Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
N 16-03-5-02/1 (опубликовано 18 апреля 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 08 апреля 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Никуйко Ирина Борисовна, заместитель руководителя Управления,
Член Комиссии - Дьякова Анастасия Сергеевна, заместитель начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Член Комиссии - Донцов Дмитрий Александрович, государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N 16-03-5-02/1, возбужденное в отношении Агеева Олега Александровича, по признакам нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5; ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установила:
Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила).
В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
Волгоградским УФАС России в рамках мониторинга соблюдения действующего рекламного законодательства выявлена реклама памятников Муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий". По результатам мониторинга составлен соответствующий акт N 170-Р от 29.09.2015.
Так, в ходе мониторинга установлено следующее:
На рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), расположенного на обочине трассы Р226 в направлении кладбища N 2 размещена рекламная информация следующего содержания: в верхней части плаката "муниципальное унитарное предприятие "комбинат коммунальных предприятий", ниже, в левой части плаката более крупным шрифтом размещен текст "А вы получили бесплатно установку памятника" и знак вопроса. В правой части плаката - "Получите!", указаны номера телефонов, размещено изображение памятника. В нижней части плаката указан адрес: "г. Волжский, ул. Паромная (на территории кладбища)" (фототаблица к данному акту N 170-Р, страница N1, N2.).
На запрос Волгоградского УФАС России, относительно видов деятельности, осуществляемых МУП "Комбинат коммунальных предприятий" получена информация (вх. N 6849 от 18.09.2015) из содержания которой следует, что МУП "Комбинат коммунальных предприятий" не осуществляет деятельность по изготовлению, установке и демонтажу надмогильных сооружений на общественных кладбищах г. Волжского.
В целях установления рекламодателя рекламы распространяемой на рекламной конструкции, расположенной на обочине трассы Р226, направлялся запрос информации в адрес рекламораспространителя. В ответ была получена информация (вх. N 1043 от 21.12.2015) из содержания которой следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является физическое лицо - Агеев Олег Александрович (договор N 3а/15 от 01.09.2015).
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В связи с изложенным, в отношении Агеева О.А. определением от 11.01.2016 возбуждено дело N 16-03-5-02/1 по признакам нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5; ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
На рассмотрение дела Агеев О.А. не являлся, объяснений не представлял.
Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с Письмом ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Информация, зафиксированная актом N 170-Р от 29.09.2015, является рекламой, т.к. соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы.
- распространена на конструктивном элементе - рекламном щите;
- адресована неопределенному кругу лиц, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услуги по бесплатной установке памятников.
В соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В процессе рассмотрения дела N 16-03-5-02/2 установлено, что МУП "ККП" непосредственно не оказывает услуги по изготовлению и установке памятников на кладбище N 2 г. Волжского, а является агентом (посредником) отдельных хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги (ООО "Волжское ритуальное предприятие "Память", ООО фирма "Доверие"). При этом в рекламе отсутствует информация, что МУП "ККП" выступает именно агентом других лиц.
Комиссия приходит к выводу, что спорная реклама создает впечатление, что именно МУП "ККП" оказывает рекламируемые услуги.
Таким образом, в нарушение п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о лице, оказывающем услуги по бесплатной установке памятников.
В нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения услуги, а именно информация о том, что МУП "ККП" является агентом других организаций, в действительности оказывающих услуги по изготовлению и установке памятников. Это искажает смысл рекламы (в части лица оказывающего услуги) и вводит потребителя в заблуждение
В связи с изложенным, рассматриваемая реклама "А вы получили бесплатно установку памятника Получите!", распространявшаяся на территории кладбища N 2 (Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Паромная, д. 2) у входа в административное здание (на салоне) и на ограждении кладбища N 2, является ненадлежащей, нарушающей требования, закрепленные п. 20 ч. 3 ст. 5; ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
В процессе рассмотрения дела N 16-03-5-02/2 была получена информация, свидетельствующая о прекращении распространения рассматриваемой рекламы.
В связи с этим, оснований для выдачи предписания не имеется.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 37 - 42 Правил, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "А вы получили бесплатно установку памятника", "Получите!", распространявшуюся на рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), расположенного на обочине трассы Р226 в направлении кладбища N 2 ненадлежащей, нарушающей п. 20 ч. 3 ст. 5; ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении Агеева О.А.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области N 16-03-5-02/1 (опубликовано 18 апреля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016