Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
N 03-02/05-2016 (опубликовано 21 апреля 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2016 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;
<_>- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
<_>- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
рассмотрев дело N03-02/05-2016, возбужденное в отношении ООО "Онежское" (ш. Лососинское, д.26, г. Петрозаводск, 185014) по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") при распространении рекламы в листовках, находящихся в свободном доступе в магазине "Улыбка Радуги" и в каталогах о рекламной акции следующего содержания: "обитель скидок в сентябре 2015 -20% -35% -40% -50% на все средства для ухода за волосами и для укладки волос", в присутствии представителя ООО "Онежское" - <_> (<_>), установила:
В Карельское УФАС России поступило обращение физического лица с жалобой на действия магазина "Улыбка радуги" (г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, д. 26) в связи с непредставлением скидки при приобретении 10.09.2015 детского шампуня при предъявлении Скретч-карты (купон со скидкой).
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что в период с 01.09.2015 по 30.09.2015 в магазинах "Улыбка радуги" г. Петрозаводска (продавец ООО "Онежское") проводилась акция "обитель скидок в сентябре 2015 -20% -35% -40% -50% на все средства для ухода за волосами и для укладки волос".
Согласно условиям акции, в указанный период времени при совершении покупки на любую сумму, покупателю выдавалась скретч-карта, на которой под защитным слоем указывался номинал скидки (от 20% до 50%). Выданные скретч-карты предъявлялись покупателем со следующей покупкой любых средств по уходу за волосами и/или средств для укладки волос.
Информация об акции и условиях ее проведения доводилась до сведения покупателей путем размещения в каталогах "Улыбка радуги", на сайте в сети Интернет <_> в рекламных листовках.
Приобретенный заявительницей детский шампунь "Школа монстров" Monster High 200 мл. также был включен в перечень товаров, при приобретении которых предоставлялась скидка, однако, как пояснило ООО "Онежское", по ошибке продавца скидка не была предоставлена.
Определением от 08.02.2016 "О возбуждении дела N03-02/05-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее - Определение) было возбуждено дело N03-02/05-2016 и назначено к рассмотрению на 15 часов 00 минут 24.02.2016.
К участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, было привлечено ООО "Онежское".
При рассмотрении дела 24.02.2016 представитель ООО "Онежское" сообщил, что Общество факт нарушения ФЗ "О рекламе" не признает, полагает, что вышеуказанная реклама является достоверной, и содержит в себе достоверные сведения.
В соответствии с Определением от 24.03.2016 рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 24.03.2016.
Указанным определением у ответчика были запрошены дополнительные документы.
С письмом от 24.03.2016 (вх. от 24.03.2016 N1305) представитель ответчика предоставил Распоряжение N292-ПР "О проведении сетевой акции СЕНТЯБРЬ 2015", из которого следует, что акция распространяется на любое средство для ухода за волосами и/или средства для укладки волос, а также копии чеков, подтверждающих факт предоставления скидок при продаже акционных товаров.
При рассмотрении дела в вышеуказанное время и дату представитель ООО "Онежское" - <_> отвечая на вопрос комиссии, пояснил, что работники знакомятся с внутренними документами путем проставления подписи, без указания фамилии и инициалов, поэтому подтвердить факт доведения до сведения кассира <_> условий акции (распоряжение N292-ПР) не представляется возможным.
Кроме того, <_> подтвердил, что акция распространялась при продаже детских шампуней и заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела для представления дополнительных доказательств.
Определением от 24.03.2016 рассмотрение настоящего дела было отложено до 11 часов 00 минут 12.04.2016.
Указанным определением у ответчика были запрошены следующие документы:
- копии документов, подтверждающих предоставление скидки по скретч-карте иным лицам при приобретении ими детских шампуней (по возможности на детский шампунь "Школа монстров" Monster High 200 мл.) в период проведения вышеуказанной акции;
- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.
До начала рассмотрения дела в Карельское УФАС России запрашиваемые сведения не поступили.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
На заседании Комиссии представитель стороны пояснил, что кассовые чеки в Обществе не хранятся, поэтому предоставить доказательства предоставления скидки на детские шампуни иным покупателям отсутствует возможность.
Представитель ООО "Онежское" - <_> подтвердил позицию Общества, высказанную ранее, о непризнании факта правонарушения, полагает, что вышеуказанная реклама является достоверной, и содержит в себе достоверные сведения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Размещенная на рекламная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: магазина "Улыбка радуги", реализуемых в нем средств для ухода за волосами и для укладки волос, формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес, таким образом, это способствует реализации указанной продукции в данном магазине.
Пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Из рассматриваемой рекламы следует, что скидка предоставляется покупателям при приобретении всех средств для ухода за волосами в размере, указанном на скретч-карте.
Отвечая на запрос Карельского УФАС России от 20.01.2016 N03-01/02/155 ООО "Онежское" сообщило, что скидка предоставлялась на все средства для ухода за волосами, в то числе и на детский шампунь "Школа монстров" Monster High 200 мл. Заявителю скидка не была предоставлен в связи с ошибкой продавца-кассира (письмо вх. от 04.02.2016).
При рассмотрении данного дела ООО "Онежское" не представило документов, подтверждающих предоставление скидок на детские шампуни при предъявлении скретч-карт иным покупателям.
Таким образом, не предоставив скидку при продаже товара, участвующий в акции, ООО "Онежское" нарушило требование пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из имеющейся у Карельского УФАС России информации следует, что торговую деятельность в магазине "Улыбка радуги" осуществляет ООО "Онежское" (ш. Лососинское, д. 26, г. Петрозаводск, 185014).
Согласно информации ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Онежское" (ОГРН 1091001007129, ИНН/КПП 1001222689/100101001, юридический адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ш. Лососинское, д.26) является прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах (код 52.12).
Из указанного следует, что в силу пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодателем указанной рекламы является ООО "Онежское".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу магазина "Улыбка радуги" в г.Петрозаводске, размещенную в каталогах "Улыбка радуги", рекламных листовках, находящихся в свободном доступе в каждом магазине "Улыбка радуги", о проведении рекламной акции "обитель скидок в сентябре 2015-20% -35% -40% -50% на все средства для ухода за волосами и для укладки волос", поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Признать ООО "Онежское", являющееся рекламодателем названной рекламы, нарушившим требования пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание ООО "Онежское" не выдавать, в связи с прекращением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия N 03-02/05-2016 (опубликовано 21 апреля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016