Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 18 апреля 2016 г. N 05-6/2-16-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М.- руководитель управления,
члены Комиссии:
Красюкова Л.К. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок,
- Изотов К.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителей:
- Администрации Конаковского района Тверской области (далее - Заказчик): ***
- ООО "Рекламная компания "РОСТ-Тверь" (далее - Общество): ***
- ООО "Позитив": ***
рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), установила:
В Тверское УФАС России 07.04.2016 поступила жалоба Общества, полагающего, что аукционной комиссией при проведении открытого аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - двухстороннего рекламного щита, размером 3-м х 6-м, расположенного по адресу: Тверская обл., г. Конаково, ул. Свободы, напротив дома 208, (извещение от 11.03.2016 N 4) (далее - аукцион) нарушен порядок организации и проведения торгов в части отказа Обществу в допуске к участию в аукционе в связи с неявкой на проведение аукциона.
Представитель Заказчика считает доводы жалобы Общества необоснованными и не подлежащими удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.
Да дату рассмотрения жалобы договор не заключен.
Комиссия, проанализировав представленные документы и сведения, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Требование к порядку отбора лиц, получающих право на заключение договора на установку рекламной конструкции установлены статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Согласно пункту 1 статьи 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Решением Собрания депутатов Конаковского района Тверской области от 28.05.2015 N 154 (в редакции от 24.03.2016) утверждены Правила распространения наружной рекламы в муниципальном образовании "Конаковский район" Тверской области (далее - Правила), согласно пункту 1.5 которых Порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в муниципальном образовании "Конаковский район" Тверской области установлен в приложении 2 к Правилам (далее - Порядок).
Раздел 5 Порядка устанавливает порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и определения победителя торгов; раздел 6 Порядка устанавливает порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в форме аукциона с открытой формой подачи предложений на торги по цене; раздел 7 Порядка устанавливает порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в форме аукциона с закрытой формой подачи предложений на торги по цене.
Согласно пункту 5.2 Порядка (в редакции от 24.03.2016, действовавшей на дату проведения аукциона - 01.04.2016) по результатам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о допуске претендента к участию в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или об отказе в допуске к участию в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Решение об отказе в допуске к участию в торгах принимается Комиссией в следующих случаях:
1) представлены не все документы, указанные в информационном сообщении (или аукционной документации) о проведении торгов (за исключением предложения по цене), либо они оформлены ненадлежащим образом;
2) претендент (его уполномоченный представитель) не явился на проведение торгов, в случае проведения аукциона с открытой формой подачи предложений по цене.
Извещение о проведении открытого аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - двухстороннего рекламного щита, размером 3-м х 6-м, расположенного по адресу: Тверская обл., г. Конаково, ул. Свободы, напротив дома 208, опубликовано на сайте www.konakovoregion.ru (извещение N 4 от 11.03.2016) и Газете "Заря" N 9 (40460) 11 марта - 17 марта 2016 года.
Данная рекламная конструкция указана в схеме размещения рекламных конструкций в г. Конаково под порядковым номером 13 (на сайте www.konakovoregion.ru).
Согласно извещению дата начала приема заявок - 14.03.2016; дата проведения аукциона - 01.04.2016.
Документация об аукционе на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - двухстороннего рекламного щита, размером 3-м х 6-м, расположенного по адресу: Тверская обл., г. Конаково, ул. Свободы, напротив дома 208, разработана в соответствии с ГК РФ, Законом о рекламе, Решением Собрания депутатов Конаковского района Тверской области от 28.05.2015 N 154 "Об утверждении Правил распространения наружной рекламы в муниципальном образовании "Конаковский район" Тверской области" и размещена на сайте www.konakovoregion.ru 11.03.2016.
Разделом 2 документации об аукционе установлен порядок подачи документов для участия в аукционе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 документации об аукционе к участию в аукционе допускаются лица, представившие полный пакет документов, указанный в извещении или аукционной документации, в срок, указанный в извещении о проведении аукциона; заявление на участие в аукционе подается претендентом в отдел муниципального заказа и потребительского рынка администрации Конаковского района. Форма Заявления на участие в аукционе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции установлена в Приложении N 1 к документации об аукционе.
Разделом 3 документации об аукционе установлен порядок проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и определения победителя аукциона.
Согласно пункту 3.1 документации об аукционе заявления претендентов на участие в аукционе и приложенные к ним документы рассматриваются Комиссией в день проведения торгов, указанный в извещении о проведении торгов.
Согласно пункту 3.2 документации об аукционе по результатам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о допуске претендента к участию в аукционе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или об отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Решение об отказе в допуске к участию в аукционе принимается Комиссией в следующих случаях:
1) представлены не все документы, указанные в информационном сообщении (или аукционной документации) о проведении аукциона (за исключением предложения по цене), либо они оформлены ненадлежащим образом;
2) претендент (его уполномоченный представитель) не явился на проведение аукциона.
Раздел 5 документации об аукционе устанавливает порядок проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в форме аукциона с закрытой формой подачи предложений по цене.
Согласно пунктам 5.1, 5.3 - 5.5 документации об аукционе, соответствующих положениям пунктов 7.1, 7.3 - 7.5 Порядка, участники аукциона с закрытой формой подачи предложений по цене представляют в Комиссию в запечатанном конверте предложения по цене (пункт 5.1); комиссия рассматривает предложения участников аукциона по цене. Указанные предложения должны быть изложены на русском языке, подписаны участником (его полномочным представителем). Цена указывается числом и прописью. В случае, если числом и прописью указываются разные цены, Комиссия принимает во внимание цену, указанную прописью (пункт 5.3); при оглашении предложений по цене могут присутствовать все участники аукциона или их уполномоченные представители (пункт 5.4); победителем аукциона признается лицо, предложившее наибольшую цену (пункт 5.5).
Таким образом, документация об аукционе содержит противоречащие положения в части необходимости присутствия при оглашении ценовых предложений представителей участников аукциона: так, пункт 5.4 указывает на право, а не на обязанность такого присутствия, в то время как пункт 3.2 документации об аукционе устанавливает, что претенденту отказывается в допуске к участию в аукционе в случае не явки на проведение аукциона.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 01.04.2016 N 4 для участия в аукционе заявки подали 5 претендентов, в том числе Общества, заявка которого зарегистрирована под N 2, ценовое предложение составило 101 990 руб.; по результатам рассмотрения заявок, в связи неявкой претендента (его уполномоченного представителя) на проведение аукциона, были недопущены к участию в аукционе претенденты NN 2, 3, 4.
Победителем аукциона признано ООО "Позитив" с ценовым предложением 85 600 руб.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Общество и поданная им заявка соответствовали требованиям документации об аукционе.
Учитывая противоречивые положения документации об аукционе, Комиссия считает, что аукционной комиссией решение об отказе Обществу в допуске к участию в аукционе принято незаконно; в данном случае такие противоречия следует толковать в пользу более слабой стороны, каковой в этой ситуации является Общество. Кроме того, Комиссия учитывает, что собственно процедура аукциона при проведении спорного аукциона не осуществляется; в данном случае под аукционом понимается оглашение ценовых предложений претендентов, уже содержащихся в заявках, что возможно и в отсутствие претендентов; документация об аукционе не содержит указания на возможное участие претендентов в каких-либо действиях, требующих их непосредственное участие.
Следовательно, аукционная комиссия, отказавшая в допуске к участию в аукционе Обществу, заявка которого соответствует требованиям документации, в связи с неявкой представителей Общества на процедуру вскрытия конвертов с заявками участников и оглашение предложений, нарушила требования пункта 5.4 документации об аукционе.
В связи с этим, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
Руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Рекламная компания "РОСТ-Тверь" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования пункта 5.4 документации об аукционе на право заключения контракта на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - двухстороннего рекламного щита, размером 3-м х 6-м, расположенного по адресу: Тверская обл., г. Конаково, ул. Свободы, напротив дома 208 (извещение от 11.03.2016 N 4).
3. Выдать отделу муниципального заказа и потребительского рынка администрации Конаковского района и аукционной комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 05-6/2-16-2016
18 апреля 2016 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М.- руководитель управления,
члены Комиссии:
Красюкова Л.К. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок,
- Изотов К.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителей:
- Администрации Конаковского района Тверской области: ***
- ООО "Рекламная компания "РОСТ-Тверь": ***
- ООО "Позитив": ***
руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения N 05-6/2-16-2016 от 18.04.2016 по жалобе ООО "Рекламная компания "РОСТ-Тверь" о нарушении порядка организации и проведения торгов, предписывает:
В срок до 29.04.2016:
1. Отделу муниципального заказа и потребительского рынка Администрации Конаковского района Тверской области и аукционной комиссии:
1.1. отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 01.04.2016 N 4;
1.2. повторно рассмотреть заявки, поданные на участие в открытом аукционе, закрытого по форме подачи предложения по цене, на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - двухстороннего рекламного щита, размером 3-м х 6-м, расположенного по адресу: Тверская обл., г. Конаково, ул. Свободы, напротив дома 208 (извещение от 11.03.2016 N 4) с учетом требований действующего законодательства и решения N 05-6/2-16-2016 от 18.04.2016.
2. В срок до 13.05.2016 г. Администрации Конаковского района Тверской области и/или Отделу муниципального заказа и потребительского рынка Администрации Конаковского района Тверской области сообщить о выполнении настоящего предписания в Тверское УФАС России с приложением надлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 18 апреля 2016 г. N 05-6/2-16-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016