия правового решения.
16.03.2016 в Бурятское УФАС России поступил телефонный звонок от гражданина М. (учетная карточка телефонного обращения гражданина от 16.03.206) о принятии мер реагирования по факту распространения ненадлежащей рекламы.
Обсуждение данной рекламы на соответствие части 6 статьи 5 Закона о рекламе, было внесено в повестку заседания экспертно-консультативного совета по применению законодательства о рекламе при Бурятском УФАС России, состоявшегося 05.04.2016.
Экспертно-консультативный совет образован при Бурятском УФАС России в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением и предупреждением нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с Положением об экспертно-консультативном совете основными задачами экспертного совета являются, в том числе, экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение экспертного совета; оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации и пр.
Члены экспертно-консультативного совета в лице представителей Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия, Министерства культуры Республики Бурятия и Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия высказали мнение о том, что в рекламе содержится завуалированная нецензурная брань.
Так, решением подавляющего числа членов совета признано, что указанная реклама не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе и распространение такой рекламы недопустимо.
11.04.2015 сотрудниками отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России установлено, что в г. Улан-Удэ, по ул. Жердева перед АЗС "Восточная сеть" (в районе ТЦ "Гвоздь") распространяется вышеуказанная реклама, о чем составлен акт и произведена фотосъемка.
Также установлено, что реализация рекламируемого товара осуществлялась, в том числе на втором этаже торгового центра "Вегос-М", расположенном по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов, 2 "б".
Продавцом объекта рекламирования являлась ИП У., в подтверждение чего произведена фотосъемка "уголка потребителя".
15.04.2016 Бурятским УФАС России возбуждено дело N 05-12/07-2016 по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе, ИП У. привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика; ООО "Вира" в качестве заинтересованного лица, Я.и К.в качестве заявителей.
Рассмотрение дела состоялось 22.04.2016.
Представитель ИП У. с нарушением законодательства о рекламе не согласилась и считает, что в содержании рекламы отсутствует нецензурное слово.
Б. заявила, что при изготовлении рекламы у рекламодателя не было намерения привлечь внимание потребителей посредством использования в рекламе бранного слова.
Аналогичную позицию высказала представитель ООО "Вира" и сообщила, что в содержании рекламы буквы "Ч" и "М" были затушеваны с целью привлечения внимания потребителей рекламы к самому графическому исполнению рекламы.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама следующего содержания: "о_у_еть крепкие российские металлические двери. Доставка и установка в подарок. Сроки акции-12-31 марта 2016 г. Вегос-М. Ольхон. 300-400. vegosm.ru" соответствует вышеуказанному понятию рекламы.
19.01.2016 между ИП У. и ООО "Вира" заключен договор возмездного оказания услуг, на основании которого по заявке ИП У. от 25.02.2016 ООО "Вира" изготовило рекламные видеоролики и графические макеты для полиграфии в целях распространения в наружной рекламе и в местах реализации объекта рекламирования.
В соответствии с заявкой ИП У. в рекламном видеоролике в кадре должен сидеть мужчина, по внешнему виду которого видно, что он вор; увеличивающаяся надпись "Очуметь! Крепкие двери". По двери бьет молот, при этом у надписи очуметь отлетают 2 и 4 буквы.
Композиция графического макета для размещения на биллбордах вдоль автомобильных дорог и в местах реализации согласно заявке ИП У. должна быть выполнена следующим образом: вор из рекламного ролика сидит у металлической двери. Дверь целая. Над ним надпись "Очуметь! Крепкие двери" с отвалившимися от попыток взлома буквами "Ч" и "М".
ООО "Вира" по заявке ИП У. изготовило 8 графических макетов и 2 рекламных видеоролика.
Согласно акту выполненных работ от 10.03.2016 макеты рекламы и рекламные видеоролики были согласованы с ИП У., о чем свидетельствуют подписи исполнителя и заказчика.
Оплату за оказание услуг по изготовлению рекламы по платежному поручению N 117 от 16.03.2016 произвела ИП У.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, ИП У. является рекламодателем, т.к. определила объект рекламирования и содержания рекламы, а также являлась продавцом объекта рекламирования в период проведения рекламной акции.
Общие требования к рекламе закреплены в статье 5 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с толковым словарем русского языка под редакцией Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (Издательство "Азбуковник, М., 1999; далее - толковый словарь) "бранный" - содержащий брань; "брань" - это осуждающие или обидные слова, ругань.
В соответствии с толковым словарем слово "очуметь" означает потерять соображение, одуреть.
На рекламных конструкциях в г. Улан-Удэ распространялась реклама, в которой буквы "Ч" и "М" затушеваны и менее заметны для потребителей рекламы. Кроме того, в рассматриваемой рекламе использован образ вора, т.е. человека, пытающегося совершить преступление, тем самым нарушающего сложившиеся в обществе нравственные нормы и способного использовать в речи бранные и неприличные выражения.
Следовательно, в совокупности визуально-графическое исполнение рекламы придало ей двусмысленность и небезосновательно вызвало у обративших в Бурятское УФАС России потребителей рекламы ассоциацию о наличии в рекламе бранного слова "о_у_еть".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Поскольку решение вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных и (или) оскорбительных специальных знаний не требуется, то оценка восприятия рекламы и вопрос использования в ней выражения "о_у_еть" как бранного и непристойного произведена с позиции рядового потребителя, а также с учетом мнения членов экспертно-консультативного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе.
Данная реклама доступна для всеобщего восприятия всех без исключения категорий населения, включая такую группу потребителей рекламы, как лица, не достигшие совершеннолетнего возраста в связи чем, Комиссия считает, что распространение подобного рода рекламы недопустимо.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 33 и 36 Закона "О рекламе", пунктами 37-46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "о_у_еть крепкие российские металлические двери. Доставка и установка в подарок. Сроки акции-12-31 марта 2016 г. Вегос-М. Ольхон. 300-400. vegosm.ru", поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ИП У. обязательное для исполнения предписание о прекращении в срок до 05 мая 2016 года распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
26 апреля 2016 г. г. Улан-Удэ Дело N 05-12/07-2016
Комиссия Бурятского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председателя Комиссии:
<>
Членов Комиссии:
<>
<>
руководствуясь статьями 33 и 36 Закона "О рекламе", пунктами 37-46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, на основании своего решения от 26.04.2016 года по делу N 05-12/07-2016 предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю У.в срок до 05.05.2016 прекратить нарушение части 6 статьи 5 Закона о рекламе, а именно:
- прекратить распространение ненадлежащей рекламы следующего содержания: "о_у_еть крепкие российские металлические двери. Доставка и установка в подарок. Сроки акции-12-31 марта 2016 г. Вегос-М. Ольхон. 300-400. vegosm.ru".
2. Индивидуальному предпринимателю У. о выполнении настоящего предписания сообщить в Бурятское УФАС России в письменном виде в срок не позднее 5 календарных дней со дня исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 05-12/07-2016 (опубликовано 26 апреля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016