Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
(опубликовано 20 апреля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления- начальника отдела Спиридонова И.И.; |
|
членов |
- ведущего специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А.; - специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.; |
|
|
|
|
в присутствии - от ООО "Ульяновскнефтегаз":
- <_> (доверенность N 5/03/2016-УНГ от 14.04.2016 г.),
- от Ульяновского филиала ОАО "Альфастрахование":
- <_> (доверенность N 0248/16 от 01.01.2016 г.),
рассмотрев дело N 13 117/03-2016, возбужденное по жалобе Ульяновского филиала ОАО "АльфаСтрахование" (далее - заявитель) на действия тендерной комиссии (заказчик - общество с ограниченной ответственностью "Ульяновскнефтегаз", далее - ООО "Ульяновскнефтегаз") при проведении запроса предложений N 31603412661 по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ООО "Ульяновскнефтегаз" (НМЦ - 236 320,00 руб., дата рассмотрения заявок - 25.03.2016) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Вх. N 2061 от 06.04.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Ульяновскнефтегаз" на действия тендерной комиссии при проведении запроса предложений N 31603412661.
Содержание жалобы ООО "Ульяновскнефтегаз" составляет указание на следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение, устанавливаемых в соответствии с Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Размер базовых ставок тарифов устанавливается в соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 23.07.2015 г. N 3739-У "О страховых тарифах, структуре страховых тарифов и порядке из применения страховщиками при расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" исходя из типовых видов опасных объектов.
По мнению ОАО "АльфаСтрахование", исходя из информации, предоставленной заказчиком, минимально возможный размер совокупной страховой премии составляет 164 520,00 руб., который и был предложен обществом. Кроме того, изначально в запросе котировок не содержалось информации о количестве скважин, что создавало препятствия для участников. При прочих равных условиях у участников может получится разная итоговая цена, только в случае объектов типа "Фонд скважин", так как базовый тариф определяется в зависимости от количества скважин. После официального запроса с официального адреса заказчика поступила информация по количеству скважин, на основании которой был сделан расчет. Заявитель считает, что заказчик мог предоставить другим участникам иные сведения, или второй участник самовольно мог занизить количество скважин для получения меньшей цены. По мнению заявителя, участник под N заявки 631 установил цену предложения, применив тарифную ставку для объекта "Фонд скважин" с нарушением норм действующего законодательства.
Представитель заказчика и члены тендерной комиссии на заседание Комиссии 14.04.2016 г. не явились (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке уведомления по факсу 11.04.2016 г. в 15:52).
Вх. N 2284 от 14.04.2016 г. в Ульяновское УФАС России поступили письменные возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.
При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе, с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
Также ООО "Ульяновскнефтегаз" указало, что указанием ЦБ РФ от 23.07.2015 г. N 3739-У "О страховых тарифах, структуре страховых тарифов и порядке их применения страховщиками при расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" установлены интервалы возможных значений коэффициента КУБ, применение которого является правом страховщика.
Таким образом, учитывая, что заявка победителя закупки (ОАО "СОГАЗ") полностью соответствовала требованиям закупочной документации, а также базовым ставкам страховых тарифов, установленных указанием ЦБ РФ от 23.07.2015 г. N 3739-У у тендерной комиссии не было оснований для отклонения указанной заявки.
На основании изложенного ООО "Ульяновскнефтегаз" просит в удовлетворении жалобы ОАО "АльфаСтрахование" отказать.
В рассмотрении жалобы ОАО "АльфаСтрахование" объявлялся перерыв до 15:30 15.04.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
На заседании Комиссии после перерыва представитель заказчика представленные ранее письменные возражения на жалобу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 16.03.2016 г. были опубликованы извещение и документация проведении запроса предложений N 31603412661 по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ООО "Ульяновскнефтегаз" (НМЦ - 236 320,00 руб., дата рассмотрения заявок - 25.03.2016).
Согласно протоколу вскрытия и рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 25.03.2016 г. по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений было подано две заявки.
Все заявки участников закупки соответствовали требованиям закупочной документации.
Победителем запроса предложений было признано АО "СОГАЗ" с предложением о цене договора 162 360, 00 руб.
25.03.2016 г. между ООО "Ульяновскнефтегаз" и АО "СОГАЗ" был заключен договор N 5816 DE 031 на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ООО "Ульяновскнефтегаз".
Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ОАО "АльфаСтрахование" необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Приказом ООО "Ульяновскнефтегаз" 08.04.2013 г. было утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг.
Приказом ОАО "Зарубежнефть" от 11.03.2014 г. было утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд дочерних обществ (далее - Положение о закупках).
Согласно пункту 3.2 части 3 "Общие положения" Положения о закупках (в ред. от 27.11.2015 г.) одним из способов закупки является запрос предложений.
В соответствии с пунктами 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Согласно пункту 3.15 части 3 "Общие положения" Положения о закупках в документации о закупке указываются сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Документацией о закупке N 31603412661 установлено, что предметом закупки является отбор страховой компании для оказания услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ООО "Ульяновскнефтегаз" (максимальная цена договора - 236 320,00 руб.).
Согласно сведениям, представленным заказчиком, максимальная цена договора была сформирована заказчиком на основании коммерческих предложений потенциальных участников закупки.
Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон об обязательном страховании).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с Законом об обязательном страховании.
Указание Банка России от 23.07.2015 N 3739-У "О страховых тарифах, структуре страховых тарифов и порядке их применения страховщиками при расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" устанавливает базовые ставки страховых тарифов, коэффициенты к базовым ставкам страховых тарифов, структуру страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно пункту 1 Указания Банка России от 23.07.2015 N 3739-У в целях расчета страховой премии в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона об обязательном страховании страховщик определяет размер страхового тарифа по договору обязательного страхования по следующей формуле:
Т = ТБ x КБМ x КУБ x МВКП
где:
Т - страховой тариф;
ТБ - базовая ставка страхового тарифа;
КБМ - коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов, отражающий отсутствие или наличие страховых случаев;
КУБ - коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта;
МВКП - коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов, учитывающий вред, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможное количество потерпевших.
Техническое задание документации о закупке N 3160341266 содержит информацию об опасных производственных объектах, а также содержит указание на то, что информация, характеризующая опасные производственные объекты, будет представлена дополнительно по запросу участника.
Согласно сведениям, представленным представителем заказчика, по запросу потенциальных участников закупки, ООО "Ульяновскнефтегаз" была представлена информация по фонду скважин ООО "Ульяновскнефтегаз" в следующем виде:
N п/п |
|
Количество скважин |
1 |
Фонд скважин Славкинского месторождения |
2 |
2 |
Фонд скважин Кондаковского месторождения |
8 |
3 |
Фонд скважин Ружевского месторождения |
3 |
4 |
Фонд скважин Сулакского месторождения |
4 |
В ходе анализа заявок участников закупки Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что предложение по цене договора АО "СОГАЗ" составляет 162 360, 00 руб., предложение по цене договора ОАО "АльфаСтрахование" - 164 452,00 руб.
Подпунктом 8.8.8 пункта 8.8 "Рассмотрение заявок на участие в закупке и выбор победителя" части 8 "Порядок проведения запроса предложений" Положения о закупках установлено, что победителем запроса предложений признается участник закупки, который по заключению тендерной комиссии предложил лучшие условия исполнения договора.
Согласно подпункту 8.8.8 пункта 8.8 "Рассмотрение заявок на участие в закупке и выбор победителя" части 8 "Порядок проведения запроса предложений" Положения о закупках тендерная комиссия вправе не допустить к участию в закупке лицо, подавшее заявку на участие в закупке в случае непредставления установленных документацией о закупке документов, либо наличия в таких документах неполных и недостоверных на дату представления заявки сведений, либо несоответствия заявки на участие в закупке или участника закупки требованиям документации о закупке.
Учитывая, что заявка АО "СОГАЗ" соответствовала требованиям закупочной документации, оснований для отклонения указанной заявки у членов тендерной комиссии ООО "Ульяновскнефтегаз" не имелось.
Довод ОАО "АльфаСтрахование" о необоснованном определении победителя закупки, поскольку цена договора фиксирована законодательными актами и не может быть снижена, не может быть признан обоснованным Комиссией Ульяновского УФАС России, поскольку тендерная комиссия заказчика рассматривает заявки участников закупки на соответствие требованиям закупочной документации и не оценивает порядок формирования и обоснование расчета цены участниками закупки.
Учитывая изложенное, в действиях тендерной комиссии нарушений законодательства о закупках и Положения о закупках не установлено.
Довод ОАО "АльфаСтрахование" о необоснованном отсутствии в закупочной документации информации о количестве скважин не может быть принят во внимание Комиссией Ульяновского УФАС России на основании следующего.
Техническое задание документации о закупке N 3160341266 содержит указание на то, что информация, характеризующая опасные производственные объекты, будет представлена дополнительно по запросу участника.
Согласно сведениям заказчика, на основании запросов всех участников закупки одинаковая информация о количестве скважин была представлена заказчиком, в связи с чем, формирование цены договора осуществлялось участниками закупки исходя из равных условий.
Кроме того, утверждение закупочной документации в указанном виде не нарушает законодательство о закупках и Положение о закупках.
Учитывая изложенное, жалоба ОАО "АльфаСтрахование" является необоснованной.
При этом Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что поскольку часть доводов жалобы указывают на неправомерные действия победителя закупки в части предложения цены договора в целях недобросовестной конкуренции, Комиссией Ульяновского УФАС России принято решение о передаче материалов дела N 13 117/03-2016 в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии признаков антимонопольного законодательства.
Кроме того, учитывая, что в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 09.02.2016 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховой надзор осуществляется Центральным Банком Российской Федерации, Комиссией Ульяновского УФАС России принято решение о направлении сведений в части формирования цены договора АО "СОГАЗ" в соответствующее структурное подразделение Территориального учреждения Банка России для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения страхового законодательства.
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать жалобу Ульяновского филиала ОАО "АльфаСтрахование" необоснованной.
2. Передать материалы дела N 13 117/03-2016 в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Д.А. Губайдулова
Е.И. Мартиросян
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (опубликовано 20 апреля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016