Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
(опубликовано 20 апреля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления - начальника отдела Спиридонова И.И.; |
|
членов |
- ведущего специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А.; - специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.; |
|
|
|
|
в присутствии: - от АО "Авиастр-СП":
- "_". (доверенность б/н от 23.07.2015 г.);
- от Ульяновского филиала ПАО "Ростелеком":
- "_". (доверенность N 0608/29/2-15 от 15.01.2015 г.);
- от ООО "Телеком.ру":
- "_" (решение N 10 от 30.11.2014 г.),
- "_" (доверенность N 18 от 14.04.2016 г.);
рассмотрев дело N 13 116/03-2016, возбужденное по жалобе Ульяновского филиала ПАО "Ростелеком" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика N 31603489203 на оказание услуг по обслуживанию местной, внутризоновой телефонной связи (заказчик - Акционерное общество "Авиастар-СП", далее - АО "Авиастар-СП"; НМЦ - 13 188 717,00 руб.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Вх. N 2049 от 06.04.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба Ульяновского филиала ПАО "Ростелеком" на действия АО "Авиастар-СП" при проведении закупки у единственного поставщика N 31603489203.
Содержание жалобы Ульяновского филиала ПАО "Ростелеком" составляет указание на следующее.
Закупка у единственного источника, осуществляемая путём заключения договора с конкретным поставщиком без рассмотрения конкурирующих предложений, проведена в рамках подпункта N 2 е) пункта N 8.5.8 раздела N 3 Положения о закупках товаров, работ, услуг ЗАО "Авиастар-СП", которое предусматривает такую возможность в случае, если поставщику принадлежат исключительные права в отношении закупаемых товаров (работ, услуг). Ни одним из действующих нормативно-правовых актов не предусмотрено никаких исключительных прав в отношении оказания услуг местной, внутризоновой телефонной связи для какого-либо из операторов связи. Единственным ограничивающим фактором является наличие лицензии на оказание тех или иных услуг связи, однако такая лицензия так же не является чем-то исключительным. Таким образом, указанная закупка не могла производиться у единственного поставщика. Оказание услуг связи, помимо получения лицензии, обусловлено наличием у оператора связи технической возможности оказания услуг. Однако наличие технической возможности у одного из операторов связи не означает её отсутствие у других операторов. Тем более, что в материалах закупки не приводится ни одного документа, подтверждающего наличие технической возможности оказания услуг связи только у ООО "Телеком.ру". Более того, по адресу оказания услуги (г. Ульяновск, пр-т Антонова, д. 1) у ПАО "Ростелеком" также имеется техническая возможность оказания услуг местной, внутризоновой телефонной связи.
На заседание Комиссии 14.04.2016 г. представитель Ульяновского филиала ПАО "Ростелеком" поддержала доводы, изложенные в жалобе, а также представила дополнение к жалобе, содержащее указание, в том числе, на следующее.
Положением о закупках ЗАО "Авиастар-СП" предусмотрено, что заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке, стоимость которой не превышает 100 000, 00 руб., в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 000 000 000, 00 руб., заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000, 00 руб.
Исходя из изложенного, закупки свыше 100 000, 00 руб. (500 000, 00 руб., в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 000 000 000, 00 руб.) не могут проводиться как закупка у единственного поставщика.
Представитель заказчика на заседании Комиссии 14.04.2016 г. не согласилась с доводами, изложенными в жалобе и представителем Ульяновского филиала ПАО "Ростелеком", представила письменные возражения, содержащие указание на следующее.
Закупка у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию местной, внутризоновой телефонной связи проводилась заказчиком в соответствии с нормами законодательства о закупках и Положения о закупках.
Закупка у единственного поставщика N 31603489203 фактически является пролонгацией существующего договора, заключенного с ООО "Телеком.ру".
Обоснование необходимости данной закупки с ООО "Телеком.ру" как с единственным поставщиком отражено в справке-обосновании N 179/2, согласно которой выбор поставщика обусловлен наличием ряда обстоятельств, в том числе: в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги общедоступной электросвязи относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно подпункту 7 пункта 8.5.8 Положения о закупках ЗАО "Авиастар - СП" в отношении данных услуг может быть проведена закупка у единственного поставщика.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11:00 15.04.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 30.03.2016 г. были опубликованы извещение и документация закупки у единственного поставщика N 31603489203 на оказание услуг по обслуживанию местной, внутризоновой телефонной связи (НМЦ - 13 188 717,00 руб.).
30.03.2016 г. размещен протокол N 317 от 24.03.2016 г. в соответствии с которым принято решение об утверждении единственного поставщика ООО "Телеком.ру" на оказание услуг по обслуживанию местной, внутризоновой телефонной связи по договору N 34942.
30.03.2016 г. размещен договор N 34942, заключенный между ЗАО "Авиастар - СП" и ООО "Телеком.ру".
Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ПАО "Ростелеком" необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов. Следовательно, ЗАО "Авиастар-СП" осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Советом директоров ЗАО "Авиастар - СП" было утверждено Положение N 400/4.14.6477.1-2014 "О закупках товаров, работ, услуг ЗАО "Авиастар - СП" (далее - Положение о закупках).
Пунктом 8.5.8 раздела III "Способы закупок и их особенности" Положения о закупках (в ред. N 2 Протокола N 22 от 28.07.2014 г.) установлен перечень случаев, при которых осуществляется закупка у единственного источника путем заключения договора с конкретным поставщиком без рассмотрения конкурирующих предложений.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 8.5.8 Положения о закупках закупка у единственного источника без использования конкурентных процедур закупки может проводиться по решению Комиссии в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом о естественных монополиях.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи.
В справке - обосновании N 179/2 отражено, что основанием заключения договора с ООО "Телеком.ру" является подпункт 7 п.8.5.8 Положения о закупках.
Таким образом, учитывая, что в Положении о закупках ЗАО "Авиастар - СП" предусмотрено основание заключение договора с единственным исполнителем в случае оказания услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, заключение договора N 34942 с ООО "Телеком.ру" без проведения конкурентных процедур не противоречит нормам Положения о закупках и не является нарушением законодательства о закупках.
Вместе с тем, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает следующее.
Указание в извещении N 31603489203 и в протоколе N 317 от 24.03.2016 г. в качестве основания заключения договора подпункт 2 е) пункта 8.5.8 раздела N 3 Положения о закупках является неправомерным, поскольку предоставление определенного ресурса нумерации ООО "Телеком.ру" не является основанием для признания наличия у общества исключительных прав по смыслу статьи 1229 Гражданского Кодекса РФ в отношении закупаемых услуг.
Учитывая, что правомерное основание осуществления закупки N 31603489203 было отражено в справке - обосновании N 179/2, а также то, что фактически основанием для проведения закупки у единственного источника явилась закупка услуг электросвязи, которые относятся к сфере деятельности естественных монополий, нарушений законодательства о закупках Комиссией Ульяновского УФАС не установлено.
Таким образом, жалоба ПАО "Ростелеком" является необоснованной.
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу ПАО "Ростелеком" необоснованной.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Д.А. Губайдулова
Е.И. Мартиросян
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (опубликовано 20 апреля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016