Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 20 апреля 2016 г. N 281-Ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия", в присутствии:
- представителя Муниципального казенного учреждения Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства", действующего на основании Распоряжения N 16-кадр от 01.03.2016;
- члена аукционной комиссии, личность удостоверена на основании паспорта;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169300003316000208 на выполнение работ по текущему ремонту автодорог и тротуаров на территории Златоустовского городского округа (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 29.03.2016 Администрация Златоустовского городского округа объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Муниципальное казенное учреждение Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 000 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 14.04.2016 в 06:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Стройиндустрия" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы в аукционной документации заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям, тогда как объект закупки, а также начальная (максимальная) цена контракта обязывают установить указанное требование в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, согласились и при этом пояснили, что указанное в жалобе нарушение не повлияло на результаты закупки ввиду наличия конкурентной борьбы, снижения начальной (максимальной) цены контракта, а также соответствия участников закупки дополнительным требованиям по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
При этом как следует из буквального толкования данного положения Постановления дополнительные требования устанавливаются при проведении аукциона как открытым, так и закрытым способом.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупки которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, при наличии одновременно трех условий, заказчик обязан установить дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям, а именно:
- закупка осуществляется одним из способов, указанных в Приложении N 1 к Постановлению;
- объектом закупки должно быть выполнение работ строительных, включенных в код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок превышает 10 млн. рублей.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту автодорог и тротуаров на территории Златоустовского городского округа, которые в соответствии с извещением отнесены к коду ОКДП - 42.11.10.120 "дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги" с начальной (максимальной) ценой контракта - 22 000 000, 00 рублей.
Таким образом, в нарушение частей 2, 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям в порядке, предусмотренном Приложением 1 к Постановлению.
Вместе с тем, на заседании Комиссии заказчиком представлены следующие документы, подтверждающие опыт выполнения работ в соответствии с Постановлением.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок от 15.04.2016 (далее - протокол) заявки участников закупки - ООО "Трансхолдинг" (заявка N 2) и ООО "Златоустовское ДРСУ" (заявка N 1) допущены к участию в аукционе.
В отношении ООО "Златоустовское ДРСУ" заказчиком представлен муниципальный контракт N 108/1 от 19.08.2013 на выполнение работ по благоустройству территории Златоустовского городского округа (далее - контракт), в ходе выполнения которого необходимо осуществлять работы по устройству основания и покрытия автомобильной дороги.
Согласно пункту 1.8 контракта цена договора составляет 11 178 231, 00 рублей.
В качестве документов, подтверждающих исполнение обязательств, представлены акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ на сумму 11 178 231, 00 рублей.
В качестве документов, подтверждающих опыт выполнения работ ООО "Трансхолдинг", представлен государственный контракт от 15.09.2014 на выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге Обход города Челябинска, участок км 20+200 - км 20+450 (далее - контракт), в ходе выполнения которого необходимо осуществлять работы по устройству основания и нижнего слоя покрытия автомобильной дороги.
Согласно пункту 2.1 контракта цена договора составляет 5 210 470, 00 рублей.
В качестве документов, подтверждающих исполнение обязательств, заявителем представлены акт о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ на сумму 5 210 470, 00 рублей.
Таким образом, анализ представленных документов позволяет сделать вывод, что участники закупки обладают опытом выполнения работ, по критериям, установленным Постановлением.
2. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Аналогичные требования должны находить отражение в документации об аукционе в требования к составу второй части заявки в силу пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению и документации о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту.
Таким образом, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в извещении и документации о проведении электронного аукциона заказчиком не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
3. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
С учетом изложенного, условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в части предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и осуществления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно находить отражение в проекте контракта в силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в отношении подрядчика.
Вместе с тем, принимая во внимание снижение начальной (максимальной) цены контракта при проведении аукциона, необходимости выполнения работ с учетом их сезонного характера, наличия конкурентной среды при проведении аукциона (подано 2 заявки участников закупки), наличия у участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением, а также отсутствие материально-правовой заинтересованности участия в аукционе заявителя ввиду того, что заявка обществом не подавалась, антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, направленное на продолжение процедуры закупки.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 2,3,4 статьи 31, пунктов 6,7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пунктов 2,6 части 5 статьи 66, части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 281-ж/2016
об устранении нарушений законодательства
о контрактной системе
20 апреля 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В.
Кокшаровой И.О.
|
-
-
|
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России
|
на основании решения Челябинского УФАС России от 20.04.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169300003316000208 на выполнение работ по текущему ремонту автодорог и тротуаров на территории Златоустовского городского округа (далее - аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства" со дня размещения предписания в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) направить проект контракта победителю аукциона (единственному участнику), сформировав проект контракта с учетом решения N 281-ж/16 от 20.04.2016, в том числе предусмотреть в проекте контракта условия об ответственности подрядчика в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190.
2. Муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства" проверить при заключении контракта лицо, с которым заключается контракт, на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N1457.
3. ОАО "Единая электронная торговая площадка" с 20.04.2016 обеспечить Муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства" возможность исполнения данного предписания.
4. Муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в подтверждение исполнения предписания в течение трех рабочих дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России с сопроводительным письмом надлежащим образом заверенную копию заключенного муниципального контракта со всеми приложениями.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 апреля 2016 г. N 281-Ж/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016