Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 20 апреля 2016 г. N 03-17/02-2016
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N03-17/02-2016, возбужденного в отношении должностного лица ООО "Региональная Электросетевая Компания" (ООО "РЭК") - директора <____> (место рождения: <_____> дата рождения <___> адрес регистрации: <____>) по факту нарушения требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N24 (далее - Стандарты раскрытия информации, Стандарты), ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в присутствии должностного лица - директора ООО "РЭК" <___> (личность установлена на основании предъявленного паспорта <___> гражданина Российской Федерации), установил:
В соответствии с подпунктом "и" пункта 4.1.3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утверждено приказом ФАС России от 26 января 2011 года N30; далее - Положение) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона.
Как упоминалось выше постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 года N24 утверждены Стандарты.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет РК по ценам и тарифам) от 25 сентября 2015 года N124 установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" и ООО "РЭК" с 01 октября 2015 года. На период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года тариф для взаиморасчетов между указанными организациями установлен Постановлением Госкомитета РК по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 года N312.
Таким образом, ООО "РЭК" является сетевой организацией, оказывающей
услуги по передаче электрической энергии.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") ООО "РЭК" относится к субъектам естественных монополий.
Частью 5 статьи 8 ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрена обязанность субъектов естественных монополий обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения:
сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии установленным требованиям;
сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.
информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) информация об условиях договоров на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий.
Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от целей получения такой информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов информация субъектами рынков электрической энергии раскрывается, в том числе, путем опубликования в электронных средствах массовой информации.
Субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8 Стандартов).
В ходе проведения Карельским УФАС России осмотра Интернет-сайта ООО "РЭК" по адресу: http://rek10.ru. (что подтверждается Актом осмотра Интернет-сайта от 14 марта 2016 года) был выявлен ряд нарушений Стандартов.
1. В нарушение пункта 12 Стандартов ООО "РЭК" не опубликовало до 1 марта 2016 года на официальном сайте или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, информацию, подлежащую опубликованию в соответствии с абзацами 2,5,7,9,10 подпункта "б" пункта 11 Стандартов, а именно "об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:
об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;
о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;
о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также сроках их исполнения и источниках финансирования;
о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения".
2. В нарушение пункта 12 Стандартов ООО "РЭК" не опубликовало до 1 марта 2016 года на официальном сайте или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, подлежащую опубликованию в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Стандартов, информацию "об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров" указанную в подпункте "д" пункта 11 Стандартов, а именно:
- договор для ФЛ до 15 кВт: п. 2.1.3 (искл. абз.2); п. 5.3 (иск. 2-е предложение); п.п. 5.4, 5.4.1,5.4.2, 5.4.3, абз.2 п. 5.5 (искл.) - не соответствует Типовому договору об осуществлении технологическому присоединению к электрическим сетям (Приложение N8 к Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861 (ред. от 22 02.2016) (далее - Правила N861);
- договор для ЮЛ до 15 кВт: п. 2.1.3(искл. абз.2); п. 5.3 (иск. 2-е предложение); п.п. 5.4, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.3 и абз.2 п. 5.5 (искл.) - не соответствует Типовому договору об осуществлении технологическому присоединению к электрическим сетям (Приложение N9 к Правилам N861);
- договор для ЮЛ 15-150 кВт: п. 2.1.3(искл. абз.2); абз. 4 и 5 п.3.2; п. 5.3 (иск. 2-е предложение); п.п. 5.4, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.3 и абз.2 п. 5.5 (искл.) - не соответствует Типовому договору об осуществлении технологическому присоединению к электрическим сетям (Приложение N10 к Правилам N861);
- договор для ЮЛ 150-670 кВт:: п. 2.1.3(искл. абз.2); абз. 4 и 5 п.3.2; п. 5.3 (иск. 2-е предложение); п.п. 5.4, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.3 и абз.2 п. 5.5 (искл.) - не соответствует Типовому договору об осуществлении технологическому присоединению к электрическим сетям (Приложение N10 к Правилам N861);
- договор для ЮЛ свыше 15 кВт и договор для ЮЛ свыше 670 кВт необходимо исключить (отсутствуют), типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям посредством перераспределению максимальной мощности подлежит размещению (Приложение N12 к Правилам N861);
Кроме того, на сайте размещен нормативный акт - Правила N861 (в ред. от 20.12.2012 N1354) (приложение N9 к акту) и в ред. от 24.09.2010 N759 (приложение N48 к акту) в недействующих редакциях.
3. В нарушение пункта 12 Стандартов ООО "РЭК" не опубликовало до 01 марта 2016 года информацию, подлежащую опубликованию на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте, определяемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым подпункта "з" пункта 11 Стандартов, а именно "о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов)".
4. В нарушение пункта 12 Стандартов ООО "РЭК" не опубликовало на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, предоставляется потребителям путем размещения в печатном виде в центрах очного обслуживания и обновляется в течение 10 дней со дня вступления в силу изменений, в соответствии с подпунктом "и" пункта 11 Стандартов, а именно "о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций". Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости (если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса)".
Публикуется в соответствии с пунктом 8 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 15 апреля 2014 года N186, согласно приложению N1.
Паспорт процесса (услуги) отсутствует.
В постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N861 "Об утверждении Правил присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" внесены изменения от 30 сентября 2015 года N1044 (начало действия - 10 октября 2015 года) и от 22 февраля 2016 года N128 (начало действия - 04 марта 2016 года года).
Тем самым, паспорт надлежало опубликовать - 2 октября 2015 года, изменения до 11 октября 2015 года и до 05 марта 2016 года.
В силу статьи 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Исходя из содержания пункта 12 Стандартов следует, что в рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, состоит в не опубликовании информации, подлежащей раскрытию, на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством РФ, в установленные сроки, а именно:
по абзацам 2,5,7,9,10 подпункта "б", абзацу два подпункта "з" и подпункта "д" пункта 11 Стандартов - 1 марта 2016 года;
подпункта "и" пункта 11 Стандартов - 2 октября 2015 года, 11 октября 2015 года и 5 марта 2016 года.
Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
Следовательно, административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.15 КоАП РФ, совершено ООО "РЭК", а именно: 02 октября 2015 года, 11 октября 2015 года, 01 марта 2016 года и 05 марта 2016 года.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей.
Руководителем ООО "РЭК" является <_> согласно выписке ЕГРЮЛ от 29 марта 2016 года. В соответствии с пунктом 10.1 Устава ООО "Региональная Электросетевая Компания", утвержденного Решением общего собрания учредителей ООО "РЭК" (протокол N1 от 17 ноября 2014 года) единоличным исполнительным органом Общества является директор, в силу пункта 10.4 Устава директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства РФ.
Таким образом, именно директор <___> как должностное лицо ООО "РЭК" несет ответственность за размещение (не размещение) информации, предусмотренной Стандартами.
По факту совершения административного правонарушения письмом от 22 марта 2016 года N03-17/977 в адрес ООО "РЭК" было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении (получено представителем по доверенности 24 марта 2016 года).
ООО "РЭК" представило письмом от 06 апреля 2016 года N352 (вх. от 06 апреля 2016 года N1533), за подписью директора <____> к протоколу разъяснения о размещении информации "о балансе электрической энергии и мощности" и публикации условий договоров об осуществлении технологической присоединения с указанием типовых договоров.
Доводы ООО "РЭК" о наличии указанной информации не подтверждаются фактическим материалам административного дела N03-17/02-2016.
Информация о балансе электрической энергии и мощности подлежит публикации за год, ООО "РЭК" публиковало информацию, ежемесячно, по статистической форме отчетности, при этом необходимость размещения информации с такой периодичностью отсутствует, к тому же указанная форма не соответствует требованиям Стандартов, поскольку не раскрывает информацию об отпуске электроэнергии и объеме переданной энергии по уровням напряжения и иную информацию в установленном порядке.
При этом, ООО "РЭК" признает не соответствие опубликованных типовых форм договоров об осуществлении технологического присоединения, поскольку сетевая организация привела их в соответствие с требованиями Стандартов, с учетом полученного уведомления антимонопольного управления.
07 апреля 2016 года в отношении директора ООО "РЭК" <___> был составлен протокол об административном правонарушении.
В ходе составления протокола <_____> признал факт нарушения требований Стандартов и указал, что такие действия не нанесли какого либо ущерба потребителям.
Определением от 07 апреля 2016 года "О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N03-17/02-2016" рассмотрение данного дела было назначено на 20 апреля 2016 года в 11 часов 00 минут.
Определение получено 07 апреля 2016 года лично директором ООО "РЭК" <___> что подтверждается подписью <____>
Рассмотрение дела состоялась в назначенный срок 20 апреля 2016 года в 11 часов 00 минут.
На дату вынесения Постановления установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ протокол и иные материалы дела, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
В рассматриваемом случае доказательств, свидетельствующих о принятии, занимающего должность директора ООО "РЭК" <_____> мер по исполнению требований Стандартов раскрытия информации, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в процессе рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, рассматриваемое действие является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не сознавать противоправный характер своих действий, но им не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.
Частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, является признание факта нарушения Стандартов.
В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.
Оценив обстоятельства дела, учитывая ущемление интересов неограниченного круга лиц на получение информации о деятельности ООО "РЭК", должностное лицо Карельского УФАС России считает возможным наложение минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи 9.15 КоАП РФ.
Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации Гусевым Константином Евгеньевичем своих прав и защиты законных интересов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.15, 23.48, 29.9, 29.10, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е., постановил:
Наложить на должностное лицо - директора ООО "Региональная Электросетевая Компания" <___> за совершение правонарушения предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, административный штраф в размере 20 000 ( двадцать тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск
БИК 048602001
Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001
УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)
Счет N 40101810600000010006
Код ОКАТО 86401000000
КБК 161 1 16 41000 01 6000 140
Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело N03-17/02-2016).
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с Главой 30 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 20 апреля 2016 г. N 03-17/02-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016