Резолютивная часть решения оглашена "22" апреля 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено "25" апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Ланцман Л.И. - |
врио руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А.- |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Михалевой Е.Е. - |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
рассмотрев дело N 273/З-2016, возбужденное по признакам нарушения единой комиссией администрации Междуреченского городского округа требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона N0139300013016000205 на приобретение двухкомнатной квартиры в муниципальную собственность, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п "б" п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
18.04.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Агентство "Визит" (вх. N2434 от 18.04.2016 г.) на действия единой комиссии администрации Междуреченского городского округа при проведении N0139300013016000205 на приобретение двухкомнатной квартиры в муниципальную собственность.
По мнению заявителя, решение аукционной комиссии о признании второй части заявки ООО "Агентство "Визит" несоответствующей требованиям аукционной документации противоречит законодательству о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
23.03.2016 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - администрацией Междуреченского городского округа были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0139300013016000205 на приобретение двухкомнатной квартиры в муниципальную собственность и аукционная документация.
На участие в аукционе было подано 3 заявки.
31.03.2016 г. состоялось рассмотрение единой комиссией заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, в результате которого принято решение о допуске к участию в аукционе участников закупки N1, N2, N3 (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.03.2016 г.).
04.04.2016 г. состоялся электронный аукцион, в результате которого наименьшая цена контракта была предложена участником N2 (Протокол проведения электронного аукциона от 04.04.2016 г.).
05.04.2016 г. единой комиссией были рассмотрены вторые части заявок N2 (ООО "Агентство "Визит"), N3 (ООО "Мегаполис"), N1 (ООО "ЮРПРОФ"), в результате чего заявки N 2 и N3 были признаны несоответствующими требованиям аукционной документации. Электронный аукцион был признан несостоявшимся (Протокол подведения итогов электронного аукциона от 05.04.2016 г.).
18.04.2016 г. между заказчиком - МКУ "Комитет по жилищным вопросам" и ООО "ЮРПРОФ" был заключен муниципальный контракт (реестровый номер 34214022016 16 000004) N3/2016 купли-продажи квартиры.
Согласно части 1 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ предусмотрено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов в электронном аукционе от 05.04.2016 г., участнику N2 (ООО "Агентство "Визит") и N3 (ООО "Мегаполис") было отказано в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации об электронном аукционе (п.10). Требованиями документации установлено: Приобретаемое жилое помещение (квартира) должно находиться в собственности Продавца или в случае, если участник закупки выступает в отношениях, связанных с осуществлением закупки, через своих представителей, то полномочия представителей участников закупки должны подтверждаться доверенностью либо иным документом, выданным и оформленным в соответствии с гражданским законодательством. Во второй части заявки не представлена информация, подтверждающая вышеуказанные сведения (отсутствует информация, подтверждающая право участника закупки совершать действия в отношении объекта закупки).
В соответствии с пунктом 10 аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
- в случае если участник закупки выступает в отношениях, связанных с осуществлением закупки, через своих представителей, то полномочия представителей участников закупки должны подтверждаться доверенностью либо иным документом, выданным и оформленным в соответствии с гражданским законодательством.
В рассматриваемом случае участниками закупки N2 и N3 является ООО "Агентство "Визит" и ООО "Мегаполис" соответственно. При этом аукционная заявка ООО "Агентство "Визит" была подана генеральным директором данного общества <_> а заявка ООО "Мегаполис" - генеральным директором общества <_> то есть лицами, имеющими, в силу гражданского законодательства, право действовать от имени общества без доверенности, а не представителями, вследствие чего у ООО "Агентство "Визит" и ООО "Мегаполис" отсутствовали правовые основания для предоставления в составе второй части заявки документов, подтверждающих полномочия представителей данных участников.
Следует отметить, что в составе аукционной документации отсутствует требование заказчика о необходимости представления участниками закупки в составе второй части заявки информации, подтверждающей право участника закупки совершать действия в отношении объекта закупки.
На основании изложенного решение единой комиссии администрации Междуреченского городского округа о признании вторых частей заявок N2 (ООО "Агентство "Визит" и N3 (ООО "Мегаполис") несоответствующими требованиям аукционной документации, в связи с отсутствием информации, подтверждающей право участника закупки совершать действия в отношении объекта закупки, противоречит требованиям части 7 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 ФЗ N44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно части 3 статьи 131 Гражданского кодекса РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
Вместе с тем в извещении о проведении электронного аукциона N0139300013016000205 на приобретение двухкомнатной квартиры в муниципальную собственность, размещенном в единой информационной системе, в разделе "Преимущества и требования к участникам" указано: Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) - Дополнительная информация к требованию отсутствует.
В соответствии с пунктом 5 аукционной документации к участникам закупки заказчик устанавливает следующие обязательные требования:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, если такое требование установлено в Информационной карте;
- правомочность участника закупки заключать контракт;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридическом лице, если такое требование установлено в Информационной карте;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
- участник закупки не является офшорной компанией.
В пункте 18 информационной карты аукциона "Требования к участникам электронного аукциона" установлено - в соответствии с п. 5 аукционной документации; отсутствие участника закупки в РНП.
Из вышеизложенного следует, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, а также аукционной документации не установлено обязательное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ о том, что участник закупки должен быть собственником приобретаемого жилого помещения (квартиры).
Следует отметить, что в приложении N1 к аукционной документации "Описание объекта закупки" в пункте 7 "Условия приобретения товара" указано, что жилое помещение должно находиться в собственности у участника закупки и зарегистрировано в органах, осуществляющих регистрацию прав собственности на недвижимое имущество, быть свободным от прав и претензий третьих лиц, не являться предметом каких-либо иных договоров (контрактов), не находится в споре или под арестом (запретом), права на квартиру не должны быть заложены или обременены любым иным способом. Вместе с тем данное условие относится к описанию объекта закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ и не относится к требованиям к участникам закупки при проведении рассматриваемого электронного аукциона.
На основании изложенного действия заказчика - МКУ "Комитет по жилищным вопросам" противоречат положениям пункта 6 части 5 статьи 63 ФЗ N44-ФЗ, части 3 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Агентство "Визит" на действия единой комиссии администрации Междуреченского городского округа при проведении N0139300013016000205 на приобретение двухкомнатной квартиры в муниципальную собственность обоснованной.
2. Признать единую комиссию администрации Междуреченского городского округа нарушившей часть 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика - МКУ "Комитет по жилищным вопросам" нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. В связи с тем, что муниципальный контракт по результатам электронного аукциона заключен, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы дела N273/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частями 4.2 и 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: Л.И. Ланцман
Члены комиссии: Д.А. Лыжин
Е.Е. Михалев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 08/3730 (опубликовано 25 апреля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016