Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 11 апреля 2016 г. N Р/05/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
|
- заместителя руководителя, председателя Комиссии; |
|
-главного специалиста-эксперта отдела контроля инфраструктурных рынков и энергетики, члена Комиссии. - начальника отдела контроля инфраструктурных рынков и энергетики, члена Комиссии, |
в присутствии представителей:
заказчика - (по доверенности), (по доверенности), (по доверенности), (по доверенности);
в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя,
рассмотрев в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ООО "Спецэлектропоставка" (вх. N 2465 от 01.04.2016) на действия ПАО "МРСК Северо-Запада" при проведении закрытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов напряжением 6-20 кВ для нужд филиала "Псковэнерго", извещение N 31603491699, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) поступила жалоба ООО "Спецэлектропоставка" (вх. N 2465 от 01.04.2016) на действия ПАО "МРСК Северо-Запада" при проведении закрытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов напряжением 6-20 кВ для нужд филиала "Псковэнерго", извещение N 31603491699.
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "Спецэлектропоставка" в жалобе указывает следующее.
30.03.2016 года ПАО "МРСК Северо-Запада" (далее - Заказчик) был опубликовано Извещение и документация о закрытом запросе цен в электронной форме, а именно: закрытый запрос цен N33 на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов напряжением 6-20 кВ для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" (631807), Извещение N 31603491699.
В соответствии с документацией о запросе цен (п 3.) в числе требований к участникам установлено следующее (п. 3.1 Документации): Участник должен являться одним из победителей
открытых Конкурентных переговоров без предварительного квалификационного отбора на право заключения рамочных соглашений поставки основного электротехнического оборудования: "Поставка силовых трансформаторов напряжением 6-20 кВ", закупаемого Д30 ОАО "Россет"
N38201 (b2b-mrsk) от 28.11.2013, N31300706768 (публикация на официальном сайте www.zakupki.ru) (по лоту 2 "Поставка силовых трансформаторов напряжением 6-20 кВ для нужд
ОАО "Ленэнерго" и ОАО "МРСК Северо-Запада").
С использованием поискового функционала официального сайта ww.zakupki.gov.ru ООО "Спецэлектропоставка" (далее - Заявитель) ознакомилось с извещением и документацией об Открытых конкурентных переговорах без предварительного квалификационного отбора на право
заключения рамочных соглашений поставки основного электротехнического оборудования: "Поставка силовых трансформаторов напряжением 6-20 кВ", закупаемого ДЗО ОАО "Росеети" (38201), Извещение N 31300706768 (далее - Конкурентные переговоры).
В соответствии с протоколом N 19/620/38201 от 03 апреля 2014 года Победителем по лозу N 2: Поставка силовых трансформаторов напряжением 6-20 кВ для нужд ОАО "Ленэнерго" и ОАО
"МРСК Северо-Запада" были признаны 29 организаций.
Заявитель полагает, что при данных обстоятельствах объявлением Заказчиком закрытых процедур Закупки недопустимо, ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закон о защите конкуренции.
Конкурентные переговоры проводились в соответствии с действующим на момент его проведения Положением о закупках, утвержденным решением Совета директоров 22.07.2016 года.
Вновь объявленные закупки, в частности, обжалуемые, должны проводиться в соответствии с положениями нового документа, регулирующего закупочную деятельность Заказчика: Единым стандартом закупок ОАО "Россети", утвержденным Советом директоров ПАО "МРСК Северо-Запада" (протокол от 29.12.2015 г. N195/10).
В соответствии с п. ч. 1 ст. 2 Закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ. ГК РФ, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке); таким образом проведение закупки в полном соответствии с условиями утвержденного положения о Закупке - обязанность Заказчик.
Закупка проводится с нарушением порядка ее проведения, установленного Положением о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Конкурентные переговоры были проведены в период действия Положения о закупке в старой редакции от 22.07.2013 года.
Порядок проведения Запроса цен установлен подразделом 5.7 и 8.7 с отсылкой на п. 8.6 действующего Положения о Закупках. Согласно п. 5.7.4 Положения о закупках помимо оснований, предусмотренных п. 5.7.3 Положения о закупках запрос цен может проводиться по результатам проведенных открытых конкурентных процедур, среди участников, с которыми заключены рамочные соглашения в соответствии с п. 5.2.4 Положения о закупках.
Согласно п. 5.2.4 Положения о закупках в случае если на момент проведения закупки Заказчик не может определить объемы и (или) сроки поставки продукции (выполнения работ/оказания услуг) возможно проведение открытой конкурентной закупочной процедуры на право заключения рамочного договора (конкурса либо запроса предложений) с несколькими участниками, с последующим проведением среди них закупочных процедур (запроса предложений, запроса цен) в целях удовлетворения возникающих в течение срока действия рамочных соглашений потребностей в продукции. При этом, на момент публикации Извещения и документации о запросах цен содержит указание на закупаемый объем продукции, сроки поставки.
При этом, даже если та или иная возможность предусмотрена Положением о закупках, следует учитывать вывод, изложенный в Решении Девятого Арбитражного апелляционного суда по делу NА40-164411/2015/А40-163324/2015, в соответствии с которым Положение о закупках Заказчика не является нормативным-правовым актом (его законность не презюмируеются), его следует применять в той мере, в которой это не противоречит действующему законодательству: изменять правовое регулирование, установленное нормами ГК РФ и иных нормативно-правовых актов, положение о закупках не может.
Круг участников и поставщиков закупаемой продукции: силовых трансформаторов не может быть заранее определен, в связи с этим, предоставление возможности быть участником запроса цен только победителям Конкурентных переговоров, указанных в протоколе N 19/620/38201 от 03 апреля 2014 г. и заключивших рамочные соглашения необоснованно ограничивает конкуренцию.
П. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понятие конкуренции определено как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Одним из принципов и основных положений закупки товаров, работ, услуг, установленных ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии с п. 5 указанной статьи положения части I данной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Заявитель жалобы полагает, что участникам рынка, указанным в Протоколе N 19/620/38201 от 03 апреля 2014 г., Заказчиком созданы преимущественные условия для участия в данной закупке. Решение, отраженное в Протоколе N 19/620/38201 от 03 апреля 2014 г., было принято 2 года назад. За это время существенно изменился товарный рынок: исчезли одни участники и появились другие, изменились географические границы рынка, в целом изменились экономические условия обращения закупаемого Товара, в частности, появились новые поставщики и производители закупаемого Товара.
Согласно п. 5.7.3 Положения о закупках применение запроса цен может осуществляться при закупках простой продукции, для которой существует функционирующий рынок, единственным критерием является цена. Поскольку круг поставщиков силовых трансформаторов не может быть заранее определен, Заявитель считает, что проведение в указанном случае закрытых закупочных процедур, противоречит Положению о закупке Заказчика, а также положениям Закона о закупках. Закона о защите конкуренции.
Помимо вышесказанного, отсутствует техническая возможность подать заявку на участие в процедуре.
Документацией установлена неизмеряемые требования к участникам закупки.
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с п. 3.6.1 участник должен обладать всеми необходимыми для выполнения договора видами ресурсов, компетентностью, опытом, квалификацией, лицензиями, сертификатами соответствия, качества и безопасности. При этом разделом 9 установлено, что Победителем признается Участник, удовлетворяющий следующим критериям, перечисленным в п. З и п.4 настоящего Запроса цен, т.е. требованию об обладании всеми необходимыми для выполнения договора видами ресурсов, компетентностью, опытом, квалификацией, лицензиями, сертификатами соответствия, качества и безопасности. Однако, документация не устанавливает критерии н конкретные значения для квалификации каждого отдельного участника как обладающего или не обладающего необходимыми ресурсами, опытом, квалификации и т.д., равно как и не понятно, какое количество отдельно взятых параметров отвечает признакам наличия "всего необходимого".
Признание Заказчиком того или иного участника не обладающим всеми необходимыми для выполнения договора видами ресурсов, компетентностью, опытом, квалификацией хоть и не является основанием для отклонения заявки, но исключает признание такого Участника победителем процедуры вне зависимости от привлекательности сделанного ценового предложения.
В силу п. 4 ч, I ст. 3 Закона о закупках не допускается ограничение допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Требование "об обладании участника всеми необходимыми для выполнения договора видами ресурсов, компетентностью, опытом, квалификацией, лицензиями, сертификатами соответствия, качества и безопасности" - иеизмеряемое; по тексту документации не установлены конкретные значения таких показателей, что может привести к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку решение об отклонении заявки может быть основано на субъективном усмотрении Заказчика. Данная позиция также неоднократно была поддержана правоприменительными органами и судами.
Аналогичная ситуация рассматривалась Антимонопольной службой г. Москвы в рамках рассмотрения Дела N 1-002132/77-15: в документации о закупке была установлена возможность отклонения заявки участника на основании отрицательного заключения службы безопасности Заказчика, при этом критерии, подлежащие оценке службой безопасности, а также их количественные и качественные значения. Антимонопольным органом был сделан вывод о нарушении Заказчиком положений законодательства, Заказчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Данная позиция поддержана УФАС по Волгоградской области (дело N 16-01-18.1 -04/46): "требование о наличии показателей, свидетельствующих о платежеспособности и финансовой устойчивости участника является неизмеряемым; по тексту документации не установлены конкретные значения таких показателей, что может привести к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку решение об отклонении заявки может быть основано на субъективном усмотрении Заказчика".
Название Закупки "закрытой" само по себе не делает ее таковой, поскольку она не отвечает признакам закрытой Закупки, установленной Положением о Закупке. Согласно п 3.1.6 Положения о закупках не подлежат размещению на официальном сайге сведения о проведении закрытых закупок (п. 5.3).
П. 5.1.2 Положения о закупках предусмотрено проведение закупок в открытой и закрытой форме.
В соответствии с п. 5.3.1 установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения Закупок в закрытой форме, а именно:
а) в извещении о закупке, в документации о закупке или в проекте договора содержатся сведения, составляющие государственную тайну;
б) решением Правительства Российской Федерации определена конкретная закупка, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;
в) решением Правительства Российской Федерации определены перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайге.
Закупка не отвечает вышеназванным признакам, а, значит, не является закрытой по своей сути. Однако, ЭТП не предоставляет возможности подать заявку на участие в процедурах.
На уведомление Ленинградского УФАС России ПАО "МРСК Северо-Запада" сообщило следующее.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ N233-ФЗ) установлено, что выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке. Частью 3 указанной нормы предусмотрено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Из указанных выше норм следует, что Заказчик определяет победителя процедуры закупки в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в закупочной документации, разработанной для определенного способа закупки, который в свою очередь должен быть предусмотрен положением о закупочной деятельности Заказчика.
При этом, закупка согласно части 1 статьи 3 ФЗ N233-ФЗ должна соответствовать ряду принципов: открытость; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Разрешенные способы закупок установлены в пункте 5.1.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Северо - Запада", утвержденного протоколом заседания Совета директоров от 22.07.2013 N 130/1 (далее - Положение) и одноименном пункте Единого стандарта закупок ПАО "Россети", утвержденного Советом директоров ПАО "МРСК Северо- Запада" от 29.12.2015 (протокол N 195/10) (далее - Единый стандарт закупок Е1АО "Россети"), действующего с 01.01.2016.
Конкурентные переговоры проводились на основании подпункта "д" пункта 5.1.1 и пункта 5.6.1 Положения, согласно которым Заказчик может провести конкурентные переговоры, по окончании которых подписывается рамочное соглашение (договор).
Согласно пункту 1.5.10 Приложения N 1 "Глоссарий" к Положению рамочное соглашение: договор, заключенный с поставщиками продукции, либо самим Заказчиком, либо Обществом, в котором определяется какая-то часть условий поставок, устанавливаются принципы сотрудничества, но могут быть не определены отдельные существенные условия (конкретные объемы закупок, цены, сроки и т.д.).
Возможность заключения подобных договоров предусмотрена статьями 429 и 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Таким образом, заключение рамочных соглашений не противоречит нормам ГК РФ, следовательно, довод жалобщика, указанный в пункте 2.1 жалобы о возможном несоответствии Положения нормам ГК РФ, безоснователен.
Кроме того, ПАО "МРСК Северо-Запада" обращает внимание Комиссии, что Минфин России в своем письме от 05.05.2015 N 02-02-08/25835 высказал позицию относительно того, что рамочный договор подлежит включению в реестр договоров, размещаемом в единой информационной системе в сфере закупок, тем самым подтвердил возможность заключения рамочных договоров по результатам конкурентных процедур отбора или иных (неконкурентных) способов закупки в соответствии с ФЗ N 223. Данное Разъяснение дано Минфином России в рамках применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Помимо этого, аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития РФ. В письме от 02.10.2015 N Д28и-3001 поясняется, что заказчик обязан применять положения ФЗ N 223-ФЗ при осуществлении всей закупочной деятельности (за исключениями предусмотренными ч.4 ст. 1 ФЗ), в том числе и в случае, если предметом закупки является заключение рамочных договоров.
Судебная практика также подтверждает легитимность использования в деловом обороте договоров с открытыми условиями (рамочных договоров), в том числе, при проведении закупок и заключении государственных контрактов, в тех случаях, когда при размещении заказа в силу объективных причин (особенностей работ, услуг) заказчику при объявлении закупки не могли быть известны конкретные условия контракта, подлежащие указанию в документации. Подобная позиция, например, изложена в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 N18АП- 10151/2015 по делу N А76-2502/2015.
С учетом вышеизложенного, ПАО "МРСК Северо-Запада" считает, что рамочный договор, безусловно, может быть предметом конкурса, проводимого в соответствии с ФЗ N223.
Ссылка заявителя (пункт 2.1 жалобы) на то, что "на момент публикации Извещение о запросах цен содержит указание на закупаемый объем продукции, сроки поставки" лишь подтверждает правомерность действий Заказчика: на момент объявления закупочной процедуры на право заключения Рамочных соглашений данные условия были неизвестны, в связи с этим возникла необходимость в заключении Рамочных соглашений по известным на тот момент условиям.
Проведение запросов цен по результатам рамочных соглашений помимо прочего позволяет сократить сроки проведения закупочных процедур и повысить надёжность поставок, особенно по договорам, где сроки исполнения обязательств сетевой компании жестко ограничен законодательно.
В соответствии с протоколом победителями Конкурентных переговоров были признаны 23 хозяйствующих субъекта.
Необходимо обратить внимание на то, что при проведении Конкурентных переговоров были соблюдены все нормы ФЗ N223-ФЗ (в том числе принципы части 1 статьи 3) и Положения. Действия Заказчика по проведению данной процедуры не были обжалованы в контролирующие органы и суд.
Более того, в жалобе Заявитель также не оспаривает действия Заказчика при проведении Конкурентных переговоров.
По результатам Конкурентных переговоров Заказчиком заключены рамочные соглашения.
Пунктом 2.2. Рамочного соглашения установлено, что Заказчик "обязуется в течение периода, установленного в п. 2.1 данного соглашения, приглашать Поставщика, наряду с другими лицами, с которыми по результатам открытых конкурентных переговоров, заключено аналогичное рамочное соглашение к участию в закупках продукции, проводимых конкурентным способом - запрос цен или запрос предложений.
В этой связи следует добавить, что все проводимые Заказчиком процедуры являются открытыми. Поэтому публикация информации об их проведении на сайте не является нарушением. При наличии желания
принимать участие в процедурах, участие в которых ограничено (но не закрыто) ранее заключенными ранее соглашениями участник может принимать участие в процедурах донабора по тем или иным ранее проведенным конкурсам (см. ниже). Закрытыми данные процедуры являются только в интерфейсе торговой площадки. Таким образом, считаем что в данном случае не нарушаются чьи либо права и не ограничивается конкуренция.
По каждому заказу продукции или на несколько заказов проводятся отдельные процедуры закрытого запроса цен или закрытого запроса предложений.
Сроки проведения такой процедуры определяются самостоятельно Заказчиком.
Начальная (предельная) цена лота (Договора), сроки поставки по Договору определяются Заказчиком по каждому заказу(ам).
Техническое задание на поставку продукции (товара) по Договору разрабатывается Заказчиком по каждому заказу".
Таким образом, несогласие Заявителя с положениями Рамочных соглашений является гражданско-правовым спором хозяйствующих субъектов, который должен разрешаться в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, правомерность положений Рамочного соглашения в судебном порядке не оспорена. Необходимо отметить, что согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 год N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. Следовательно, оценка правомерности положений Рамочных соглашений находится вне компетенции антимонопольного органа.
Во исполнение обязанности, возложенной на Заказчика пунктом 2.2. Рамочных соглашений, в соответствии с пунктом 5.6.1 Единого стандарта закупок ПАО "Россети" Заказчиком объявлен запрос цен в связи с тем, что круг участников ограничен хозяйствующими субъектами, с которыми заключены Рамочные соглашения.
В отношении довода жалобщика о том, что "круг участников и поставщиков продукции: неизолированного провода не может быть заранее определен, в связи с этим, предоставление возможности быть участником запроса цен только победителям Конкурентных переговоров и заключивших рамочные соглашения необоснованно ограничивают конкуренцию" (пункт 2.2. жалобы) обращаем внимание Комиссии Ленинградского УФАС России на нижеследующее.
Как указывалось выше, запрос цен проводится во исполнение Рамочного соглашения. Возможность принять участие в Конкурентных переговорах была предоставлена неограниченному кругу лиц,
Абзацем 3 части 1 статьи 2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ПАО "МРСК Северо-Запада" полагает, что факт неучастия, именно неучастия, а не отклонения заявки жалобщика, в процедуре Конкурентных переговоров и в последующем отсутствие возможности участия в закупочных процедурах, проводимых для участников Рамочных соглашений, является риском хозяйствующего субъекта. Ссылки на правомерность действий Заказчика направлены на компенсацию последствий неучастия в закупочной процедуре, проводимой по всем правилам, регулирующим данную сферу правоотношений.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что Заказчик не исключает возможность проведения процедур донабора участников Рамочных соглашений путем проведения открытых процедур закупок.
В качестве примера реализации процедур донабора можно привести следующие примеры:
Так, Обществом был объявлен Открытый конкурс N41351 от 01.08.2014 на право заключения рамочных соглашений поставки основного электротехнического оборудования "Поставка силовых трансформаторов напряжением 6-20 кВ", являющийся процедурой дополнительного набора к участникам, определенным по результатам открытых конкурентных переговоров на право заключения рамочных соглашений поставки основного электротехнического оборудования "Поставка неизолированного провода", указанных в протоколе 19/620/38201. По итогам данной процедуры определено 14 победителей.
Так же процедура донабора применяется и при проведении других закупочных процедур.
Заявитель указывает, что согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и ГК РФ.
К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Таким образом, законодателем установлено, что ограничением конкуренции можно признать только действия, осуществляемые при злоупотреблении в целях ограничения конкуренции. Как указывалось выше, все закупочные процедуры проводятся в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и Положения.
В отношении пункта 2.3 и 2.4 жалобы необходимо отметить следующее.
Во-первых, порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен частью 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. Заявитель не является лицом, подавшим заявку на участие в процедуре запроса цен. Таким образом, у жалобщика в данном случае отсутствует установленное законом право на обращение в антимонопольный орган.
Во-вторых, пунктом 3 документации о проведении запроса цен установлен закрытый перечень требований, предъявляемых участнику. Для подтверждения соответствия установленным требованиям участник должен представить документы, указанные в пункте 4 документации.
Податель жалобы правильно отмечает в абзаце 2 пункта 2.3 жалобы, что "документация не устанавливает критерии и конкретные значения для квалификации каждого отдельного участника как обладающего или необладающего необходимыми ресурсами, опытом, квалификацией и т.д.". Более того, в пункте 11.2 документации о запросе цен указано, что "единственным критерием для определения Победителя является наименьшая цена предложения при условии соответствия самого предложения и предлагаемой Продукции условиям настоящего Запроса цен (п.9)", что в полной мере соответствует пункту 8.7.13 Единого стандарта закупок ПАО "Россети", которым предусмотрено, что "закупочная комиссия определяет победителем запроса цен участника закупки, заявка которого отвечает всем требованиям извещения о запросе цен и документации о закупке, и который предложил самую низкую цену договора".
В-третьих, частью 15 статьи 4 ФЗ N 223-ФЗ установлено, что не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об
осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи.
В силу указанной нормы закона в Единый стандарт закупок ПАО "Россети" введен раздел 5.3, которым утвержден перечень оснований для проведения закупок в закрытой форме (на него ссылается жалобщик в пункте 2.4 жалобы).
Однако из существа проводимых Заказчиком процедур, в том числе рассматриваемого запроса цен, вытекает необходимость применения процедур, в которых могут принять участие только специально приглашенные лица. Согласно пункту 1.6.4 Приложения N 1 "Глоссарий" к Единому стандарту закупок ПАО "Россети" к подобным процедурам применяется термин "закрытые процедуры". Заявитель обращает внимание, что электронная торговая площадка не предоставляет возможности подать заявку на участие в процедуре, это связано с тем, что жалобщик не входит в круг специально приглашенных к данной закупке лиц.
По мнению Заказчика, используемый в Едином стандарте закупок ПАО "Россети" понятийный аппарат сам по себе не может являться нарушением действующего законодательства в сфере закупок. Данный вид закупок может быть назван иначе: "с ограничением", "для узкого круга лиц" и т.д. Вместе с тем, в соответствии с разделом 7.1 регламента работы электронной площадки b2b-mrsk.ru, на которой проводится запрос цен, предусмотрен только закрытый запрос цен, в рамках которого проводятся и закупки, предусмотренные частью 15 статьи 4 ФЗ N 223-ФЗ и закупки, проводимые для участников, с которыми заключены Рамочные соглашения.
В связи с вышеуказанным, ПАО "МРСК Северо-Запада" просит признать жалобу ООО "Спецэлектропоставка" необоснованной.
В ходе изучения и анализа Комиссией материалов данной закупки, доводов представителя заявителя и возражений заказчика, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
18.02.2016 заказчиком утверждено Положение о закупке ПАО "МРСК Северо-Запада" (далее - Положение о закупках), которое применяется в части планирования, подготовки закупки, проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договора, формирования отчетности. 04.03.2016 Положение о закупках опубликовано на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru).
30.03.2016 заказчиком размещено извещение о закупке N 31603491699.
Изучив доводы ООО "Спецэлектропоставка", а также иные материалы дела, Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.
Ленинградское УФАС России принимает и считает обоснованными доводы ПАО "МРСК Северо-Запада" о том, что:
- Конкурентные переговоры проводились на основании подпункта "д" пункта 5.1.1 и пункта 5.6.1 Положения, согласно которым Заказчик может провести конкурентные переговоры, по окончании которых подписывается рамочное соглашение (договор).
- Возможность заключения подобных договоров предусмотрена статьями 429 и 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Во исполнение обязанности, возложенной на Заказчика пунктом 2.2. Рамочных соглашений, в соответствии с пунктом 5.6.1 Единого стандарта закупок ПАО "Россети" Заказчиком объявлен запрос цен в связи с тем, что круг участников ограничен хозяйствующими субъектами, с которыми заключены Рамочные соглашения.
- Возможность принять участие в Конкурентных переговорах была предоставлена неограниченному кругу лиц. Также может применяться процедура донабора.
- Из существа рассматриваемого запроса цен вытекает необходимость применения процедур, в которых могут принять участие только специально приглашенные лица. Согласно пункту 1.6.4 Приложения N 1 "Глоссарий" к Единому стандарту закупок ПАО "Россети" к подобным процедурам применяется термин "закрытые процедуры". Электронная торговая площадка не предоставляет возможности подать заявку на участие в процедуре, так как заявитель не входит в круг специально приглашенных к данной закупке лиц.
Довод заявителя о том, что в п. 3.6.1 документации указаны неизмеряемые требования, является необоснованным, так как все требования к участникам предъявлялись еще на стадии проведения закупки в форме конкурентных переговоров. Участники, с которым заключены рамочные соглашения, обладают всеми необходимыми для выполнения договора видами ресурсов, компетентностью, опытом, квалификацией, лицензиями, сертификатами соответствия, качества и безопасности.
Руководствуясь ч. 1 ст. 17, ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Спецэлектропоставка" (вх. N 2465 от 01.04.2016) на действия ПАО "МРСК Северо-Запада" при проведении закрытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов напряжением 6-20 кВ для нужд филиала "Псковэнерго", (извещение N 31603491699) необоснованной.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 апреля 2016 г. N Р/05/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016