Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 15 апреля 2016 г. N 04-01/97-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>
при участии:
<_>- представитель Заказчика,
<_>- представитель Заказчика,
<_>- представитель Заказчика,
рассмотрев жалобу ООО "АТЛАНТ СК" (г. Москва) на действия Заказчика - Государственное казенное учреждение "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901008916) при осуществлении закупки (открытый конкурс) "Оказание услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры" (закупка N 0190200000316003022), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "АТЛАНТ СК" на положения конкурсной документации N 0190200000316003022 "Оказание услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры".
По мнению Заявителя конкурсная документация утверждена с нарушениями положений Закона о контрактной системе:
1) отсутствует надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок по Критерию "Цена контракта", а именно отсутствует формула расчета количества баллов, присуждаемых по показателю, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе;
2) порядок оценки по показателю "Квалификация участников закупки" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и предоставляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию,
3) установленные требования к тому, что место (расположение объектов) выполнения работ по ранее исполненным договорам должно относиться к 1 дорожно-климатической зоне, в условиях распространения вечной мерзлоты и сложных гидрогеологических условиях, неправомерны;
4) Заявитель считает незаконным требование Заказчика о том, что стоимость одного договора (контракта) в подтверждение опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема должна составлять не менее 100 (сто) процентов начальной (максимальной) цены контракта, установленной по рассматриваемому конкурсу;
5) Заявитель считает неправомерным требование о том, что участник может представить данные для оценки исключительно тех сотрудников, которые работали на постоянной основе.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Требования к составу конкурсной документации определены статьей 50 Закона о контрактной системе.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в т.ч., критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта" Следовательно, заказчик для оценки заявок (предложений) на участие в закупке вправе установить в документации о закупке как один из нестоимостных критериев, так и оба нестоимостных критерия.
В конкурсной документации N 0190200000316003022 по осуществлению закупки на оказание услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе изложены в пункте 6.2. "Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе", в пункте 6.2.2. раздела 6 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации.
В пп. 6.2.4. п. 6.2. "Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе" указано, что оценка заявок на участие в конкурсе проводится в соответствии с порядком оценки заявок, установленным Постановлением N 1085.
Согласно п. 11 Постановления N 1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки, где определены формулы расчета количества баллов, присуждаемых по стоимостным и не стоимостным показателям.
Пунктом 6.2.2. раздела 6 конкурсной документации установлен стоимостной критерий оценки заявок на участие в конкурсе:
Цена контракта, значимость 60%.
Согласно п.16 Постановления N1085 осуществляется оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки. Лучшим предложением по критерию "Цена контракта" является наименьшая предложенная участником закупки цена контракта, т.к. в конкурсной документации указана начальная (максимальная) цена контракта.
В пункте 6.2.2. раздела 6 конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявок на участие в конкурсе:
Квалификация участников закупки, значимость - 40%, в том числе:
2.1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, максимальное значение 50 баллов.
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, максимальное значение 50 баллов.
Согласно п.23 Постановления N 1085 осуществляется оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки. Лучшим условием исполнения контракта по критерию "Квалификация участников закупки" является наибольшее значение критерия оценки каждого показателя. Зависимость, предусмотренная Постановлением N 1085, установлена пропорционально между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
Кроме того, Заказчик указывает, что требования к квалификации участника конкурса не являются предметом допуска к участию в торгах.
Квалификация участника будет оцениваться Заказчиком для выявления лучших условий выполнения контракта.
Относительно установления требования к тому, что место выполнения работ по ранее исполненным договорам должно относиться к 1 дорожно-климатической зоне, в условиях распространения вечной мерзлоты и сложных гидрогеологических условиях, Заказчик сообщает следующее.
Конкурсной документацией предусмотрено место выполнения работы (оказания услуги): по месту нахождения Исполнителя, по необходимости выезд на Объекты Заказчика.
Объекты транспортной инфраструктуры (Приложении N2 к Контракту) находятся в Ямало-Ненецком автономном округе, в районах распространения вечной мерзлоты, и согласно таблице Б1 СП 131.13330.2012 "Строительная климатология" данная территория относится к 1 климатическому району.
При разработке планов транспортной безопасности Техническим заданием раздел "Сведения, отражающиеся в плане обеспечения транспортной безопасности объектов транспортных инфраструктур" пункты 5, 7, 8, 10, 12 выполняются с обязательными выездами на Объекты Заказчика.
Географическое положение территории определяет ее климатические особенности. Климат данного района резко континентальный. Зима суровая, холодная продолжительная. Лето короткое, теплое. Короткие переходные сезоны - осень и весна. Наблюдаются поздние весенние и ранние осенние заморозки, резкие колебания температуры в течение года и даже суток. Безморозный период очень короткий
Осадков в районе выпадает много, особенно в теплый период с апреля по октябрь.
По характеру водного режима реки относятся к типу рек с весенне-летним половодьем и паводками в теплое время года.
Начало стока паводковых вод происходит поверх льда на малых реках, и поверх снега по логам и временным ручьям. В зимний период, один раз в 3 - 4 года, на перемерзающих реках могут образовываться наледи мощностью до 0,60 - 0,90-м. При воздействии инженерно-технических сооружений наледи могут достигать 1,50 - 2,0-м, заполняя все русло и даже распространяясь на пойму.
Учитывая непростые климатические особенности территории Ямало-Ненецкого автономного округа и, как следствие, наличие определенных трудностей при выполнении обозначенных работ, лучшими условиями исполнения контракта считаются организации, имеющие успешный опыт работы на объектах, находящихся на территориях, отнесенных к 1 климатическому району, способных в полной мере учесть данные особенности выполнения работ. Данная практика подрядных организаций позволит избежать возможных нежелательных последствий в ходе выполнения работ и позволит эффективно расходовать предусмотренные на эти цели бюджетные средства.
Относительно законности требования Заказчика о том, что стоимость одного договора (контракта) в подтверждение опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема должна составлять не менее 100 (сто) процентов начальной (максимальной) цены контракта, установленной по рассматриваемому конкурсу, Заказчиком указано следующее.
Постановлением N 1085 устанавливаются предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок. При этом пунктом 10 Постановления N 1085 установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для определения степени выгодности условий исполнения контракта Заказчик самостоятельно раскрывает содержание показателей критерия, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки.
Относительно требования о предоставлении для оценки данных исключительно тех сотрудников, которые работали на постоянной основе, Заказчик указывает.
Запрашиваемая копия отчета о среднесписочной численности работников организации, заверенная руководителем организации (для юридического лица), индивидуальным предпринимателем, печатью организации (при наличии печати), в Государственный налоговый орган по состоянию на 01.01.2016 г., с отметкой налогового органа) объясняется тем, что состав и характеристики, цель, организационные, технические, правовые и иные условия оказания услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры должны соответствовать основным положениям Федерального закона от 09.02.2007 г. N16-ФЗ "О транспортной безопасности", Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", Приказа Минтранса России от 16.02.2011 N56 "О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах", Приказа Министерства транспорта РФ от 8.02.2011 N42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" указанным в предмете контракта.
А так же, проектом контракта (п. 7.1.3, 7.1.4) предусмотрены следующие обязанности Исполнителя:
Не передавать какую-либо информацию, полученную при оказании услуг третьим лицам.
Руководствоваться законодательством РФ в области защиты сведений, которые являются информацией ограниченного доступа.
Выполнение требований, установленных Заказчиком, возможно организацией, специалисты которой являются штатными единицами участника закупки.
Проанализировав доводы жалобы и возражения Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Законом о контрактной системе регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В целях определения лучших условий исполнения контракта, Заказчик вправе установить требования к товарам, работам, услугам, являющиеся значимыми для заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Заказчик указывает, что обжалуемые Заявителем положения конкурсной документации не являются предметом допуска к участию в торгах. Квалификация участника будет оцениваться Заказчиком для выявления лучших условий выполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения рассматриваемой конкурсной документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Руководствуясь пунктом 3 части 14, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "АТЛАНТ СК" на положения конкурсной документации N 0190200000316003022 "Оказание услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 апреля 2016 г. N 04-01/97-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016