Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 29 марта 2016 г. N 1-00-517/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<> - заместителя руководителя Московского УФАС России, председателя Комиссии,
членов Комиссии:
<> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов,
<> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
при участии:
от заявителя - ООО "Этника": <> (в соответствии с приказом от 22.09.2004 N 1-К), <> (по доверенности от 24.03.2016 N б/н),
от заказчика - ООО "Авиакомпания "Победа": <> (по доверенности от 13.08.2015 N 93),
рассмотрев жалобу ООО "Этника" на действия заказчика - ООО "Авиакомпания "Победа" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на предоставление услуг по изготовлению и пошиву форменной одежды для кабинных экипажей, поставку форменной одежды для летных экипажей, а также на предоставление услуг по хранению форменной одежды (реестровый N 31603313692),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Этника" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ООО "Авиакомпания "Победа" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на предоставление услуг по изготовлению и пошиву форменной одежды для кабинных экипажей, поставку форменной одежды для летных экипажей, а также на предоставление услуг по хранению форменной одежды (реестровый N 31603313692) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерной оценке заявок участников Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
На официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
12.02.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок - 29.02.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 29.02.2016, дата подведения итогов - 29.02.2016.
В соответствии с протоколом от 29.02.2016 N 45-16 победителем Закупки признано ООО "Компания Галактика". Второе место заняла компания ООО "Этника".
Заявитель не согласен с данным решением, утверждая, что оно необоснованно.
С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправием, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комиссией установлено, что Приложением N 4 к Закупочной документации утвержден следующий порядок оценки заявок участников Закупки:
Критерий оценки предложений участников процедуры закупки |
Оценочная функция Критерия |
Вес критерия |
1. Суммарная стоимость услуг по изготовлению с учетом объемов в Приложении N3: женского комплекта для кабинных экипажей (бортпроводников), в рублях без НДС мужского комплекта для кабинных экипажей (бортпроводников) в рублях без НДС ·мужского комплекта для кабинных экипажей (пилоты) в рублях без НДС
|
=Минимальная стоимость работ по всем предложениям / Стоимость работ, предложенную |
80 |
2. Сроки изготовления и пошива форменной одежды
|
= Срок изготовления и пошива форменной одежды с момента утверждения образцов форменной одежды >45 дней=0, иначе минимальный срок изготовления и пошива женского и мужского комплекта для кабинных экипажей (бортпроводников) по всем предложениям / Срок изготовления и пошива женского и мужского комплекта для кабинных экипажей (бортпроводников), если Срок изготовления> 0 =1
|
10 |
3. Опытная носка пошитого образца женского комплекта форменной одежды для кабинных экипажей (бортпроводников), включающего в себя: пиджак, юбку, жилет и рубашку c коротким рукавом в течение 2 календарных дней.
|
Оценка по данному критерию определяется экспертным мнением, исходя из качества ткани, соответствия размеру, надежности швов, симметричности пошива, соответствия цвета, качества ткани после стирки представленного образца. |
10 |
4. Степень отклонения от Требований к предмету закупки (баллы) |
=Количество разделов Требований к предмету закупки, имеющих в Опросном листе степень выполнения "НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ" или степень выполнения, не предусмотренную в Опросном листе |
-10 |
Комиссия отмечает, что установленный в Закупочной документации порядок оценки по критерию "Опытная носка пошитого образца женского комплекта форменной одежды для кабинных экипажей (бортпроводников), включающего в себя: пиджак, юбку, жилет и рубашку c коротким рукавом в течение 2 календарных дней" предусматривает выставление показателей участникам исходя из субъективного мнения экспертов.
Закупочная документация не содержит порядка начисления показателей заявкам участников по критерию "Опытная носка пошитого образца женского комплекта форменной одежды для кабинных экипажей (бортпроводников), включающего в себя: пиджак, юбку, жилет и рубашку c коротким рукавом в течение 2 календарных дней".
Порядок оценки заявок по критерию "Опытная носка пошитого образца женского комплекта форменной одежды для кабинных экипажей (бортпроводников), включающего в себя: пиджак, юбку, жилет и рубашку c коротким рукавом в течение 2 календарных дней", утвержденный Закупочной документацией, не позволяет определить правомерность присвоения баллов (показателей) по указанному критерию, тем самым лишая участников возможности получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерности определения победителя, а также не обеспечивает равные права, возможности и условия для участников Закупки.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны Заказчика в целях определения победителя проводимого Конкурса.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании Закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в Закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.
Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и заказчиков при подведении их итогов.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает довод жалобы Заявителя обоснованным и усматривает в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного и в соответствие с частью, 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 марта 2016 г. N 1-00-517/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016