Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 20 апреля 2016 г. N 04-05/2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Нестеренко Т.В |
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы; |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заявителя: Билана И.А. (доверенность от 11.04.2016);
Заказчика: Жемчужного И.В. (доверенность от 128.04.2016 N 5-8/14), Белых М.О. (доверенность от 18.04.2016 N 5-8/13);
Участника закупки ООО "Импульс": Загораева М.Н. (доверенность от 12.04.2016);
13 апреля 2016 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Первая топливная компания" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии, созданной заказчиком - ФБУ "Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей" (далее - единая комиссия), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку топлива дизельного летнего (извещение N 0324100010416000025).
Содржание жалобы:
Обжалуются действия единой комиссии, созданной заказчиком, в связи с неправомерным признаем заявки ООО "Импульс" соответствующей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе 18.04.2016 N 5-4/12.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закуп ки с учетом следующего.
17.03.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0324100010416000025 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку топлива дизельного летнего (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 18 180 000,00 рублей.
Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 31.03.2016 (далее - протокол от 31.03.2016) единой комиссией была рассмотрены вторые части заявки следующих участников аукциона:
Номер по ранжированию |
Порядковый номер заявки |
Наименование участника |
Предложение о цене контракта (руб.) |
1 |
N4 |
ООО "Импульс" |
13 998 600,00 |
2 |
N2 |
ООО "Товары надлежащего качества" |
14 899 000,00 |
3 |
N1 |
ООО "Севертрейд и К" |
14 907 600,00 |
4 |
N6 |
ООО "Стимул" |
14 998 500,00 |
5 |
N5 |
ООО "АЖК" |
15 990 000,00 |
6 |
N3 |
ООО "Первая топливная компания" |
15 998 400,00 |
Все заявки были признаны соответствующими документации об аукционе, победителем аукциона признан участник аукциона ООО "Импульс".
Заказчиком в Разделе 3 "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе установлены требования о предоставлении, в том числе следующих документов в составе второй части заявки на участие в аукционе:
59. |
Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки |
Лицензия на работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в соответствии с постановлением Правительства РФ N 193 от 06 марта 2012 года. | |
60. |
Подтверждение соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Копии следующих документов: паспорт качества летнего дизельного топлива | |
61. |
Решение об одобрении или о совершении крупной сделки |
Копия решения. |
Представитель Заявителя в заседании Комиссии Архангельского УФАС России сообщил, что ООО "Импульс" не направляло в составе второй части заявки решение единственного учредителя ООО "Импульс" от 01.03.2016 N3 об одобрении крупных сделок, действавшего в период проведения аукциона и распространяющегося на определенный перечень заказчиков, в том числе на ФБУ "Администрация "Севводпуть". Из указанного решения следует, что единственным учредителем одобрены сделки, заключаемые по итогам процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых на основании ФЗ "О контрактной системе", на сумму не превышающую 10 000 000,00 (десять миллионов) рублей.
Следует отметить, что исходя из установленного требования Заказчика к составу второй части заявки участник аукциона должен предоставить копию решения об одобрении или о совершении крупной сделки в любом случае, независимо от требований законодательства РФ.
Как подтверждается материалами дела во второй части заявки участника аукциона ООО "Импульс" отсутствуют лицензия на работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, паспорт качества летнего дизельного топлива, а также копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки.
Следовательно, вторая часть заявки ООО "Импульс" не соответствует требованиям пунктов 59, 60, 61 Раздела 3 "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 69 ФЗ "О контрактной системе" заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 указанного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона.
Таким образом, единая комиссия нарушила часть 6 статьи 69 ФЗ "О контрактной системе".
Как подтверждается материалами дела, участниками аукциона ООО "Товары надлежащего качества", ООО "Севертрейд и К", ООО "Стимул", ООО "АЖК", ООО "Первая топливная компания" во второй части заявок также не были представлены лицензия на работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки.
Следовательно, вторые части заявок ООО "Товары надлежащего качества", ООО "Севертрейд и К", ООО "Стимул", ООО "АЖК", ООО "Первая топливная компания" не соответствует требованиям пунктов 59, 61 Раздела 3 "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе.
Таким образом, единая комиссия нарушила часть 6 статьи 69 ФЗ "О контрактной системе".
В соответствии с частью 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Объектом закупки является поставка топлива дизельного летнего.
В части 5 приложения 3 "Техническое задание" документации об аукционе Заказчиком установлены требования к условиям поставки топлива, а именно:
"5.1. автомобильным транспортом
Дизельное топливо должно быть поставлено по указанному в заявке адресу в установленный в заявке срок. Приемка дизельного топлива будет осуществляться в автотранспорте участника. Участник (Перевозчик) должен иметь документы, подтверждающие тарированный объем цистерн специализированного автотранспорта. При приеме топлива будет осуществляться входной контроль с использованием экспресс лаборатории, в т.ч. с использованием ареометров, с действующим сроком поверки. В случае разногласия сторон о качестве поставленного топлива, прием топлива в нефтеналивное судно будет приостановлено на срок не менее 3-х (трех) рабочих дней до получения заключения специализированной лаборатории о соответствии топлива требованиям аукционной документации. Перегрузка дизельного топлива из специализированного автотранспорта в суда заказчика будет осуществляться силами заказчика, исключительно закрытым способом в соответствии с РД 212.0182-02 (Руководством по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, главой 6), на основании лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте имеющейся у заказчика.
5.2. водным транспортом и (или) через специализированные береговые объекты
Участник должен иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте. Нефтеналивные суда Поставщика (Перевозчика) или специализированные береговые объекты по перегрузке ГСМ должны быть оборудованы счетчиком объема нефтепродуктов с действующим документом о поверке счетчика, при отсутствии документа о поверке счетчика топливо приниматься не будет. Дизельное топливо должно быть поставлено по указанному в заявке адресу в установленный в заявке срок. Приемка дизельного топлива по качеству будет осуществлена в нефтеналивном судне участника. При приеме топлива будет осуществляться входной контроль с использованием экспресс лаборатории, в т.ч. с использованием ареометров, с действующим сроком поверки. В случае разногласия сторон о качестве поставленного топлива, прием топлива в нефтеналивное судно будет приостановлено на срок не менее 3-х (трех) рабочих дней до получения заключения специализированной лаборатории о соответствии топлива требованиям аукционной документации. Приемка дизельного топлива по объему из нефтеналивного судна участника или специализированных береговых объектов участника в суда заказчика будет осуществляться на основании показаний счетчика, перегрузка топлива осуществляется исключительно закрытым способом, в соответствии с РД 212.0182-02 (Руководством по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, главой 6)".
В пункте 28 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах" утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы:
- работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу;
- работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.
На основании вышеизложенного следует, что в случае поставки топлива автомобильным транспортом поставщику не требуется лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, поскольку перегрузка дизельного топлива из специализированного автотранспорта в суда заказчика будет осуществляться силами заказчика, исключительно закрытым способом в соответствии с РД 212.0182-02 (Руководством по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, главой 6), на основании лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, имеющейся у заказчика.
Однако, Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в составе второй части заявки без учета того, что в случае поставки топлива автомобильным транспортом поставщику не требуется указанная лицензия.
Следовательно, Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте во всех случаях поставки топлива, в том числе автомобильным транспортом.
Из возражений Заказчика на жалобу следует, что у участников аукциона в электронной форме не имелось обязанности по предоставлению в составе второй части заявки паспорта качества летнего дизельного топлива, поскольку данный документ должен передаваться вместе с товаром.
В соответствии с ГОСТ Р 52368-2005 "Топливо дизельное" (п. 11.1 Правила приемки), согласно которому партией считают любое количество топлива, однородного по показателям качества, сопровождаемое паспортом, оформленным в соответствии с требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 118, и ГОСТ 1510.
Следовательно, Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении участниками закупки паспорта качества летнего дизельного топлива в составе второй части заявки.
Частью 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" определено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Частью 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - ФЗ "Об ООО") определены случаи, когда при заключении сделки необходимо решение об одобрении или о совершении крупной сделки, а также случаи, когда указанное решение не требуется.
Однако, Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки решения об одобрении или о совершении крупной сделки в составе второй части заявки без учета норм части 46 ФЗ "Об ООО" и пункта 4 части 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
Следовательно, Заказчик установил требование о предоставлении участниками закупки решения об одобрении или о совершении крупной сделки в составе второй части заявки не в соответствии с требованиями пункта 4 части 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила:
1. Признать жалобу ООО "Первая топливная компания" обоснованной.
2. Признать Заказчика - ФБУ "Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей", нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
3. Признать единую комиссию, созданную Заказчиком, нарушившей часть 6 статьи 69 ФЗ "О контрактной системе".
4. Заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе", а именно:
4.1. Заказчику, единой комиссии аннулировать электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку топлива дизельного летнего (извещение N 0324100010416000025) посредством отмены всех документов, составленных в ходе определения поставщика.
Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику возможность исполнить данный пункт решения (предписания).
4.2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 4.1 настоящего решения (предписания) прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
4.3. Заказчику, единой комиссии пункт 4.1 решения (предписания) исполнить в срок до 13 мая 2016 года и сообщить об его исполнении в Архангельское УФАС России в этот же срок, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
Т.В. Нестеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 20 апреля 2016 г. N 04-05/2023
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016