Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 16 марта 2016 г. N 1-00-420/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Оснащение периметрового ограждения аэропорта г. Самара (Курумоч) техническими средствами охраны" (реестровый N 0373100090916000001) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразились в отсутствии в Аукционной документации указания на конкретный размер аванса, в отсутствии сведений о пороге снижения начальной (максимальной) цены и возможных случаев снижения начальной (максимальной) цены на двадцать пять и более процентов, в отсутствии указания процента цены контракта для привлечения субъектов малого предпринимательства, а также в отсутствии запрета на организации, являющиеся резидентами Турецкой Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) 03.02.2016 Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 03.02.2016 дата окончания подачи заявок - 04.032016. Дата рассмотрения первых частей заявок - 09.03.2016. Дата подведения Аукциона - 14.03.2016.
Из протокола подведения итогов Аукциона от 17.03.2016
N 0373100090916000001-3 следует, что победителем по итогам Аукциона признано ООО "Эл Би Скай Глобал".
Согласно доводам Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразились в следующем:
в отсутствии в Аукционной документации указания на конкретный размер аванса;
в отсутствии в Аукционной документации сведений о пороге снижения начальной (максимальной) цены и возможных случаев снижения начальной (максимальной) цены на двадцать пять и более процентов;
в установлении обязательного требования о привлечении субподрядчика, являющегося субъектом малого предпринимательства без указания конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта.
В отсутствии в Аукционной документации запрета на организации, являющиеся резидентами Турецкой Республики.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Исходя из вышеизложенного, в проекта контракта должны быть указаны конкретные формулировки о порядке оплаты, в том числе о выплате аванса.
Пунктом 13.3 Проекта контракта Аукционной документации установлена следующая формулировка:
"Стоимость работ, подлежащих оплате в 201_ году, определяется в размере объема бюджетных инвестиций на 201_ год, что составляет ____ рублей __ копеек (в том числе НДС 18%), из которых сумма авансового платежа определяется в размере 30% от цены настоящего Контракта, но не более объема Бюджетных инвестиций на 201_ год, и составляет _______ (____________) рублей __ копеек, в том числе НДС 18%.".
Вместе с тем, Комиссия сообщает, что в пункте 13.3 Проекта контракта Аукционной документации указано, что сумма авансового платежа составляет 30% от цены контракта.
Учитывая изложенное, цена контракта будет известна только после подведения итогов Аукциона и выбора победителя.
Таким образом, Заказчик правомерно не указал сумму оплаты авансового платежа в Проекте контракта Аукционной документации.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части довода относительно отсутствия в Аукционной документации указания на конкретный размер аванса.
2. В соответствии с частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 11.1 Проекта контракта Аукционной документации в целях обеспечения обязательств подрядчика по выполнению работ, предусмотренных контрактом, подрядчик до заключения контракта обязан предоставить в пользу государственного заказчика в размере обеспечения исполнения контракта безотзывную банковскую гарантию, выданную банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков или внести денежные средства на казанный государственным заказчиком счет.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется подрядчиком самостоятельно.
Размер обеспечения исполнения обязательств подрядчика составляет _____________ (_____________________) рублей __ копеек (30 % от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса), и предоставляется до заключения контракта.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 119 986 612,31 рублей.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлена конкретная сумма обеспечения исполнения контракта, составляющая 30% от начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, в частях 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе отсутствует обязательное требование об отражении указанных в данных частях положениях в составе проекта контракта.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части довода относительно отсутствия в Аукционной документации сведений о пороге снижения начальной (максимальной) цены и возможных случаев снижения начальной (максимальной) цены на двадцать пять и более процентов.
3. Согласно частям 5, 6 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 14.6 Проекта контракта Аукционной документации подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме ________ % от цены контракта.
Не позднее 30 календарных дней с момента заключения контракта подрядчик направляет государственном заказчику уведомление о заключенных договора с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, в объеме предусмотренном контрактом, с приложенными копиями соответственных договоров.
Вместе с тем, Комиссия установила, что данный пункт заполняется на определения победителя по итогам Аукциона.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части довода относительно установления обязательного требования о привлечении субподрядчика, являющегося субъектом малого предпринимательства без указания конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно не включил в Аукционную документацию запрет на организации, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства N 1457).
При этом Комиссия сообщает, что Постановление Правительства N 1457 не издано в развитие Закона о контрактной системы.
Вместе с тем, Заказчик в ходе заседания Комиссии сообщил, что заявки организаций, которые входят в перечень, установленный Постановлением Правительства N 1457, будут отклонены от участия в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части довода относительно отсутствия в Аукционной документации запрета на организации, являющиеся резидентами Турецкой Республики
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной.
Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 11.03.2016 N ИШ/8997.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 марта 2016 г. N 1-00-420/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016