Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ИП-04/5402 (опубликовано 18 апреля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
в присутствии представителей заказчика - ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" г. Казани "_", в отсутствие представителя заявителя ООО "Мелон", рассмотрев жалобу ООО "Мелон" (вх.N559/ж от 05.04.2016 г.) на действия заказчика - ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" г.Казани при проведении электронного аукциона N0311300268216000012 на предмет: "Поставка тест-систем для ГАУЗ "Городской клинической больницы N16" г.Казани", установила:
Извещение о проведении электронного аукциона: N0311300268216000012, размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 28.03.2016.
Заказчик - ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" г.Казани.
Начальная (максимальная) цена контракта при проведении электронного аукциона N0311300268216000012- 22 687,50 руб.
Дата проведения электронного аукциона: 08.04.2016 г.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушениями Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
в разделе извещения - "Объект закупки" имеется указание на товарный знак "Хелпил";
техническое задание на поставку тест-системы содержит прямое указание на то, что поставляемый товар должен соответствовать требованиям ТУ 9398-001-45564088-2009;
заказчик в качестве объекта закупки указал медицинское изделие, незарегистрированное в установленном порядке.
Изучив материалы, Комиссия сочла доводы заявителя, изложенные в жалобе, частично обоснованными ввиду следующего.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Вместе с тем, заказчики (организаторы торгов), не разместившие положение о закупках, размещение закупки осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком - ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" г.Казани положение о закупках не размещено. Следовательно, ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" г.Казани при проведении электронных аукционов руководствуется требованиями законодательства о контрактной системе.
Относительно довода заявителя о том, что объект закупки содержит указание на товарный знак Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
- в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В ходе изучения материалов дела Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в разделе извещения "Объект закупки" заказчик указал товарный знак "Хелпил".
При этом, заказчик на заседании Комиссии пояснил, что в извещении товарный знак "Хелпил" был указан ошибочно.
Таким образом, согласно вышеуказанной нормы в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарного знака.
Таким образом, довод заявителя в данной части Комиссия признала обоснованным.
Следовательно, государственным заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Относительно того, что заказчиком указано, что поставляемый товар должен соответствовать требованиям ТУ Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" технические условия - это вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.
В техническом задании аукционной документации указано, что устройство для экспресс-диагностики хеликобактериоза по уреазной активности биоптата: "Предназначено для быстрой диагностики инфекции Helicobacter pylori по уреазной активности биоптата. Устройство имеет прямоугольную полимерную подложку с не менее 10 сегментами, на которых закреплены индикаторные диски, герметично защищенные язычками. Материал подложки полимерный. Количество индикаторных дисков не менее 10 шт. Диаметр индикаторного диска не более 6 мм(+ - 1 мм). Цвет индикаторного диска: от светло-желтого до темно-желтого. Изделие соответствуют требованиям ТУ 9398-001-45564088-2009".
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что заказчиком в техническом задании аукционной документации указана необходимость соответствия поставляемого товара ТУ 9398-001-45564088-2009.
Вместе с тем, техническое задание аукционной документации содержит указание на конкретного производителя закупаемого медицинского оборудования, что является нарушением объективного описания объекта закупки.
Следовательно, государственным заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Относительно довода заявителя, что заказчик в качестве объекта закупки указал медицинское изделие, незарегистрированное в установленном порядке Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно, данным официального сайта http://www.roszdravnadzor.ru/ Медицинское изделие Устройство для экспресс - диагностики хеликобактериоза по уреазной активности биоптата (in vitro) тест-система ХЕЛПИЛR является зарегистрированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (регистрационное удостоверение от 22.04.2009 г. N ФСР 2007/00378).
При этом, довод заявителя об изменении формы выпуска и отсутствия последующей регистрации на заседании Комиссии не подтвержден.
Следовательно, довод заявителя в данной части Комиссия Татарстанского УФАС признала необоснованным. решила:
1. Признать жалобу ООО "Мелон" на действия государственного заказчика - ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" г.Казани при проведении электронного аукциона N0311300268216000012 на предмет: "Поставка тест-систем для ГАУЗ "Городской клинической больницы N16" г.Казани" частично обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" г.Казани нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" части 4 статьи 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику - ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" г. Казани, предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ИП-04/5402 (опубликовано 18 апреля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016